Евгений Варламов: "Ари сборной России не нужен"

Telegram Дзен

СОГАЗ – ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА. 14-й тур. "КРАСНОДАР" – ЦСКА – 2:1
ИНТЕРВЬЮ МАТЧА

Экс-капитан ЦСКА – о поражении в Краснодаре, отрыве "Зенита" и заявлении Ари.

– Олег Кононов уверен, что "Краснодар" заслужил победу. Найдется, что возразить?

– Нет. Увы, все по делу. "Краснодар" создал больше моментов. Действовал в привычном стиле – быстрые контратаки, цепкая игра в защите. А вот для армейской обороны это был не лучший матч. Дважды не уследили за Ари. Но с ним всегда непросто.

– Почему?

– Очень неудобный форвард. Хитрый, техничный, великолепная стартовая скорость. Часто прячется за спины защитникам, балансируя на грани офсайда. Может сместиться на фланг в одну зону с крайним нападающим, а потом резко рвануть в центр. Ари при опеке лучше передавать из рук в руки, как эстафетную палочку. Именно так, например, "Краснодар" играл с Думбья.

– Тот был абсолютно не заметен.

– Потому что в него вцепились мертвой хваткой. Возле Думбья постоянно находились два игрока. Один прессингует, второй рядом. В такой ситуации любому тяжело.

– Ари сообщил, что готов выступать за сборную России. А нужен ли он?

– На мой взгляд, игра не стоит свеч. Ари – не тот футболист, который способен вывести сборную на принципиально новый уровень. Плюс возраст – в следующем году ему 30. Кокорин моложе, да и по игровым характеристикам ни в чем не уступает.

– Мамаев нынешнему ЦСКА пригодился бы?

– Конечно. Но он правильно сделал, что ушел в "Краснодар". Там Паша – один из лидеров. А у ЦСКА в центральной зоне такая конкуренция, что ему было бы трудно рассчитывать на стабильную игровую практику.

– Как раз сейчас в этой зоне проблемы.

– Да уж. Лечится Эльм, сломался Натхо, а в перерыве из-за травмы пришлось менять еще и Вернблума. Натхо с его блестящим первым пасом в Краснодаре особенно не хватало.

– Хоть кого-то у армейцев можно отметить?

– Жору Щенникова. После травмы прибавляет с каждым матчем. Он и за сборную в Будапеште смотрелся прилично.

– Теперь на очереди Лига чемпионов.

– В матче с "Ромой" жду реванша. Главное, сыграть на таком же кураже, как в Манчестере. Надеюсь, и в Мюнхене зацепимся, ведь "Баварии" уже ничего не надо. Настроен я позитивно – у ЦСКА отличные шансы на выход в плей-офф.

– А у "Зенита"?

– Группа там полегче, но команду бросает из крайности в крайность. Игра против "Кубани" лично мне оптимизма не добавила. "Зенит" контролировал мяч, но моментов было минимум.

– О чем подумали, обнаружив в запасе Данни?

– Наверное, его решили поберечь перед Лигой чемпионов. "Зенит" может себе это позволить – скамейка длинная. Я видел отборочный матч Португалия – Армения. Данни был очень активен, прекрасно взаимодействовал с Криштиану Роналду. Хотя выиграли португальцы скромненько – 1:0.

– В "Зените" Данни в последнее время не феерит.

– А кто там сегодня феерит-то? Но при этом в чемпионате идут практически без потерь.

– От ЦСКА оторвались уже на десять очков!

– В прошлом сезоне ЦСКА отыграл у Питера семь очков. Думаю, и десять – реально.

– Халк в России деградировал?

– Нет. Он всегда так играл. Что в клубе, что в сборной. Просто сейчас ему гораздо сложнее. Опекают жестче, компактнее. Едва получает мяч, как на него тут же летят два-три человека.

– Карьеру вы закончили в 2007-м. Сколько тренируете в школе ЦСКА?

– С лета 2009-го. До этого год в дубле. Сначала мы с Минько были ассистентами Йелле Гуса. После его ухода главным назначили Валеру, меня – помощником. Но результаты оставляли желать лучшего. Тогда я перешел в школу, а дубль доверили Аджему. Тоже не помогло. Его сменил Саша Гришин, которому Минько помогает по сей день.

– Гришин конфликтовал с Гусом, упрекал в отсутствии продуманной системы подготовки. Справедливо?

– Да. У Йелле все тренировки с мячом. Это хорошо, но мало. Даже на сборах не было аэробной работы. Никаких тренажеров, хотя 17-20-летние ребята функционально к таким нагрузкам готовы. В итоге на 90 минут им не хватало сил. На жилах полтора тайма отбегали – и потом по полю ходили пешком. Многие жаловались на мышечные спазмы. Всё от недостатка "физики".

– Что изменилось, когда вместо Гуса должность координатора школы ЦСКА занял аргентинец Андрес Лиллини?

– Выросла интенсивность тренировок. Команды всех возрастов подолгу отрабатывают переход из обороны в атаку. Учатся быстро принимать решения в условиях прессинга и плотной опеки. Еще Лиллини просил, чтоб единоборства велись на каждом клочке поля. Тренировки сразу стали эмоциональнее, "от ножа". Он рассказывал, что в Латинской Америке так вкалывают все. Года три назад я в этом убедился.

– Где?

– В Мексике. Там организовали турнир для футболистов 1994 года рождения. В свободное от игр время смотрели, как тренируются сверстники наших ребят из Мексики, Бразилии. Интенсивность, борьба – всё в жесткой форме. Для меня поездка стала откровением.

– Кажется, при Лиллини тренеры армейской школы часто передают друг другу команды?

– Да. Хорошая идея. Очень сложно взять мальчишек в 6 лет и довести до выпускного класса. Глаз замыливается, дети слишком привыкают к тренеру. А главное, в каждом возрастном диапазоне свои нюансы. Один силен в работе с малышами, второй – с ребятами постарше, третий – с теми, кто уже готовится к выпуску. Вот и меняемся командами через два-три года.

– Кто-то из ваших воспитанников близок к основному составу ЦСКА?

– Из ребят 1994 года рождения многие попали в дубль. Слуцкий привлекал их к тренировкам с основой, давал шанс – к сожалению, не воспользовались. Кто-то не потянул, кому-то травмы помешали. Сейчас все разбрелись по ФНЛ и второй лиге. А Юра Бавин, который в нашей команде был капитаном, летом подписал контракт с португальской "Лейрией".

– Работа с детьми не наскучила?

– Нет. Меня все устраивает. Никуда из Москвы срываться пока не планирую. Все-таки семья большая, четыре дочки.

– Ничего себе.

– Веронике – 18. Играет в баскетбол за "МБА-Динамо" и юношескую сборную России, с которой в этом году стала чемпионкой Европы. Остальные со спортом не связаны. Насте – 13, Даше – 9, Марии – 5. Хочется, чтоб семья жила в достатке. Я не только о финансах, но и о любви. Поэтому для себя определился: сперва девчонок поставлю на ноги. Ну а дальше будет видно.