Олег Пашинин: "Самому интересно, где сейчас Лима и Обиора"

Telegram Дзен
Легендарный защитник, а с недавних пор помощник главного тренера железнодорожников вспомнил в интервью "СЭ" о своей яркой игровой карьере и рассказал о сегодняшнем дне

Филипп ПАПЕНКОВ
из Вальксе

"КРЕПКИЙ ОРЕШЕК"

Аленичев, Ананко и Титов – в "Спартаке". Кобелев – в "Динамо". В этом году московские клубы, словно сговорившись, обращаются к своему славному прошлому и делают ставку на тех, кто отдал им лучшие годы игровой карьеры.

Но первым на исторические рельсы встал "Локомотив". Победа в Кубке, да и в целом череда неудач с тренерами без черкизовских корней подтолкнула Ольгу Смородскую к смелому, но красивому шагу: к новому сезону команду готовит трио заслуженных железнодорожников.

В какой-то степени Игорь Черевченко, Саркис Оганесян и Олег Пашинин вытянули счастливый билет, приняв команду буквально накануне финала с "Кубанью". Не случись астраханского триумфа, и приставка "и.о." перед фамилией Черевченко вряд ли исчезла бы. Но триумф случился. А значит, все справедливо.

Новый тренерский штаб "Локо" пышет энергией, наслаждается каждой тренировкой – видно, как долго они ждали этого шанса. Черевченко и Пашинину по 40 лет, для тренеров возраст скромный. Но никакого панибратства с игроками: в прошлом защитники, оба обладают поставленным голосом, по два раза повторять не будут.

К прессе отношение тоже строгое, лишние глаза и уши доверия не вызывают. Заканчивается очередная тренировка, и штаб скрывается за технической постройкой – обсудить итоги занятия по горячим следам. Из-за деревянного домика доносится гулкий бас. Поговорить есть о чем, ведь буквально час назад с родины пришла новость: в предстоящем сезоне, судя по всему, будет лимит "6+5". С этого и начинаем беседу с Пашининым, когда он доходит от поля до гостиничного холла.

– Про Измайлова все расскажи! И о схеме на Суперкубок с "Зенитом", – с улыбкой бросает вслед Черевченко, явно намекая, что не стоит раскрывать лишних подробностей. Но Пашинин и сам все знает. На все вопросы, даже о делах давно минувших дней, отвечает взвешенно и серьезно. А скользкие темы вроде тренерского подхода Бышовца, загулов О’Коннора или своенравия Одемвингие экс-защитник предпочитает совсем обходить стороной.

– Вы явно не большой любитель интервью. За долгие годы карьеры общались с журналистами считаное число раз...

– Да, человек я не очень публичный. Кстати, большой привет Павлу Николаевичу Алешину, он ведь до сих пор в "СЭ". С ним всегда было приятно работать.

– Горячая тема: как тренерский штаб "Локо" отреагировал на новости о грядущей очередной реформе лимита?

– Люблю говорить о том, что уже точно свершилось. Но сама ситуация, когда сезон вот-вот начнется, а мы еще не знаем, по каким условиям – это, мягко говоря, не очень приятно.

– "Локомотив" справится при любом сценарии?

– Придется справляться. А пока нужно дождаться окончательного решения, нет смысла суетиться.

ФИЗПОДГОТОВКА

– Это ваш первый сбор в роли помощника главного тренера "Локо". Пришли к тому, о чем долго мечтали?

– Конечно, приятно работать в родном клубе. Эмоции исключительно положительные, это правда. Ну, а о чем я мечтаю – пока придержу при себе.

– В 2009-м при Юрии Семине вы уже входили в тренерский штаб основы, но отвечали за физическую подготовку.

– Отвечал – громко сказано. Эти функции выполнял тогда итальянец Винченцо Пинколини. А я больше помогал, учился, пытался вникать в тонкости. Тот опыт тяжело переоценить, огромное спасибо Пинколини. Пришло понимание данного компонента работы. Но в дальнейшем развиваться в этой сфере не стал. Потому что с самого начала понимал, что мне интереснее сам футбол. И двигался именно в этом направлении.

– Несколько лет назад вы сказали, что с тренерами по физподготовке в России большие проблемы. С тех пор что-то изменилось?

– Насколько знаю, на базе Высшей школы тренеров организуют обучение в этой области. Будем надеяться, оттуда выйдут качественные отечественные кадры.

КРАСНОЖАН И КАПЕЛЛО

– Вы закончили карьеру в 2008-м. Вам было 33 года. Глядя на сегодняшнего 35-летнего Игнашевича, не кажется, что рано?

– Играть хотелось. Но я даже не особо искал варианты. У меня проблемы со спиной – в этом дело. Врачи сказали: или заканчивай и будет нормальная жизнь, или до конца себя угробишь. После таких слов долго не раздумывал.

– Первое время вы отвечали в "Локо" за работу с болельщиками, верно?

– Нет, мне поступало такое предложение, но я его не принял. Помогал Евгению Харлачеву в "Локомотиве-2", потом Семин пригласил в основу.

– Два года назад как раз из того же "Локо-2" вы ушли в "Терек". Не пугала мысль, что теперь железнодорожный клуб – окончательно перевернутая страница?

– Все равно в глубине души я надеялся, что так или иначе буду связан с родным "Локомотивом". А тот опыт, который приобрел в Грозном, пока работал с Юрием Красножаном, очень мне сейчас помогает. Ведь там я трудился как раз в роли помощника главного тренера. Так что огромное спасибо Юрию Анатольевичу за то время. Да и сам "Терек" оставил только положительные воспоминания. Если не считать результат. Отношение руководства, условия – все было на высшем уровне.

– Год назад появились новости, что вас зовет в помощники Фабио Капелло. Не выдумка?

– Действительно, я беседовал на эту тему с Никитой Павловичем Симоняном, с самим Капелло. Но дальше этого дело не пошло.

– Вас рассматривали на должность тренера по физподготовке?

– Да. Просто беседовали с несколькими претендентами, и выбор в итоге пал не на меня.

УЗБЕКИСТАН

– Интересная страница вашей биографии – матчи за сборную Узбекистана. Как вас туда занесло?

– А какой футболист не хочет играть за сборную? Попасть в те годы в российскую национальную команду шансов, по сути, не было. И когда нам с Володей Маминовым позвонил тогдашний тренер узбеков Владимир Максимович Сальков, думали мы недолго. Как раз шел отборочный турнир к чемпионату мира-2002 – решили попробовать.

– Условия в Узбекистане были тяжелые?

– Кстати, нет. В плане быта – все отлично. Сборная жила в хорошей гостинице, да и длительных сборов не было. Я всего-то несколько матчей там успел провести. Мы заранее договорились, что клубные интересы для нас первостепенны. Играли, только когда получалось совмещать.

– Не жалеете, что пошли на такой шаг? Потом-то было куда больше шансов попасть в сборную России...

– Знать наперед вроде бы никому не дано. На тот момент все было оправданно: дополнительная игровая практика, международный опыт.

– До чемпионата мира Узбекистан тогда чуть-чуть недотянул. Если бы не сенсационное поражение от аутсайдера Омана на финише отбора...

– Если честно, деталей не помню. У меня на такие вещи память не очень сильна. Сборная-то узбекская была тогда в полном порядке. Один Мирджалол Касымов чего стоит. Но в Азии есть команды, с которыми исторически тяжело тягаться.

– По-прежнему следите за сборной Узбекистана?

– Периодически смотрю, как у них дела. Обидно: каждый раз не хватает самой малости, последнего шага. Надеюсь, они все-таки добьются своего. Когда люди чего-то очень хотят, им должно повезти. Тем более следующий чемпионат мира в России – недалеко ехать.

НЕПОМНЯЩИЙ И ЯПОНИЯ

– В 2001-м вы полгода играли в Японии.

– Период в моей карьере короткий, но очень запоминающийся. Там было просто здорово! Период работы с Валерием Кузьмичом Непомнящим очень многое дал. Я впервые столкнулся с таким отношением тренера к футболисту. До этого ведь только с Семиным работал. Спокойная манера общения Непомнящего была неожиданной и очень приятной. Я сумел по-другому раскрыться. Вернувшись из Японии, стал получать намного больше игровой практики в "Локо".

– Непомнящему помогали россияне?

– Из русских был только переводчик. И еще там играл украинец Сергей Скаченко.

– Что такое японский футбол?

– Упор на технику, комбинации. Меньше борьбы и жестких единоборств. У каждой страны своя философия, свой стиль. И японцы в этом плане верны себе.

– Почему решили вернуться в "Локомотив"?

– А о том, чтобы остаться, даже речи не шло. В "Санфречче Хиросиме" я был в аренде. И когда она истекла, "Локо" предложил новый контракт. Я согласился. Да и Непомнящий уехал в Китай.

– Жизнь в Японии впечатлила?

– Просто супер! Не скажу, что был шокирован, но поражался: насколько же далеко все ушло... Семью тоже перевез, тогда еще только дочка была. Жена до сих пор с восторгом те полгода вспоминает. Хотя, может быть, это потому, что не так долго там были. Не успели по Москве соскучиться.

– Хиросима – город печально известный...

– Я когда узнал, откуда клуб, тоже насторожился. Но технологии на таком уровне, что никаких проблем нет. Об истории там помнят. Несколько раз посещали Мемориал мира, посвященный атомной бомбардировке. Музею отведена обширная территория. А в центре сохранившееся здание с разрушенным куполом, где теперь аисты вьют свои гнезда.

СЕМИН И ЗОЛОТОЙ "ЛОКО"

– Самый яркий матч в карьере – 2:2 с "Реалом", когда ни в чем не уступили на "Сантьяго Бернабеу" Касильясу, Роберто Карлосу, Фигу, Зидану, Раулю, Роналдо?

– Нет, с "золотым матчем" против ЦСКА ничто не сравнится. Мы так долго мечтали о чемпионстве, чуть ли не весь сезон шли вровень с армейцами. И когда узнали, что впереди дополнительный поединок, внутреннее напряжение было просто невероятным. Зато когда выиграли... Такое не забыть!

– Творец того "Локо" Юрий Семин уже немолод, но активно ездит по городам – азербайджанская Габала, Саранск, теперь вот Махачкала. Не удивляет такая прыть?

– Хорошо, что у него не пропало желание работать. Не важно где, важен сам процесс. И он не боится заходить в те ситуации, где точно не будет просто, где не все гладко с кадрами. Но Юрий Палыч работает и дает результат. Взгляните на "Мордовию". Считаю, ее игра в минувшем сезоне – это большой успех.

– Говорят, в Саранске Семин чуть ли в упражнениях на тренировках участвовал.

– Вот я как раз об этом. Он жаждет работы!

– Недавно исполнилось 10 лет второму чемпионству "Локомотива", Семин огранизовал встречу. Вы были?

– Разумеется. Юрий Палыч поручил Вадику Евсееву всех обзвонить. Времени было мало, но кто смог, кого удалось найти – все были. С кем-то встретились впервые за очень долгое время. Теплые посиделки получились.

– Тот состав "Локо" действительно "самый золотой"?

– По крайней мере по количеству чемпионств – точно. Да и в Лиге чемпионов пошумели. Факты – упрямая вещь.

– Давайте пробежимся по тому составу. О многих совсем давно ничего не слышно. Как, например, поживает Сенников? Бизнесмен?

– Когда мы встречаемся, то не обсуждаем в тонкостях, кто чем сейчас занимается. Но видно, что у Димы все в порядке.

– Нижегородов? В последнее время он работал в Одессе.

– Давно не виделись, к сожалению... И на встречу он не смог приехать.

– Лима?

– Вот самому интересно! Вспоминали на той встрече про всех... Обиору, например. Где он, что он... Никто не знает. Зато был Малхаз Асатиани. К футболу, как я понял, прямого отношения не имеет. Общаюсь с Пименовым, Маминовым. Евсеев работает в "Амкаре". С Лоськовым, понятное дело, на связи.

– У него как дела?

– Получил тренерскую лицензию. Ждет предложений.

– Сильнейший партнер по обороне из тех, с кем довелось играть в паре – Иванович?

– Если судить по клубу, в котором он в итоге оказался, то конечно!

– Но когда серб был в "Локо", уже чувствовалось, что растет игрок мирового класса?

– У нас Бранислав играл еще совсем молодым, но огромный потенциал ощущался.

– Один из ярчайших персонажей "Локо" 90-х – Джанашия. О нем что известно?

– Заза сейчас в Грузии. Одно время работал в перовском отделении локомотивской школы. Но потом у него случилась какая-то неприятная история с документами. Кажется, потерял российский паспорт. А тогда как раз был сложный период в политическом плане. Ему пришлось уехать. Потом играл в Москве за ветеранов. А сейчас, насколько знаю, снова тренирует детей, только уже на родине...