СОГАЗ - ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА. 8-й тур.
21 сентября ЦСКА – "ЛОКОМОТИВ"
Кучук уходит.
Смородская остается
Последние события в "Локомотиве" корреспондент "СЭ" попросил прокомментировать бывшего президента клуба Николая НАУМОВА, который занимал этот пост в 2007 – 2010 годах
– За ситуацией в "Локо" следите?
– Как обычный болельщик. По газетам.
– Год назад в "Разговоре по пятницам" вы говорили, что поддерживаете Смородскую во всем. В ситуации с увольнением Кучука тоже?
– Смородская имеет право принимать решение по увольнению тренера – это для меня очевидно. Такое прописано уставом. Значит, видит, что тренер исчерпал возможности.
– А давайте поддержим славную женщину в непростой ситуации – как жить, если проклинают на каждом шагу?
– Прежде всего надо по-доброму разойтись с тренером, который сделал немало. Вот здесь нельзя допускать ошибок. То, что Кучука не пустили на базу, – неправильно! Умение расставаться – это очень важно. Такие вещи создают имидж клубу.
Я думаю, Игорь Черевченко может спокойно поработать какое-то время, он в "Локомотиве" давно. Нового тренера нужно искать не спеша. Я вообще особо сложной ситуации в "Локомотиве" не вижу.
– ???
– Да обычная ситуация! Тренер не выполнил задачу – и ответил за это. И я расставался когда-то с Рашидом Маматкуловичем (Рахимовым. – Прим. "СЭ"). По моему, тот до сих пор в большой обиде за отставку. Но у меня не было выхода – Рахимов отработал один сезон, почти целый круг от следующего. Результата нет. Вот что мне оставалось? А сегодня вижу, что президент Смородская сделала все для того, чтоб команда нормально работала. Условия созданы. Игроки куплены. Если результата нет – конечно, отвечать тренеру! Кому еще?!
– Футбол и футболистов вы чувствуете прекрасно. По вашим ощущениям – будущего у команды с Кучуком не было?
– Когда начинался прошлый сезон, все футболисты пребывали в восторге от Кучука. Я с некоторыми разговаривал – и слышал: "Он хороший человек, хоть и суровый. У Кучука ничего личного, держится на расстоянии от игроков". У Гуса, например, другая тактика – тот с футболистами обнимается. А Кучук считает, что они пришли на работу. Все равны и должны вкалывать. Игроки его поддерживали – а что вдруг произошло, мне трудно сказать. Видимо, начались обиды на жесткость. Молодые ребята подвержены настроению.
– Интервью стали давать внезапно просто восхитительные.
– Не думаю, что кто-то из клуба их подзуживал. Сами чувствуют ситуацию. Кто-то высказался. И пошло!
– Такие люди, как Диарра и Буссуфа, разве не достойны отдельного подхода?
– В коллективе никто не достоин отдельного подхода.
– Николай Алексеевич, вы уверены?
– Абсолютно. Как только начинается "отдельный подход", команда сразу перестает быть командой. Превращаясь в набор звездных игроков. Нельзя допускать капризы! Достаточно того, что у всех разные контракты! Вот я вам приведу пример…
Рекомендации для Спаллетти и Бородюка
– Жду с нетерпением.
– Был у меня футболист – Марко Баша. Если видели матч "Краснодара", – Марко теперь капитан "Лилля". Центральный защитник.
– Конечно.
– Я лично покупал его в "Локомотив". Прекрасный профессионал. Знали б вы, как Баша следит за питанием. Исключительно режимистый парень. Очень хорошо понимает, что нужно для здоровья и карьеры. Так вот меня Баша поражал тем, что сам себе дозировал нагрузки. Причем делал так, что даже ребята рядом этого не замечали. Чувствовал, что за день до матча большая нагрузка не нужна. Иначе плохо сыграет. Потихоньку-потихоньку снижал темп. Не демонстративно.
А если кто-то начинает устраивать демонстрации – ничего хорошего в команде не будет. Тем более если тренер пойдет у такого на поводу. Футболист – лишь инструмент, с помощью которого тренер добивается результата. За это платят большие деньги. Все!
– Когда-то вы Рахимова обязали каждый день ходить на работу. Сидеть в кабинете и марать бумагу. Были правы?
– Это не совсем так.
– А как же?
– Так представили в прессе. Но было чуть иначе. Возможно, отчасти я был не прав. Вы читали контракт тренера?
– Бог миловал.
– А вот почитайте! Там 30 или 40 пунктов! Прописано кроме тренировок много обязанностей. Анализ, отчеты и прочее. Тренер, отработав год или полтора, должен оставить после себя в клубе хоть что-то. Не просто грязную футболку на базе. Чтоб следующий тренер прочитал – и увидел, в чем предшественник ошибся, а где был прав. Вот этого я и хотел от Рашида Маматкуловича. Сказал ему: "От тренировок ты отстранен, но есть рабочий день. Есть кабинет. Сиди и анализируй все, что ты делал. Все сборы, которые провел. Думай, где допустил ошибку. Напиши характеристики футболистам. Почему мы получили провал? Сиди и занимайся этим, пока мы решаем вопрос по твоей компенсации".
Никто не обязывал его приходить к какому-то точному времени, с секундомером не засекал. Но тут начались обиды: "Я тренер, а меня заставляют приходить в клуб! Что мне там делать?" Понес это в прессу. Я и сейчас уверен, что был прав.
– Вы железный человек.
– Вы зайдите в любой клуб и спросите, что осталось от прежнего тренера. Зайдите в "Зенит" и спросите, что осталось после Лучано. Вам покажут стоптанные ботинки. И ни одной бумажки. Это неправильно.
– Вы-то поступили с Маматкуловичем гораздо гуманнее, чем поступают сейчас с Кучуком. Не позволяя забрать зубную щетку с базы.
– Совершенно верно. Перегнули палку. За зубной щеткой надо Кучука пустить. Хорошо попрощаться. Сесть за стол переговоров. Представляю, как сложно сейчас клубу – придется выплачивать компенсацию Кучуку и найти деньги на следующего тренера. Лучше искать компромисс.
– Вы-то оказались дальновиднее – с Рахимовым компромисс нашли. У того не было большого желания ежедневно посещать кабинет до истечения контракта.
– Я думаю, и Кучук при нормальном подходе согласился бы на 70-80 процентов от неустойки. Это предмет переговоров. Нужно по-доброму подойти к вопросу. Рахимову, насколько помню, надо было выплатить зарплату до конца контракта. Рашид пошел на уступки. Я ему благодарен. Сели, переговорили с его юристом. Процентов на 30-40 Рашид "подвинулся".
– Так назовите же сумму.
– Не скажу. Скажу другое: при мне в "Локомотиве" были суммы очень скромные. И футболистам, и тренерам. Слышу, какой бюджет у "Локомотива" сейчас – да у меня в голове не укладывается!
– Какой был у вас?
– Мне давали 4 миллиона в год на трансферы. Это считалось очень хорошо.
– А бюджет вообще?
– В 2-3 раза меньше нынешнего.
– Если б вы оставались президентом "Локомотива" и от вашего слова зависело, какого тренера пригласить, – чью фамилию назвали бы в первую очередь?
– Фамилию не назову. Скажу иначе: когда я пришел в "Локомотив", мне хозяева сформулировали задачу – постепенно отказываться от легионеров. Переходить не просто на русских футболистов, а на собственных воспитанников. Футбол "Локомотива" всегда был специфичный, "рабочий"… Мы хотели традиции продолжить.
Начал я со школы – увеличил ее бюджет. Построили огромный спортзал, школу перевели туда. Выстроили Малую арену, завели "Локомотив-2" – там обкатывали молодых. Даже "Локомотив-3" был в Перово, играл в любительской лиге. Но оказалось, что это путь не быстрый. Футболист – не гриб, за ночь не вырастает. А владельцы клуба помнили прежние достижения: "Результата нет! Где он?!" А его и не могло быть – результат должен был прийти позже. Ждать никому не хотелось. С приходом Смородской вектор развития изменился. "Локомотив-2", например, распустили…
– Печально.
– Первоочередной задачей стало купить хороших иностранцев. Вроде Н’Доя, Буссуфа, Диарра… Те могли решить задачу – выиграть медали. Не знаю, какой метод лучше.
– В Спаллетти как тренера "Локомотива" верите?
– Мы познакомились, когда он еще был тренером "Ромы". Я гостил на их базе. Познакомила нас Элизабет Бартоше, известный агент. Итальянка, курирует нашу сборную. Очень долго сидели, разговаривали со Спаллетти. Мне Лучано тогда очень понравился – как говорил о футболе, насколько позитивный человек, много улыбается, приятной наружности, крепкий, загорелый. Но если "Зениту" он подходил – "Локомотиву" не подойдет.
– Приятной наружности в "Локомотиве" недостаточно. Кучук тоже не безобразен. И о футболе говорить мастер.
– Не хочу обижать Лучано. Но он привык к европейским футболистам экстра-класса. Как в Питере. В "Локомотиве" собраны другие. Более рабоче-крестьянские. Ему будет трудновато. Думаю, не та кандидатура. Да я вообще не очень люблю тренеров-иностранцев. Через переводчика эмоции не донесешь. Как умел доносить Палыч – вы бы слышали! Я даже успокаивал – а он отвечал: "Не лезь, у меня все рассчитано".
– Еще недавно вы специально приезжали в Москву, чтоб сходить на футбол. Продолжаете?
– Уже реже. Теперь я больше езжу на заграничный футбол. Вот смотрел живьем сборную Черногории. Был на матче "Лацио". Друзья приглашают – я еду.