Генеральный директор "Кубани" – лишь формально новый человек в футболе. В Краснодаре этого 53-летнего функционера уже давно знают как страстного и увлеченного болельщика.
В качестве менеджера Муравьев успел поработать в различных сферах. В 90-х занимался бизнесом, потом ушел во власть, в 2009-м вернулся в бизнес, приняв предложение "Норильского никеля". Теперь он в "Кубани".
"Кучук в "Анжи"?
А почему не Гвардьола?"
– Пестрая у вас биография.
– Я бы сказал иначе – интересная. Всегда был открыт для новых вызовов и легко иду на перемены. За "Кубанью" пристально слежу последних 30 лет, с тех пор как перебрался из Тюмени в Краснодар, где получал второе образование. У меня, кстати, два диплома – химика-технолога и экономиста.
– В ноябре 2009-го Олег Мкртчан стал акционером "Кубани". Затем в Краснодар приехал Дан Петреску, и команда переменилась: перестала болтаться между лигами и превратилась в серьезную силу. Есть информация, что теперь главный акционер может уйти. Это правда?
– Я не могу комментировать что-то за Олега Артушевича. Слишком его уважаю и ценю, чтобы позволять себе подобные вещи.
– Но ответ на этот вопрос очень важен для болельщиков.
– Мкртчан как главный акционер вправе принять любое решение. Но я верю, даже убежден, что он останется с "Кубанью". Он сам не допускает варианта развития событий, который завершится разводом.
– Структуры Мкртчана сейчас участвуют в финансировании "Кубани"?
– Летом он лично принимал самое активное участие. В частности, решал вопросы о появлении в команде группы новичков. Купил, например, хорвата Тони Шуньича – хорошая для нас сделка, игрок заметно усилил команду. Если же говорить о текущих расходах, то с осени основное бремя несут край и пять региональных компаний, которые не являются акционерами "Кубани".
– Они могут стать акционерами клуба? Об этом говорил в интервью для "СЭ" вице-губернатор края Иван Перонко.
– Теоретически – да, но на деле любая из этих компаний не в силах одна вытянуть содержание клуба премьер-лиги. Мы очень признательны нашим нынешним партнерам и оставляем за ними решение в вопросе появления у них акций "Кубани".
– Какую долю в бюджете клуба "закрывает" краевая администрация?
– Примерно половину.
– Мкртчан как-то объяснил свой финансовый "отгул"?
– Он помогает команде, но не в тех объемах как прежде. В объяснениях же нет смысла. Всё и так все понятно, стоит лишь включить телевизор. Штаб-квартира "Индустриального союза Донбасса", где Олег Артушевич занимает пост генерального директора, находится в Донецке.
– В свое время так же, заморозив на время финансирование, уходил из "Кубани" Олег Дерипаска.
– Вы ошибаетесь. Это принципиально разные ситуации. И по сюжету, и с юридической точки зрения. Сегодня Мкртчан – основной акционер, он много сделал для "Кубани". Футбол этот человек любит. Причем искренне. Это очень важно, поверьте.
– Вы знакомы лично?
– Мкртчан стал помогать "Кубани", когда акционером с долей в 50 процентов был еще Олег Дерипаска. Я принимал деятельное участие в том, чтобы он появился в клубе. Сначала Олег Артушевич был спонсором, потом стал акционером, позже – ключевым акционером. Ему интересно видеть как меняется команда, как растет клуб.
Мне приятно, что в свое время я оказался еще и среди тех, кто привел в "Кубань" покойного ныне Александра Молдованова. Этот бизнесмен занимался своим футбольным проектом – создал интернат, готовил игроков, заявил команду во вторую лигу. Но когда дела у "Кубани" не откровенно заладились, он пришел в клуб как директор, а президентом стал губернатор края Александр Николаевич Ткачев. В итоге команда в первый раз вернулась в премьер-лигу. С тех пор прошло одиннадцать лет. Все эти годы клуб находил для развития очень серьезные внебюджетные средства. Считаю, сделано немало, но нас ждут новые вызовы.
– Едва ли ситуация в Донбассе резко изменится. Поэтому летом вам, возможно, придется искать нового инвестора.
– В нынешней экономической ситуации это тяжелая задача. Но важнее иное. Повторюсь, мы рассчитываем, что главный акционер останется с "Кубанью". Его объективные трудности – не навсегда. Впрочем, я понимаю, что в любом случае спекуляций на эту тему будет очень много. Никакие мои слова или даже слова акционера не убедят тех, кто ищет тайные смыслы, в том, что мы хотим вместе развивать "Кубань".
– У вас нет соблазна продать двух-трех игроков, решив тем самым все текущие задачи по наполнению бюджета, который стремительно худеет из-за курса рубля к доллару и евро?
– Я пришел в клуб 10 августа. На столе лежали предложения на двух игроков, весьма серьезные. Продажа позволяла закрыть все вопросы с финансированием до конца сезона. Но моя миссия в "Кубани" – сохранить серьезную команду, хорошо выступить и сделать все, чтобы у игроков не было проблем, а не искать покупателей на наших футболистов. Вот поэтому до лета продаж мы не планируем, все предложения по игрокам сознательно "замораживаем".
– Ивелин Попов – один из тех игроков, кем интересовались, по-моему, все ведущие российские клубы. Почему вы его не продаете?
– Если говорить о роли Попова, то это системный футболист для "Кубани". Без него нам придется менять игру. Замены Ивелину сегодня нет, но нет и футболистов, которые не продаются. Кстати, все почему-то уверены, что при сделке все решает мнение двух клубов. Об игроке мало кто думает – а зря. Попов уже не ищет новое место работы в России, а видит свое будущее в Европе. Поэтому "Кубань" согласится на продажу, если мы получим предложение от интересных клубов из Англии или Германии. Но пока ему, а значит и нам, предлагают борьбу за -цатые места в Англии или десятое – в Германии. Смысл ехать, если и в "Кубани" серьезный проект?
– А он серьезный?
– Да. Мы хотим быть в числе лучших клубов страны. Это уже философия клуба. К тому же, у нас в городе появился очень серьезный конкурент. "Краснодар" заставляет "Кубань" и тех, кому дорога эта команда, быть в тонусе во всех смыслах.
– Насколько правдив слух, что летом в Краснодар может вернуться Дан Петреску?
– Этот тренер оставил о себе очень хорошую память на Кубани. Думаю, что Петреску еще поработает в Краснодаре. Но когда это случится, не знает никто. Мы не для того приглашали Кучука, чтобы нервировать его кандидатами "про запас". У Леонида Станиславовича есть безусловный и весомый кредит доверия.
– В ноябре уход с поста Виктора Гончаренко сопровождался шквалом критики в адрес "Кубани". Во многом из-за формулировки, с которой клуб расстался с главным тренером. Комментарий официальному сайту клуба давали именно вы, назвав увольнение белорусского специалиста "превентивной мерой", которая должна предотвратить "развал команды".
– Это было сказано на эмоциях. Сейчас я высказался бы иначе. Причины для расставания, на мой взгляд, были весомыми, но Гончаренко заслужил другие слова за работу в Краснодаре. В конце концов, он с нашей командой набрал 24 очка. Мы ему за это признательны. От себя скажу, что новая работа Виктора Михайловича скоро найдет, а "Кубань" желает ему удачи.