Анатолий Бышовец: "Кокорин разменивает талант на пустоту"

Telegram Дзен
"СЭ" обсудил с бывшим главным тренером "Зенита" и экс-форвардом сине-бело-голубых промежуточные итоги зимней трансферной кампании питерского клуба
Маурисиу: "Был уверен, что я уже в "Шальке"

– Несмотря на то что находился в отпуске с семьей, за происходящим в нашем футболе вообще и за "Зенитом" в частности слежу очень пристально, – начал Бышовец. – Очень жаль, что мой отлет пришелся на тот момент, когда не стало Сережи Шустикова. Это большая боль для отечественного футбола вообще и для всех, кто знал его лично. Также очень хотел бы, пользуясь случаем, передать огромный привет Валентину Гафту и Олегу Табакову. Мы очень давно не виделись. А теперь давайте к делу. Я так понимаю, что переход Маурисиу застал меня в полете (смеется).

– Похоже, что так. Ваше мнение об этом трансфере?

– Могу сказать только лестные слова о бразильце. По матчам за "Терек" он оставил, безусловно, только приятные впечатления. Прежде всего это думающий футболист, отменно понимающий игру, чувствующий ее. Он обладает потрясающей мобильностью и умением найти нестандартный ход. Маурисиу из тех игроков, кто способен обострить, повести за собой. Очень редкие и ценные качества. Другое дело, что его адаптация в "Зените" будет зависеть от очень многих факторов.

"Зенит" стал грозным. Маурисиу едет в Питер

– Например?

– Огромную роль будет играть то, как примут бразильца партнеры. Когда амбициозный игрок приходит в уже состоявшийся коллектив, в котором собраны столь же честолюбивые и не менее амбициозные футболисты, огромную роль играет психология. Здесь очень важна роль его партнеров, которые должны помочь ему вписаться в команду. Виллаш-Боаш должен проявить себя здесь не только как тренер, но и как классный психолог. Нужно найти для Маурисиу место в игровой схеме, суметь варьировать тактический рисунок, исходя из его сильных качеств, и сделать это не в ущерб команде. Если все это получится, бразилец принесет "Зениту" много пользы.

– Ходят слухи, что он может получить российское гражданство. Как вы относитесь к процессу натурализации вообще и к случаю с Маурисиу в частности?

– Здесь все очень тонко и индивидуально. Это длительный и сложный процесс. Помните, сколько в свое время разговоров ходило вокруг натурализации того же Ари… Очень важно, чтобы человек по-настоящему заслужил это. Понимал свою ответственность перед страной, болельщиками. Проникся бы духом этой страны, понимал ее ментальность. И являл собой образец профессионализма и уважения к новым для себя реалиям. В этом смысле какие, например, могут быть вопросы к Гильерме? Однако есть и обратный пример – тот же Нойштедтер, при всем уважении к нему как к игроку. Здесь ведь опять включается психология. Понимаете, внедрение не должно быть искусственным. Такие вещи всегда очень чутко и болезненно воспринимаются в команде. Если игроки не будут понимать, за какие именно заслуги человек получил место в обойме сборной родной для каждого из них страны, то будут ощущать неприятие на подсознательном уровне. Здесь еще многое предстоит обсудить.

Если говорить конкретно о Маурисиу, то тут, убежден, не должно быть никаких проблем. Он достоин этой чести, что уже доказал своим отношением к делу на протяжении длительного времени. И, я надеюсь, продолжит доказывать в "Зените".

Ленинградское время Жиркова. Как он впишется в "Зенит"

– "Зенит" в это трансферное окно может усилиться и Юрием Жирковым из "Динамо". На ваш взгляд, Жирков сегодня – футболист для стартового состава питерцев или cкорее игрок обоймы?

– Важно понимать, что Юрий – это игрок определенного уровня. Он – профессионал с большой буквы, который никогда не позволит себе упасть ниже определенной планки вне зависимости от обстоятельств. Это фантастический трудяга со светлой головой. Плюс ко всему не нужно забывать, что Жирков – универсал, способный при необходимости сыграть на двух позициях, закрыть всю бровку. А значит – дать Виллаш-Боашу пространство для тактического маневра. Игроков его калибра с русским паспортом в нашем чемпионате единицы. Такие, как Юра, – вообще товар штучный. Он – безусловное усиление для любого клуба премьер-лиги. И "Зенит" здесь не исключение.

– Есть информация, что в "Зенит" может перейти и еще один футболист сборной России – Магомед Оздоев.

– Давно слежу за Магомедом. Это один из самых ярких молодых игроков, и я возлагаю на него большие надежды. Могу сказать, что мне вообще очень импонирует нынешняя трансферная стратегия "Зенита", направленная на приобретение лучших игроков с российским паспортом. В данный момент ситуация такова, что внутри практически каждого из лидеров чемпионата есть костяк иностранцев, вокруг которых строится игра. "Зенит" в этом плане не исключение. Скорее наоборот, законодатель мод. Халк, Данни, Витсель, Хави Гарсия – это ядро команды. Но ведь нужно понимать, что легионеры, как бы хороши они ни были, – это еще далеко не все. Важен баланс. Должны быть русские игроки, способные соответствовать этому уровню. И вот Оздоев может таким игроком стать. Первую часть сезона он провел не так ярко. Но это доказывает одно – ему нужно уходить из "Рубина", искать новый вызов. И, по моим ощущениям, он к этому вызову готов. Это не может не вызывать симпатии. Амбиции клуба и игрока должны состыковаться. Я, без сомнения, был бы очень рад этому переходу.

Кокорин против Смолова. Кто нужнее "Зениту"?

– Не могу пройти мимо еще одной фигуры, вокруг которой ходит много разговоров. Речь про Александра Кокорина...

– Все, что касается Саши, – это вообще очень непростая тема. Я давно слежу за ним и всегда чисто по-человечески относился к нему и к тому же Феде Смолову с большой симпатией. Другое дело, что в какой-то момент что-то в Кокорине надломилось. Исчез блеск в глазах, пропал кайф от игры, на первое место вышли совсем не футбольные вещи. Самое страшное его преступление перед футбольным богом в том, что он, сам того не понимая, разменивает свой талант на пустоту. И вот тут мы подходим к ключевому моменту. Настоящий игрок – это в первую очередь личность! Достаточно взглянуть на Яшина, Месси, Хави. Большой игрок – это еще и большой человек. Здесь важен не только футбольный талант, но и внутренний стержень, характер, общая культура, воспитание, интеллект. История великих игроков – это всегда история преодоления.

– На ваш взгляд, переступил ли Кокорин ту роковую черту, за которой он уже неспособен отыскать в себе мотивацию?

– Чтобы подняться, порой нужно опуститься. Вот и Кокорину опуститься с небес на землю сейчас просто необходимо. Вспомнить о том, что он еще ничего не достиг! Скажите, разве он проявил себя в каком-то из ведущих зарубежных чемпионатов? Выиграл чемпионат Европы? Чемпионат России? Нет, нет и еще раз нет. Он еще толком в этой жизни ничего не выиграл. А значит, еще очень многое должен доказать! Прежде всего – самому себе. Но вместо этого мы видим, что даже сейчас происходят какие-то торги, спекуляции, битва за выгодный контракт. Снова на первом месте проценты от сделки, а не мысли о том, как стать лучшим!

– В этом смысле возможный переход в "Зенит" может стать для него шагом вперед?

– Не так важно, окажется ли в итоге Кокорин в "Зените" или в том же "Арсенале". Главное для него сейчас – это вызов. И если он сумеет это осознать, то убежден, для него еще далеко не все потеряно. Сейчас, в переломный момент его карьеры, я желаю, чтобы рядом с ним оказался в первую очередь мудрый человек. Который подскажет Саше одну простую истину: "Счастье в том, чтобы быть полезным. А чтобы быть полезным, достаточно быть разумным".