Бердыев и "Рубин": развод по-казански

Telegram Дзен

СОГАЗ – ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА

ОСОБОЕ МНЕНИЕ

Андрей АНФИНОГЕНТОВ

Увольнение Курбана Бердыева из "Рубина" – это не просто история об одной, пусть и большой, по российским меркам, команде. Теперь, после их развода, в нашем футболе больше нет и уже, видимо, не будет таких тренеров. Что определяют политику клуба, задавая ему вектор развития, а не просто двигают фишки по макету на тактических занятиях и дозируют нагрузки для игроков в микроциклах.

Их время ушло, в моде иные ценности.

Ничего страшного, кстати, что так в итоге вышло. Это ведь сознательный выбор – и клуба, и тренера. Они честно попробовали пожить вместе, подписав год назад новый контракт. Вот только любовь на новой ниве не заколосилась, не взошла.

Напротив, росло взаимное раздражение. Время от времени в "Рубине" искрило конфликтами и полыхало публичными склоками. Не помог даже приглашенный на роль "буфера" первый президент "Рубина" Камиль Исхаков, который на этот раз стал вице-президентом. Поэтому он тоже уходит – миссия себя исчерпала. Ведь год назад его звали в клуб ради того, чтобы если и не примирить всех, то хотя бы сделать так, чтобы не страдало дело.

Люди в "Рубине" давно поделились на два лагеря, которые порой просто не общались между собой. Характерно уже то, как квартировали в Казани клубные службы. Для маркетинга нашли кабинет на стадионе, гендиректор и финансист на работу приезжали в другой офис. А вот старожилы "Рубина" – Бердыев, юристы, международный отдел, пресс-служба, автопарк – будни проводили по старинке. На базе. Там полновластный хозяин был один. Главный тренер.

Теперь все будет иначе, проще. У клуба появятся новый гендиректор и главный тренер. Решение принято, и оно явно не спонтанное.

Миссия изрядно демонизированного Казанью гендиректора "Рубина" Андрея Громова тоже себя исчерпала. "Рубин" благодаря его деятельному участию будет акционирован, при том что добиться перехода к новой юридической и правовой реальности Казань до этого не могла восемь лет. Громов и пригласивший его Сорокин это сделали.

Но мы – о Бердыеве. На самом деле расставание с клубом, ставшим тренеру родным, выглядит скорее запоздалым, чем поспешным. От Бердыева в Казани устали – не вчера, а как минимум пару лет назад. Уходить сам тренер не хотел, а уволить его красиво не получалось.

И вот теперь выглядевший назревшим развод состоялся. Мастер интриги Курбан Бердыев не проиграл. Он сохранил лицо и, как мне кажется, уходит моральным победителем этой холодной войны. "Рубин", конечно, сейчас игрой не блещет, но на то были причины – от травмы Рондона до продажи Ансальди и спада в игре у Еременко. При этом для команды пока ничего не потеряно ни в чемпионате, ни в Лиге Европы. С другой стороны, уже и волейбол в Казани на топовых играх собирает больше зрителей, чем "Рубин". Терпеть это дальше власти и инвесторы явно не желали.

Нового тренера "Рубину" искали загодя, причем не раз. Пару лет назад клуб вел переговоры с итальянцем Вальтером Маццарри, но тот вежливо отказался. Теперь есть информация об испанце Эусебио Сакристане. Именно он вроде бы один из главных кандидатов. Этот 49-летний специалист начинал карьеру в "Барселоне", где провел 5 лет в качестве ассистента нынешнего главного тренера сборной Саудовской Аравии голландца Франка Райкарда. Сакристан и ушел из "Барселоны" вместе с Райкардом, затем самостоятельно работал в "Сельте", а летом 2011 года вернулся в столицу Каталонии. Сегодня он занимает пост главного тренера "Барселоны Б".

За Сакристана, обладателя второго результата (543 игры) по количеству проведенных матчей в испанской примере, – опыт работы в разных качествах, связи в "Барселоне" и Голландии, авторитет в испанском футболе, успешная деятельность в детском футболе. В качестве игрока Сакристан поработал с Йоханом Кройфом, вызывался в национальную сборную своей страны, выиграв за карьеру все титулы клубного футбола Испании, Лигу чемпионов, Суперкубок и Кубок кубков. После окончания карьеры он создал в родном Вальядолиде детскую школу, в которой сам отработал полтора года и которую патронирует до сих пор.

С другой стороны, если завтра в Казань прилетит на арендованном по такому случаю суперджете Андре Виллаш-Боаш, кто этому сильно удивится?! Казани не нужна команда, которая будет просто принимать участие в чемпионате России. Тут другие правила жизни, а потому и тренер "Рубину" нужен особенный. Тем более – после Бердыева, ставшего для клуба настоящей эпохой.

А сам он долго без дела сидеть не будет. Полгода – максимум. В Алма-Ате Бердыева уж точно помнят, любят, ждут. В Астане – тоже. Люди, 15 лет назад сделавшие тренера персоной нон-грата в казахстанском футболе, давно не у дел. Зато инвесторы "Кайрата" предельно уважительны к тому, кто прошел с "Рубином" большой и поучительный путь.

Вернуть родному "Кайрату" прежний лоск и авторитет – вот та задача, которая теперь уже экс-тренера "Рубина", безусловно, способна увлечь. Пусть и не сразу, но теоретически – это тот проект, который может быть ему интересен. В сборную Казахстана Бердыева тоже наверняка позовут, но тут все сложнее. С теми футболистами, которые сегодня есть в Казахстане, выиграть что-то в Европе нельзя. Класса не хватит. Зато можно поработать на перспективу, заняв пост в федерации. Задача понятна – тратить футбольные деньги так, чтобы спустя 5 – 7 лет в давно ставшей родной стране появились футболисты, интересные ЦСКА или "Рубину".

Есть еще "Анжи" с его серьезным, пусть и не громадным, как прежде, бюджетом. Другой вопрос – нужна ли Бердыеву перспектива жить и работать в Махачкале, куда не всякий игрок поедет?!

Стамбул, Баку, Доха, Дубай, Эр-Рияд, Каир, Гуанчжоу, Далянь, Абу-Даби выглядят куда более реальными вариантами продолжения его карьеры. Ведь в Казани он вырос в тренера серьезного европейского уровня. Лично знаком с Венгером и Платини, его узнают в лицо в Испании и Англии. Он не самый легкий, а порой очень сложный для работодателя человек, но его профессиональные качества сомнений не вызывают даже у тех, кто при фамилии Бердыев неизменно морщится. Такой тренер будет востребован.

Жаль, если Россия с ним вчера навсегда попрощалась. Казань была во многом идеальным местом, но и она устала. Теперь каждый пойдет своей дорогой. Это не плохо и не хорошо. Такова жизнь.