Повод взять интервью у руководителя судейского комитета РФС и члена судейского комитета УЕФА Николая Левникова появился благодаря ФИФА. На днях исполком Международной федерации футбола отменил возрастной ценз для арбитров.
Валентин Иванов: "Важнее,
как наши арбитры судят
в России, а не в Европе"
– Насколько новость об отмене возрастного ценза оказалась для вас неожиданной? Как думаете, что заставило судейский комитет ФИФА пойти на такой шаг?
– Об этом говорили в течение всего года. И, если не ошибаюсь, Йозеф Блаттер еще после предыдущего заседания исполкома ФИФА заявил, что такое решение может быть принято.
За последнее время многие арбитры стали уходить из судейства в расцвете сил. Завершали карьеру те, кто по возрасту не мог попасть на очередной чемпионат мира и тем самым лишался мотивации. Похоже, что чемпионат мира среди клубов стал последним крупным турниром для португальца Проэнсы – сегодня одного из сильнейших судей. Недавно ушел Уэбб, недосудили некоторые рефери из Латинской Америки...
Другой причиной могло стать то, что судейский комитет ФИФА почувствовал некоторое снижение общего уровня судейства. Стало меньше арбитров-лидеров, тех, кто выделяется личностными качествами.
Сейчас судьи приходят в футбол очень рано, и у них нет футбольного прошлого. Возрастные ограничения не только у нас, но и в других странах не дают возможности бывшим футболистам заниматься судейством. Идет серьезная полемика: что лучше – начинать в 17-18 лет или же позже, получив игровой опыт. Допустим, человек выступал во втором и первом дивизионах, в 26-27 лет осознал, что большой игрок из него не получится, и решил стать арбитром. Его опыт бесценен – он лучше понимает футбол, лучше разбирается в единоборствах, отличая фол от физического контакта.
Меня это сообщение обрадовало. Когда несколько лет назад ужесточили лимит, снизив его с 48 до 45 лет, я выступал против. Прав Блаттер, заявивший, что только качество судейства и результаты сдачи нормативов должны определять, может арбитр продолжать карьеру или нет. Все люди разные. Помню, в какой прекрасной форме в 50 лет находился Валерий Бутенко.
– Что на практике означает отмена лимита?
– Решение исполкома ФИФА – закон. Думаю, уже на следующем чемпионате мира возраст ряда судей превысит 45 лет.
– А как поступят национальные федерации?
– На самом деле ограничение возраста судей 45 годами касалось только арбитров ФИФА, тех, кто судил международные матчи. Каждая национальная федерация имеет право устанавливать свой лимит или вообще этого не делать. Например, в Голландии и Англии его нет. В некоторых странах ценз равен 46, 47 или 48 годам. Но большинство, как и мы, до сих пор следовали за ФИФА.
А ведь советская школа отличалась тем, что в судейство приходили люди с футбольным прошлым. И в этом заключалось наше преимущество. Латышев, Казаков, Алимов, Шкловский, Липатов, Руднев, Анатолий Иванов, Валерий Бутенко – все они бывшие футболисты. В другом поколении то же самое – Анохин, Андрей Бутенко, Овчинников, Маляров, Левников, Чеботарев, Валентин Иванов, Захаров, Игорь Егоров.
А потом раз – и случилось так, что те, кто никогда не играл в футбол, в 22 года стали судить матчи профессиональных команд. И пошли высказывания, что арбитры не понимают игру, ведут себя вызывающе. При том что судья должен быть на поле незаметен и делать все, чтобы раскрывались те, на кого приходят смотреть болельщики.
Представляете, у нас сейчас могли бы судить Игорь Егоров, Сухина, Гончар, Петтай (Царствие ему Небесное), Захаров… И еще несколько арбитров, ушедших непонятно по каким причинам. Какая возникла бы конкуренция! Можно было бы равномернее загружать судей. Более опытным давать сложные игры.
Уверен, судейскому корпусу нужны свои лидеры, к которым тянулись бы другие. Лидеры и на футбольное поле, и в коллективе.
Игорь ЕГОРОВ. Фото - Александр ФЕДОРОВ, "СЭ"
О РУКОВОДИТЕЛЯХ-ГОСУДАРСТВЕННИКАХ
– Вы полагаете, что в премьер-лиге должны быть 20 с лишним главных арбитров?
– Минимум 20. Плюс трое резервных. Это оптимальное количество. Особенно в те моменты, когда наши судьи работают на международных матчах. Конечно, на 8-10 судьях можно вытянуть весь сезон. Но руководители судейской организации должны думать как государственники – не только о сегодняшнем дне, но и о завтрашнем.
– Правильно ли утверждать, что удобнее судить, когда ты старше игроков?
– Есть, конечно, исключения, но в нашей стране, пожалуй, лучше, если по возрасту судья старше. Не знаю точно, сколько лет Халку, но мне кажется, не будь у него такой разницы в годах с Матюниным, недопонимания у них не случилось бы.
"Полиграф":
Матюнин не расист-2
– Раз уж затронули эту тему… Полиграфы, проверки – куда мы катимся?
– Детекторы лжи, недоверие – это все из какой-то другой области жизни. Футбол в первую очередь игра. И уважение – между игроками, тренерами, руководителями клубов, судьями. А так дойдем до того, что настанет день, когда арбитр за назначенный пенальти будет вынужден после игры идти на проверку детектором лжи. Театр абсурда!
– В Европе уже знают? Коллина звонил вам?
– Пока нет (мы беседовали с Левниковым 22 декабря. – Прим. А.Б.). Но он в курсе всего – судейства, выступлений на телевидении, в газетах. Следит за происходящим в России. После того как я выступил в одной телепрограмме, он спросил меня, почему я позволил себе подобным образом трактовать те или иные эпизоды.
Алексей МАТЮНИН и ХАЛК. Фото - Вячеслав ЕВДОКИМОВ/ФК "Зенит"
Матюнина проверили
на детекторе лжи.
Очередь за Халком?
О ЛЕВНИКОВЕ-МЛАДШЕМ И ФИЗИКЕ БОРЕ
– Предлагаю вернуться к теме возраста. Ваш сын судит в премьер-лиге. Кирилл достаточно молодой арбитр. Из-за этого у него возникали проблемы?
– Житейского опыта Кириллу, может, и не хватает. Но он сам играл в футбол. 5 лет во втором дивизионе, был и в команде первого дивизиона, но на поле не выходил. Кирилл понимает, как себя вести.
– Левникову-младшему сильно от вас влетает?
– Отношусь к нему строже, чем к другим. Так меня и отец воспитывал. Футбольный тренер, он на тренировках вел себя по отношению ко мне иначе, чем к остальным, – жестче. Понимаю, что судить безошибочно невозможно. Но если Кирилл повторяет те ошибки, о которых мы говорили раньше, разговор получается очень и очень суровым.
– То есть ему вдвойне сложно работать?
– Конечно, но по иным причинам. Его под микроскопом рассматриваю не я, а другие.
– Такого отношения и следовало ожидать.
– Я очень не хотел, чтобы он становился судьей.
– В судейство шли и идут дети и родственники арбитров, тренеров, футбольных чиновников – Левников, Будогосский, Веселовский, Тарханов, Чебан, Евстигнеев, Лебедев, Лапочкин, Безбородов, Егоров, Дорошенко... Пальцев двух рук не хватит. Такого, мне кажется, никогда раньше не было.
– Почему же? Братья Бутенко, отец и сын Шушпановы, отец и сын Зуевы… Может, стало больше уделяться внимания этой профессии. В школе я занимался в классе с углубленным изучением физики и математики. Учительница говорила тогда: "Ты же умный парень! Зачем тебе футбол? Он же никогда не накормит". В ответ я приводил пример знаменитого физика Нильса Бора, который был футболистом.
Будучи арбитром первой категории, за судейство матча высшей лиги в союзные времена получал 5 рублей. За республиканскую категорию платили уже 10 рублей, за всесоюзную – 17 с половиной. Это лишь десятая часть моей основной зарплаты – работал инженером, руководил лабораторией на заводе. А сейчас? В недалеком прошлом при прежнем курсе рубля гонорар арбитра равнялся 3 тысячам долларов.
Материальная заинтересованность, значимость профессии таковы, что дети идут в судейство. Главная задача, чтобы они были лучше родителей.
Кирилл ЛЕВНИКОВ. Фото - Никита УСПЕНСКИЙ, "СЭ"
О БЕЗБОРОДОВЕ И БРИХЕ
– Отмена лимита, наверное, не коснется 43-летнего Николаева, переместившегося из первой группы судей УЕФА во вторую. Обратно его вряд ли вернут. А каковы перспективы 41-летнего Безбородова?
– Думаю, если УЕФА пойдет по пути ФИФА (а мне кажется, что конфедерации должны следовать за Международной федерацией футбола), у Безбородова появится очень серьезная мотивация. Первую часть сезона-2014/15 он провел хорошо и в отличие от прошлой зимы его пригласили на февральский сбор УЕФА. Владислав должен судить, как умеет. Он очень талантливый арбитр.
Поверьте мне, если бы несколько лет назад руководители КФА были более требовательны и последовательны в своих решениях, и Николаев, и Безбородов сейчас входили бы в топ-класс и судили большие турниры.
– По-моему, впервые в элитной группе судей УЕФА оказались сразу четверо испанских рефери. У них действительно настолько высок уровень судейства? Или свою роль сыграли иные факторы?
– Три испанца, которые и раньше входили в эту группу, удовлетворяют требованиям Коллины. Появился четвертый – Матеу Лаос. Его в Испании считают наиболее талантливым за последние 15-20 лет. А наши судьи должны понимать: чтобы конкурировать с коллегами из ведущих футбольных стран, нужно быть сильнее их на голову.
– Почему?
– Считается, что арбитры из Англии, Германии, Испании, Италии у себя в чемпионатах судят гораздо больше топовых матчей. Благодаря этому растут и прогрессируют.
– Есть ли смысл рекомендовать от России для обслуживания международных матчей 8 или 9 арбитров, когда регулярно получают назначения половина из них?
– Хороший вопрос. Представляете, от Германии на сбор УЕФА едут семеро.
– Значит, они того заслуживают.
– Обязательно нужно рекомендовать тех, у кого есть шанс потом попасть в более высокую группу. Но очень важно предварительно проверять их на знание английского языка. Ты должен уметь общаться, объясняться, слышать и понимать по-английски.
Попадая на сбор УЕФА, судья знакомится с требованиями, с арбитрами топ-класса, понимает, к чему нужно стремится. Переворачивается мировоззрение. Не так давно, когда Новая Зеландия играла с Мексикой, довелось пообщаться с немцем Брихом. Он судил, а я инспектировал. "Когда увидел старших товарищей на первом сборе, понял, что мне нельзя терять ни секунды, – признался Брих. – Есть мечта, есть цель, и если дам себе поблажку в отношении к судейству, проиграю целую жизнь!"
Феноменальные слова. Я вижу, как он вырос за 6-7 лет – из гадкого утенка в прекрасного арбитра. Вот что значат мотивация и конкуренция! Попасть в списки ФИФА легко, а чтобы стать судьей топ-класса нужно работать, страдать и терпеть.
Владислав БЕЗБОРОДОВ. Фото - Александр ФЕДОРОВ, "СЭ"
А судьи где?..
Чем отличились российские арбитры в 2014 году
О СПРЕЕ И ПРАВИЛАХ
– Несколько слов о нашем чемпионате. Заметили те или иные общие ошибки у российских арбитров?
– Существуют две проблемы. Первая – разная трактовка ситуаций, связанных с безрассудным поведением и использованием чрезмерной силы. Судьи должны быть одинаково последовательны. Вторая – ошибки в эпизодах, касающихся назначения 11-метровых ударов.
– В начале марта состоится ежегодное заседание ИФАБ, совета по правилам игры. Ваш прогноз: стоит ждать серьезных изменений?
– Второй год подряд УЕФА обратился с просьбой отменить тройное наказание, которому подвергается футболист за лишение соперника явной возможности забить гол. Создана специальная комиссия, и, думаю, внесут поправку. Возможно, усовершенствуют и трактовку правила "Положение "вне игры".
– Скамейки штрафников, обратные замены – как относитесь к таким предложениям?
– Как к экспериментам. С ними футбол станет другой игрой.
– Обратные замены предлагают использовать в детских турнирах.
– Такое практикуется уже лет 15 в матчах на первенство Санкт-Петербурга для определенных возрастных категорий. Что касается скамейки штрафников, можно подумать о ее применении вместо удаления за вторую желтую карточку.
– Станем ли и мы пользоваться исчезающим спреем в матчах российского чемпионата?
– Исполком РФС такое решение вынес. Вопрос только в том, выдержат ли те спреи, что производят сейчас, наши весенние температуры. На морозе спрей ведет себя иначе. Нужно усовершенствовать.