Дмитрий и Кирилл Комбаровы: "В "Спартак" пришли не из-за денег"

Telegram Дзен

Гостями авторской программы Александра ЛЬВОВА "Начистоту", которая выходит на "СЭ-ТВ", стали защитники "Спартака" братья-близнецы Комбаровы, а в роли звездного соведущего выступил заслуженный артист России Михаил Ефремов.

– На этот раз у меня два собеседника, поэтому нужно уравнять шансы. И я пригласил в помощники заслуженного артиста России Михаила Ефремова – болельщика "Спартака", который недавно весело отметил свой 50-летний юбилей…

Ефремов: – – С удовольствием помогу! И сразу начну с комплиментов: я очень обрадовался, когда Комбаровы вернулись в родной "Спартак" из "Динамо". Дима так вообще сразу "попер", а Кириллу, насколько помню, мешали травмы…

Кирилл: – – Да, сначала были проблемы с пяткой. Хотели операцию делать, потом передумали. К сожалению, сейчас редко выхожу на поле…

Ефремов: – – Это нормально – в команде должна быть конкуренция. Защита "Спартака" в том числе благодаря вам стала действовать надежнее. Но вопрос у меня о нападении: кто будет забивать в оставшихся матчах, пока лечится Мовсисян?

Кирилл: – Должен, конечно, Барриос. Но у нас часто отличаются и крайние защитники, включая Диму.

Дмитрий: – А Глушаков какой гол "Зениту" забил! На него тоже надеемся. Шанс может представиться каждому, главное – им воспользоваться.

НЕ ЗАБЫВАЙТЕ: РЕБРОВ НЕ ИГРАЛ ПОЧТИ ГОД!

– Барриос, выйдя на замену в матче с ЦСКА, проявить себя не смог, и последние дни проходят под траурную музыку Вагнера…

Ефремов: – Вагнер Лав нам траурную музыку тоже играл. Хорошо, что он в Китае! (смеется.)

– Отошли уже от неудачи в дерби?

Дмитрий: – Настроение, конечно, не лучшее. Нужно проанализировать, какие ошибки допустили. Но в любом случае должны побеждать в следующем матче с "Волгой".

– Кстати, об ошибках. Ребров блистательно провел встречу с "Зенитом", но после ЦСКА рвал на себе рубаху и взял всю вину за поражение на себя. Согласны с ним? Многие считают, что и Макеев в эпизоде с голом напортачил.

Дмитрий: – Футбол – командная игра, и в каждом эпизоде принимают участие несколько игроков. Сваливать всю вину на Артема неправильно, была цепь ошибок. Да, Ребров сыграл неидеально, но можно было предотвратить опасность и раньше.

Ефремов: – Но вообще это не самое плохое качество – брать на себя грехи всей команды. Это характеризует игрока с положительной стороны.

– Может, оно и так, только когда команда теряет три очка в таком важном матче – это в любом случае большой удар для игроков и болельщиков.

Кирилл: – Но не забывайте, что Ребров не играл почти год! Да и после гола Думбья он еще несколько раз выручал. Только об этом никто уже не вспоминает.

– Пропущенный гол действительно стал шоком? Повлиял на дальнейшие действия?

Дмитрий: – На самом деле, я ничего такого не почувствовал. Да и недавний матч с "Зенитом" еще свеж в памяти: тогда мы тоже быстро пропустили, но сумели ситуацию переломить. Поэтому в голове сидело только одно: нужно отыгрываться, времени еще много. Тем более в наших с ЦСКА матчах забивает, как правило, и та, и другая команда.

Ефремов: – Журналист Львов как раз прогнозировал счет 2:2. А то, что после двух матчей при пустых трибунах оказались в кипящем котле "Арены Химки", никак не сказалось? Перенастроя не было?

Дмитрий: – Нет, настраиваемся всегда автоматически. На подсознательном уровне. А что касается матчей без зрителей, то играть было совсем непривычно. В Черкизове человек 200 сидело, в основном журналисты, но их не было слышно.

– А жен можно было провести?

Дмитрий: – Мы не пробовали. Наверное, кто-то привилегированный имел такую возможность…

Ефремов: – Вряд ли. У меня есть такие знакомые – их тоже не пустили.

ОДНА-ДВЕ СТЫЧКИ В КОМАНДЕ ЗА ГОД – НОРМА

– Игроки после матча в раздевалке часто устраивают разбор полетов?

Дмитрий: – Бывает такое. Но никто друг другу не пихает, а просто объясняет ошибки: куда бежать, как освобождать зоны. Иногда просто в более жесткой форме.

– Помню в 1999-м году после гола Украины в ворота Филимонова в раздевалке сборной стояла гробовая тишина…

Ефремов: – У вас после "Санкт-Галлена" было нечто похожее?

Кирилл: – Не было никаких эмоций. Все остолбенели. Можно сказать, поняли, какую трагедию пережил Филимонов. Но потом, конечно, стали обсуждать. Обычно общаемся уже потом, не в раздевалке.

– Тяжело переживаете неудачи?

Кирилл: – Поражения бывают разные. Есть игры, когда соперник реально сильнее. И тогда воспринимаешь все спокойнее. Как, например, было с "Барселоной" в Москве. А бывают очень обидные проигрыши – когда у тебя много моментов, все пашут, но не везет.

– Матч с "Зенитом" в первом круге к каким отнесете?

Дмитрий: – Обидно было. Практически всю игру исполняли установку тренера, но в концовке пропустили дважды, сами себе привезли. Без ошибок, понятное дело, не обойтись. Сейчас по шаблону никто не играет. За последние годы уровень чемпионата России очень вырос, нагрузки стали совсем другие.

– Дмитрий, у вас как у капитана есть полномочия выговаривать кому-то в команде?

Дмитрий: – Разные бывали ситуации. И до драки чуть не доходило. И я уводил, и меня с кем-то разнимали. За год одна-две стычки бывают в любой команде, это норма.

– А на легионеров влияете?

Дмитрий: – Я не люблю разделять партнеров на "своих" и "чужих".

Кирилл: – Хотя, знаете, негласное деление все равно есть. Русские с иностранцами не могут жить одной семьей. Разный менталитет.

– Говорят, вы с Тино Костой как-то сцепились…

Дмитрий: – Был рабочий момент на тренировке. Ничего особенного.

Ефремов: – Хорошо, что зрители не ходят на тренировки и на репетиции.

Кирилл: – В театре тоже такое бывает, да?

Ефремов: – Еще как! Были режиссеры, которые графинами на сцену кидались, а актеры им отвечали. Великий трагик Леонидов, когда Станиславский в 50-й раз сказал ему, что не верит, как тот входит в дверь, гонялся за Константином Сергеевичем по залу с криками: "Убью!"

Дмитрий: – Такое может произойти в любой профессии. Просто в офисе это случается реже, а у футболистов и актеров деятельность более эмоциональная. Это игра, живые эмоции.

Кирилл: – Мы каждый день находимся вместе и иногда просто надоедаем друг другу.

– "Друг другу" – это вы не себя, надеюсь, имеете в виду.

Кирилл: – Да с ним-то… Бывает раз в год, конечно (общий смех).

ИГРОКАМ В РОССИИ НУЖЕН КНУТ

– Вы как-то сказали, что игрокам в России нужен кнут. И к себе это относите?

Дмитрий: – У нас он был с детства. Во главе угла всегда стояла дисциплина, отец мог и наподдать. Если порядка нет, то ничего не получится.

– У вас в семьях уже тоже все ходят по струнке?

Кирилл: – Ну, у нас дети пока маленькие. Хотя мой трехлетний сын уже чувствует отцовскую силу. Маму не слушает, а я как разок по столу стукну…

Дмитрий: – У меня дочка, так что кнут, надеюсь, не пригодится. Хотя дисциплина тоже нужна.

Ефремов: – А если сравнить тренеров сборной: Капелло действительно настолько строже Адвоката?

Дмитрий: – В плане дисциплины – это небо и земля. У итальянца все распределено до мелочей с первого сбора. Распорядок должен строго соблюдаться, и серьезных нарушений не было. А у голландца после тренировки можно сходить в город поужинать, женам разрешается приезжать.

– Кстати, хорошо это или плохо, когда жены приезжают? Никак не пойму.

Ефремов: – А этого никто не может понять!

Кирилл: – Кому как. Последние два года Карпин разрешает брать супруг, но у нас с Димой принято – едем на сборы тренироваться, а не ходить с семьями по магазинам.

– Не обижаются жены, что Березуцкие своих берут, а вы нет?

– На то они и жены, чтобы нас понимать.

– Кстати, есть мнение, что команда в субботу была выжата физически. И связывают это с матчами сборных.

Дмитрий: – Я себя чувствовал нормально. И валить на сборную точно не стоит.

Ефремов: – А как там вообще игралось в Эмиратах?

Дмитрий: – Тяжело, конечно. И играть, и тренироваться. Но это наша работа.

МЕЧТАЕМ ВСЮ КАРЬЕРУ ПРОВЕСТИ ВМЕСТЕ, А УЖ КАК СЛОЖИТСЯ…

– Вас часто называют и защитниками, и хавбеками. Как все-таки правильнее?

Кирилл: – Мы, получается, универсалы. Впереди, конечно, приятнее играть: есть возможность импровизировать. А в обороне все строго – ошибок не прощают.

Ефремов: – Выходит, в защите играть сложнее, а зарплата у плеймейкеров и нападающих побольше будет.

Кирилл: – Значит, будем стремиться в атаку (смеется). Я в "Динамо" отыграл вообще на всех позициях. Семин меня ставил даже в центре – с Коштиньей.

– Сейчас дела у Димы складываются объективно лучше: на поле выходит регулярно, в сборную вызывается. Может, вам, Кирилл, стоило остаться в "Динамо"?

Кирилл: – Сейчас об этом говорить точно нет смысла. У каждого футболиста бывают сложные периоды. Буду бороться.

– Есть легенда, что, когда Цымбаларя хотел купить "Лацио", Илья на переговорах попросил приобрести еще и его друга Никифорова. В итоге сделка не состоялась. Вы бы за разные клубы смогли выступать?

Дмитрий: – Когда приглашали в "Спартак", мы сразу обозначили позицию: хотим играть вместе. Вопросов не возникло.

Ефремов: – Да и вообще близнецов разлучать нельзя!

Дмитрий: – У нас есть мечта: всю карьеру провести вместе.

Кирилл: – А уж как сложится… Это жизнь – загадывать не будем.

– Кирилл, в ваши годы нужно играть. Если предложат уйти в аренду, как к этому отнесетесь?

Кирилл: – Если все так и будет продолжаться, не буду выходить на поле, то, конечно, придется уходить, чтобы получать игровую практику.

– Клуб будет важен?

– Конечно, в команду, барахтающуюся в подвале таблицы, переходить не стану. Практика будет, но все время проигрывать не в моих правилах. Я так воспитан – в духе победителей.

– В этом смысле пример для подражания – Артем Дзюба, который сначала в "Томи" доказывал свою состоятельность, теперь вот в "Ростове".

– Да, не нужно бояться. Переходы – это часть футбольной жизни. Есть, конечно, Касильяс, который давно сидит на лавке в "Реале" и все равно вряд ли куда-то уйдет, но это скорее исключение.

ДЕНЬГАМИ НЕ КИЧИМСЯ – СПАСИБО ОТЦУ

– Говорят, что вы бы остались в "Динамо", подними вам руководство зарплату.

Кирилл: – Об этом речи даже не шло. Наш доход с переходом в "Спартак" увеличился, но ненамного. Люди, знающие нас, подтвердят: продаваться ради денег никогда не будем.

Ефремов: – Вы правильно ответили, молодцы. Артистам тоже часто задают вопросы о деньгах. Но и стыдиться своих заработков не нужно. Пусть любой желающий посмотрит на игру вблизи и увидит, как люди рубятся. И это не подлость, как говорит Гинер. "Спартак" – гладиаторская команда. Между прочим, у нового стадиона будет установлена статуя гладиатора, который разрывает пасть… коню (общий смех).

Дмитрий: – Мне тоже часто доводится слышать от людей: "Дай мне свои деньги, так я синицу в поле догоню!" Но дальше слов это никогда не идет.

Кирилл: – Просто многие думают, что у нас есть только матчи. А в остальное время мы тусуемся и развлекаемся. Эти люди не знают, какая работа была выполнена до этого. Ставили ведь эксперимент: приводили болельщика на тренировку. После 10-й минуты он ушел, не выдержав нагрузки.

Ефремов: – Кстати, хорошая идея. Когда у нас начнут перевоспитывать фанатов, это можно использовать.

Кирилл: – Лет через 10…

Ефремов: – Почему? Нужно начинать уже сейчас, чтобы успеть к 2018 году. Есть ведь английские лекала.

Дмитрий: – Никто не спорит, что нужно. Просто в Англии законы работают.

Ефремов: – Ну, вы уж куда сейчас залезаете… Еще скажите, что перед законом все равны.

Дмитрий: – Просто там, например, нельзя взять и передать свой абонемент другу, которого лишили права на посещение арены. Если его лицо засветилось – проход на стадион заказан. Или пусть делает пластическую операцию.

– Сергей Галицкий убежден, что молодые игроки, получая первые миллионы, травмируют свою психику. "Они покупают дорогие машины, снижают требования к себе. Футбол этого не прощает". Когда встали на ноги, в вас как в людях что-то поменялось?

Дмитрий: – Конечно, когда подписали первые контракты и увидели "нули", начались и дискотеки, и рестораны. Где-то перебарщивали. Хотя сейчас кажется: как те суммы могли нас изменить? Но до этого-то денег не было вообще. Благо, отец за нами следил, осаживал. Сейчас деньгами уже точно не кичимся. Но слова Галицкого подойдут ко многим – далеко за примерами ходить не надо. Некоторых тусовка пьянит настолько, что люди теряют разум, а потом теряются сами.

СМОТРИМ НА ПОДОЛЬСК И ЗАВИДУЕМ

– Работа с каким тренером оставила самые яркие впечатления?

Ефремов: – Кроме Карпина.

Дмитрий: – На каждом этапе были интересные специалисты. В шесть лет в "Спартаке" нас принял Николай Иванович Паршин, который еще нашего отца тренировал. Он и в институт нас отдавал к своим преподавателям, которым приносил фотографии беременной жены и просил подписать зачетку. Огромную роль в нашей судьбе сыграл Сергей Силкин.

– За "Динамо", кстати, следите?

Кирилл: – У нас там много друзей осталось: Шунин, Гранат, Смолов, Кокорин. В 2008-м при Кобелеве у нас была замечательная команда, все бились друг за друга. К слову, о зарплатах. Кокорин совсем молодой парень и получает огромные деньги, но его это не сломало. Сегодня он лидер "Динамо" и один из лучших в сборной.

– Как относитесь к агентам? Сегодня это актуальная тема.

Кирилл: – Своего агента Павла Андреева мы считаем другом, хорошо общаемся. Считаю, уже пришло время, когда у футболистов в России должны быть люди, которые защищают их права, помогают найти команду.

Ефремов: – Кстати, у актеров и футболистов агенты появились примерно одновременно. Все люди разные. Есть честные, есть проходимцы. Вот с последними нужно бороться.

– Прессу о себе читаете?

Дмитрий: – Отец все читает, друзья. Потом рассказывают. Сами мы в это не погружаемся. Слишком много людей сейчас пишет, которые мало понимают в футболе. Если мы хотим что-то высказать, то есть твиттер. Хотя жестких высказываний лучше не допускать и там – потом будешь долго отмываться, даже если сказал правду.

– Вы ведь планируете создать свою команду в родном Домодедове.

Ефремов: – Как будет называться?

Дмитрий: – Скорее всего, ФК "Домодедово". Просто мы смотрим на соседний Подольск, где есть все: бокс, борьба, футбол, хоккей. А у нас никакого спорта.

Кирилл: – Заявимся сначала в КФК, а вообще задача – вывести команду во вторую лигу. И если все получится, то создать на этой базе школу. Не только футбольную. Чтобы у домодедовских детишек была перспектива.

Полную версию программы вы можете посмотреть на сайте "СЭ", начиная с пятницы.