НА СЛУХУ
Спортивный директор "Кубани" Сергей Доронченко в понедельник подчеркнул, что нападающий Джибриль Сиссе абсолютно точно покинет команду в ближайшее трансферное окно.
– У него ностальгия по Франции, хочет уехать домой, – пояснил Доронченко. – Нужно понимать, что не каждый может приехать и сразу заиграть в России.
– Речь идет о переходе в "Бастию"?
– По моей информации, да. Однако есть еще два французских клуба.
Евгений ЗЫРЯНКИН
Знаменитый французский форвард, отработав ровно половину контрактного срока, решил уехать из России. А может быть, за него решили. Для нас невелика разница, кто кому надоел, Джибриль "Кубани" или "Кубань" Джибрилю. Могли и обоюдно устать – тоже случается. А то и, наоборот, оба влюблены друг в друга, но не сошлись. Характерами там, энергетикой, интересами, всякими склонностями. Чем угодно. Житейское дело. Игроки с клубами сходятся и разводятся регулярно.
Не в этом суть.
Краснодарцы брали француза с ясной целью: под еврокубки. У "Кубани" международного опыта нет вовсе, у большинства ее футболистов – тоже. Сиссе в этом желторотом птичнике отводились сразу три ипостаси. На правах матерого орла он должен был стать: 1) вожаком неоперившейся стаи, уверенным и невозмутимым с высоты прожитых лет; 2) "дедом", испытанным в больших сражениях и способным помочь "молодым" и словом, и примером; 3) снайпером, чьи выстрелы всегда попадают в цель.
Резонно предположить, что преждевременный – по расчетам "Кубани" – вылет из Лиги Европы и стал причиной досрочного расставания. Держать и содержать ветерана для решения локальных задач в премьер-лиге большого смысла нет. Да и тому вряд ли интересно копошиться среди середняков в незнакомой и непонятной стране. Этим можно заниматься и на родине.
Внакладе "Кубань" не останется. Сиссе зафрахтовали "безвозмездно, то есть даром", а теперь за него можно даже срубить каких-то деньжат. Годовой договор с Джибрилем подразумевал продление на второй срок при непротивлении сторон, но француз мог заартачиться, опять стал бы свободным агентом и летом ушел бы просто так. Сейчас же можно отбить сделкой частично – а может, и практически всю, если не вообще всю – его полугодовую кубанскую зарплату. При этом голы нападающего, пусть и было их немного, останутся на балансе клуба в графе "доход".
Ключевое слово в предыдущем абзаце – "свободный". Из-за которого эссе про Сиссе приобретает иную, куда менее яркую смысловую окраску.
Еще два года назад ценник Джибриля зашкаливал. "Лацио" купил его у "Панатинаикоса" за 6 миллионов евро. По нынешним кризисным временам – топ-сумма за топ-форварда. Римляне раскошеливались не бездумно: в "Пао" француз играл фантастически. Ждали, что и в серии А французский гренадер себя покажет. Но…
Всего через полгода футболиста сбагрили в "КПР" за 5 миллионов. Спешка и сниженная по сравнению с покупной цена явно говорили о том, что за него пытаются хоть что-нибудь выручить, пока есть спрос. Тогда многие недоумевали, почему у Сиссе не заладилось в "Лацио", тем более что в Англии он поначалу принялся забивать чуть ли не в каждом матче.
На старте нового сезона все стало понятно. Футболист попросту постарел, а въедливые итальянцы это вовремя обнаружили. Пропала резкость, ушла быстрота, сбился прицел. Он даже перестал проходить в состав слабенького "КПР". Лондонцы попытались его продать, но рынок уже был осведомлен о качестве товара, и никто Джибриля не купил.
Чтобы хоть как-то отыграть финансовую неудачу, англичане пристроили футболиста в аренду в Катар. Откуда он и перебрался в Краснодар, о котором вряд ли слышал раньше. Никому в Европе он не понадобился даже даром. А в "Кубани" то ли живут воспоминаниями и не изучили последний период карьеры Сиссе, то ли надеялись на его ренессанс…
В общем, хорошо еще, что денег никому не заплатили. То есть, будем надеяться, что никому.
Ренессанс, наверное, был возможен. В некоторых играх Джибриль становился прежним – взрывным, агрессивным, нацеленным, а домашний матч с "Санкт-Галленом", самый яркий для "Кубани" за всю осень, провел просто великолепно. Но системой эти эпизоды могли стать только в одном случае: если бы на Сиссе сделали основную ставку и предоставили впереди свободу действий.
Только ведущий форвард команды – все-таки не он, а Бальде, который регулярно это доказывал важными голами и вдохновенной игрой. Усадить на лавку цветущего Бальде и уповать на увядающего Сиссе было бы верхом нелепости. И так-то "Кубань" слишком много потеряла от ротации на острие, оставляя в запасе заводного и молодого бомбардира.
Да и играет "Кубань" совсем не так, как удобно Джибрилю, – выводя его на ударные позиции, концентрируя все усилия на том, чтобы доставить ему мяч, а дальше будь что будет. Перестраиваться на ходу, от Бальде к Сиссе и обратно, в режиме двух матчей в неделю нереально. А переучивать француза уже поздно.
В глобальном масштабе тема Сиссе не раскрыта. Наши клубы нередко попадают под очарование громких имен, не пытаясь сопоставить и понять, подойдет ли футболист команде, впишется ли в игру, в прежних ли он кондициях, не испортился, не сдулся ли. Вот и получается, что "размер Сиссе" у футбольной России совсем не такой, как, скажем, у не менее непонятной европейцам Турции. Вот и едут великий Хаджи и юный Рибери, прославленный Таффарел и легендарный Пфафф, несравненный Дрогба и неподражаемый Илие к ним, а не к нам.
У них Снайдер и Кайт – у нас всего лишь де Зеув. У них Анелька и Малуда – у нас Сиссе. Да и тот не пробыл и полгода.