Дверь для Семака

Telegram Дзен

СВОЯ КОЛОНКА

Александр КРУЖКОВ

Даже после поражения от ЦСКА многие твердили, что Сергея Семака надо удержать во главе "Зенита" до конца сезона. А уж победой в Дортмунде он, кажется, точно свой шанс заслужил.

Ведь дряблого старикана, в которого постепенно превращался "Зенит" при Спаллетти, сменил мужчина хоть куда, ну в полном расцвете сил! В этом хочется видеть заслугу и Семака.

Однако в Петербурге решили вновь довериться иностранцу. Как минимум одно полезное дело Виллаш-Боаш уже совершил, сам того не подозревая. Теперь все знают, как склонять двойные фамилии и в чем разница между Барклаем-де-Толли и Бонч-Бруевичем.

А Семак возвращается в ассистенты. Свисток с таинственной запиской, оставшиеся от синьора Лучано, можно прятать в домашний музей. У Спаллетти он был то ли четвертым помощником, то ли пятым. В португальском штабе Виллаш-Боаша его функции, похоже, будут приблизительно такими же.

Но меня не покидает чувство, что Семак стучится не в ту дверь. Слишком узкая для него тема.

Еще недавно он мне говорил: "Это Слуцкий, Бердыев, Спаллетти способны размышлять о футболе 24 часа в сутки. А для меня важнее всего семья и дети". Нормальные слова человека, у которого четыре сына и три дочки.

В другой раз, смущаясь, сообщил, что дома футбольные трансляции не смотрит, поскольку ни спутниковой тарелки, ни интернета у него нет. Для выхода в Сеть хватает телефона.

Семак из редкой категории людей футбола, кому несут на день рождения двенадцать томов Лескова – и встречают понимание в глазах. Он устраивает с женой выставку картин живописца Владимира Маслова, чьи работы хранятся в Третьяковке и Русском музее. Посещает курсы сомелье, чтоб с умом пополнять собственную коллекцию вин. Почетное место в ней могли бы занять пять бутылок, проспоренных когда-то Александром Гришиным. Тот уверял, что "оккупация" пишется с одной буквой "к". Но недаром же Сергей окончил школу с золотой медалью. Кстати, я никогда не слышал от него жутковатого "тренерА", чем спортивный мирок грешит сплошь и рядом.

В командах обычно таких недолюбливают. Считают белой вороной. Но это не про Семака, который почти везде был капитаном. Потому что легкий в общении, умеет дружить.

Он рекламирует дезодорант, газировку, модную одежду, еще что-то. Никому даже в голову не приходит шутить по этому поводу. Хотя сколько потешались над Добровольским и Аршавиным после роликов с шоколадным батончиком и чипсами.

Кто-то из футболистов вкладывает деньги в финансовые пирамиды и рестораны, прогорая со свистом. А Семак восьмой год имеет доход от фирмы по прокату лимузинов и аккуратно скупает банковские акции. В скандальной хронике не замечен.

Тренеры ценили его за уникальную особенность надежно отыграть на любой позиции. Корреспонденты – за безотказность. Правда, Семак не из тех, кто зажжет глаголом в диктофоны. Наоборот, постарается сгладить, никого не обидеть. И первым над этим посмеется. Как на своей дебютной пресс-конференции в качестве и.о. главного тренера: "Искренне сочувствую журналистам, которые потеряли в лице Спаллетти остроумного человека, чьими цитатами можно взрывать газетные полосы, а приобрели мои шаблонные ответы…"

Это, впрочем, касается только внутриклубной кухни. Поговорите с Сергеем не о футболе – услышите массу интересного. Например, как-то поделился он в интервью мечтой. Дескать, вот поставлю точку в карьере игрока – и отправлюсь в кругосветное путешествие. Плюс подумывал об учебе в Дипломатической академии.

Так почему с футбольного поля сразу перекочевал на тренерскую скамейку? Что им двигало, кроме трезвой мысли повременить с кругосветкой, пока чуть-чуть не подрастет орава маленьких Семаков?

На мой взгляд, сработала инерция, от которой он всегда бежал. Опасения быть невостребованным в новой жизни. А тут – конкретное предложение, трехлетний контракт, гарантированная тренерская корочка в ВШТ. Да и семью из Петербурга срывать не надо.

Но великое счастье – найти свою нишу, где можешь быть максимально полезен. Мне кажется, интеллект и авторитет Семака позволяют рассчитывать на большее. Уверен, из него выйдет классный футбольный менеджер. С перспективой повышения до самого верха.

Давным-давно Виталий Мутко повторял еще играющему Кобелеву: "Андрей Николаевич, ваша задача – стать руководителем российского футбола!" Хоть мне трудно представить в этой роли человека, у которого два любимых слова – "нет" и "зачем".

А вот Семака – легко.