Александр Егоров: "Однажды даже обогнал в бассейне Попова"

Telegram Дзен

Многие годы одним из лучших отечественных рефери по праву признавался Игорь Егоров, собравший немало призов от нашей газеты. Его дело намерен продолжить сын Егор. Но есть и другой судья Егоров – Александр, однофамилец нижегородцев, с весны 2011 года работающий на играх премьер-лиги. На днях он дал интервью корреспонденту "СЭ".

– Вы стали заметно стройнее. Поделитесь, если можно, секретами подготовки и сбрасывания веса.

– Есть предрасположенность к лишнему весу, но всегда стараюсь держать себя в норме. Бывает, диету соблюдаю. А вот после Нового года ездил в специальный санаторий, чтобы очистить организм. Не ради судейства – просто для здоровья. Но и, конечно, хочется лучше выглядеть на футбольном поле.

– Ваши коллеги байку придумали, что вы чуть ли не в костюме химзащиты у себя в Саранске по улицам бегаете, вес сгоняете.

– На самом деле это не байка. Ездил в Германию на профилактику к одному физиотерапевту. В спортивном магазине увидел продукцию одной фирмы, специализирующейся на товарах для бокса. Был там и особый костюм, создающий эффект сауны. В нем теперь бегаю кроссы. Материал какой-то особый, потовыделение сильное, тело хорошо дышит.

– Но про противогаз-то наверняка шутят? Или вы на самом деле его тоже применяете?

– Один тренер по физподготовке посоветовал. В течение получаса в тренажерном зале на разных уровнях кручу велосипед в противогазе.

– А что это дает?

– Анаэробная работа способствует сохранению концентрации в игре, помогает подготовиться. На тренажере начинаю с медленных оборотов, затем увеличиваю. Дышать становится все труднее, как и в игре, когда устаешь к концу матча.

– Тренируетесь часто?

– Каждый день. Иногда провожу по два занятия. Бывает, тренируемся вместе с другими арбитрами.

– Много их в Саранске?

– На профессиональном уровне четверо. Еще восемь человек в турнире КФК. И 25-30 человек в школе молодого арбитра.

– Нередко получается, что один рефери торит путь своим землякам. Стоит кому-то дойти до вершины, его пример заражает других. В вашем случае то же самое?

– До меня был Виктор Денисов, он отсудил один матч в высшей лиге. Но вообще у нас город маленький. Меня многие знают. Если, глядя на меня, кто-то пошел или пойдет в судейство, буду счастлив.

– Сергей Куликов – ваш ученик?

– Можно так сказать. Вместе тренируемся, анализируем игры.

– Что с ним произошло? В чем причина его отстранения?

– Все мы можем ошибаться. Сегодня наше руководство, видимо, посчитало, что ему рано работать в премьер-лиге. У него будет возможность успокоиться, привести мысли в порядок. Ничего страшного не произошло.

– Чем вы только в жизни не занимались. Плавание, мотоспорт, баскетбол, футбол... Как вам удается или удавалось это все совмещать?

– Действительно, в детстве серьезно занимался плаванием. Мастер спорта, в 1988 году становился чемпионом страны.

– Какой стиль?

– Кроль. Плавал с Александром Поповым. Знаком с ним, общаемся, вспоминаем моменты соревнований. Помню, один раз даже обогнал его.

– Почему перестали плавать?

– Условий в республике толком не было. Один бассейн 25-метровый – достаточно старый, периодически закрытый на ремонт. Перспектив никаких. Решил заняться другим делом. У нас организовали мотоклуб, начали развивать ледовый спидвей. Десять лет трудился директором этого клуба. А затем мои друзья создали баскетбольную команду и позвали меня.

– А в чем заключаются обязанности директора баскетбольного или мотоклуба?

– В основном на мне организационная и административно-хозяйственная работа. Должен сделать так, чтобы клуб ни в чем не нуждался.

– Времени хватает?

– Сейчас уже все выстроено – клубу "Рускон-Мордовия" почти десять лет.

– Название вкусное. Вы, наверное, кондитерскими изделиями всех соперников можете обеспечить.

– Перед игрой обычно вымпелами обмениваются. А наши ребята традиционный набор мордовских сладостей дарят.

– А сами сладкое любите?

– Кто его не любит! Утверждающие обратное лукавят. Стараюсь, конечно, себя ограничивать.

– На свои футбольные матчи кондитерские сувениры тоже привозите?

– Командам? Нет. А в судейский департамент, случалось, привозил конфеты, печенье.

– Вас еще примерным семьянином величают.

– Для меня семья действительно на первом месте. Только с возрастом понимаешь, что все, чего добился, получилось благодаря родным. И делаешь все для семьи, чтобы дети росли здоровыми и ни в чем не нуждались.

– У вас мальчик и… мальчик?

– Сыновья. 16 и 6 лет.

– Сейчас в моде семейственность в судействе. Зуевы, Левниковы, Веселовские, Будогосские, Лапочкины, Матюнины… А вы хотели бы видеть хотя бы одного из ваших детей футбольным арбитром?

– Не знаю, к сожалению ли или к счастью, но старший в судьи не идет. А младшему пока это неинтересно. Знаете, с первым сыном много лет назад приключилась такая история. Я сам спортсмен и решил из него сделать спортсмена. В какую секцию можно отдать ребенка в 4 года? Выбрал спортивную гимнастику. Пусть хотя бы падать научится, кувыркаться. Привел его на первое занятие, а там одни девочки. Тренер дал задание попрыгать – у тех все нормально, а у моего что-то не получилось. Над ним девчонки стали смеяться. Не поверите, мальчишка год отказывался иметь дело со спортом и идти на стадион. Для меня это послужило хорошим уроком – решил больше не влиять на его выбор. Профессионально он спортом не занимается, но играет в баскетбол, футбол, ходит в тренажерный зал. Младшего отдал в бассейн. У меня сестра – хороший тренер по плаванию. Пусть просто научит его плавать, чтобы мог держаться на воде.

– Как дети реагируют, когда папу-арбитра ругают?

– Был период, когда старшему запретил подходить к телевизору. Кубковый матч между "Зенитом" и "Динамо". На последних минутах Кураньи забил с пенальти. Спорный момент. Меня, кстати, спасло тогда телевидение "СЭ". На записи вашей газеты был виден фол. Ну а сразу после игры в интернете пошли негативные комментарии в мой адрес. Сын звонил всю ночь и поддерживал. Представляете, повторял: "Пап, ты там, Христа ради, с собой ничего не сделай!" Так ребенок отреагировал на все гадости, что писали про меня.

– А случалось такое, что звонили домой, угрожали?

– Домашний телефон я отключил. А номера сотовых моих родных никто не знает. Мне лично никто не угрожал. Близких стараюсь ограждать от своих проблем и оставляю их на работе. Дома пытаюсь поддерживать уютную обстановку.

– В тот момент, когда сын так за вас переживал, не пожалели, что стали футбольным арбитром?

– Я чувствовал себя правым. А сыну, когда вернулся домой, все объяснил, сказал, что в жизни разное случается, что мы должны быть сильными и никому своих слез не показывать. Как бы трудно ни было.

– Помните себя несколько лет назад, когда вас только начали подпускать к судейству профессиональных соревнований? Сильно изменились с тех пор?

– Сильно. И в психологическом плане, и в физической подготовке. В 1999-м сдача тестов давалась намного сложнее, чем сейчас.

– С сигарой во рту на сбор больше не приезжаете?

– Мне нравятся сигары. Так я не курю, но хорошую сигару могу выкурить.

– С чего вдруг такое увлечение?

– Помните, был период, когда по телевизору стали показывать чемпионов в НБА или в НХЛ, которые после побед хватались за сигары. Попробовал – понравилось. Поначалу не разбирался, не понимал.

– А потом стали крупным специалистом?

– Ну что вы – курю то, что мне нравится. Могу что-либо порекомендовать. Но не более того.

– Вас хорошо знают в Саранске. А в других городах узнают? У судей часто берут автографы?

– В Москве – дважды. Один раз пошел на футбол, болельщик меня узнал и на выходе со стадиона попросил автограф. Другой раз на вокзале подошел человек. Увидел знакомое лицо: "Это вы?" "Ну я", – ответил ему. Показалось, что он так до конца и не понял, кто перед ним.

– Судьи – закрытая для общественности группа людей. Возможностей для общения с вами немного. И для журналистов на сборе в Бронницах действительно устроили своеобразный праздник, разрешив поговорить почти с каждым из вас.

– Чаще, когда идет речь об арбитрах, все хотят жареного. Но почему не общаться на другие темы? Приезжайте ко мне в гости, покажу, как живу, где работаю. Не думаю, что мы какие-то особенные и так уж закрыты. У всех бывают хорошие дни и плохие, с ошибками. Работа у нас такая. Больше сопряжена с негативной реакцией. Футболист промазал с метра – все забыли. А арбитр ошибется, и это потом муссируется.

– Цена ошибки разная. Лапочкин удалил Рыжикова, и несколько дней все только и говорили о дисквалификации вратаря, о Дзюбе, о "плохом" КДК. Самого судью-то, кстати, почти не вспоминали. Хотя как раз его промашка привела к тому, что голкипер был вынужден незаслуженно пропустить один матч.

– А вот в Германии судья назначил пенальти, а футболист, который сам споткнулся, подошел к судье и сказал, что нарушения правил не было.

– В современном футболе это редчайший случай.

– О чем и речь. Все зависит от воспитания. А вообще добрыми нужно быть и оставаться нормальными людьми.