Игорь РАБИНЕР
"– Задача "Спартака" на сезон давно озвучена – попасть в еврокубки. А какую цель ставите перед собой лично вы?
– Хочу выиграть чемпионат".
Наверняка у многих, кто прочитал эти слова Дмитрия Аленичева во вчерашнем интервью "СЭ", поползли вверх брови – и это если еще говорить мягко. Господи помилуй, какое золото? Тут бы за место в еврокубках, которых "Спартак" не видел два года, зацепиться, а не воздушные замки строить и маниловщиной заниматься.
Семь очков отставания от лидера – ЦСКА. Четвертое место, которое, с учетом "Ростова" впереди, вроде бы и имеет перспективы роста, но при наличии "Зенита" с "Краснодаром" за спиной (при этом – в нуле очков позади) может точно так же превратиться в шестое.
Шестое место по забитым мячам, дележка седьмого – девятого – по пропущенным.
Нестабильная игра – фрагментами яркая, но в целом объективно далекая от чемпионской.
Явные пробоины в составе, пока еще никем не залатанные (вот будет Мельгарехо или Реми – будет пища, а на данный момент новых лиц в "Спартаке" нет).
Отсутствие опыта борьбы за титул у всего молодого тренерского штаба красно-белых – разумеется, в качестве тренеров, а не в роли игроков, где на троих у Аленичева, Дмитрия Ананко и Егора Титова – 19 золотых медалей чемпионов России и две – чемпиона Португалии.
* * *
История всего-то двухлетней давности с Валерием Карпиным, казалось, должна отвратить Аленичева от любых заявлений подобного рода. Никто ведь еще не забыл, как зимой 2014-го Карпин, чей "Спартак" отставал от лидера всего на очко и по осени танком прошелся по ЦСКА – 3:0 и "Зениту" – 4:2, громыхнул заявлением, что "Спартак" будет чемпионом.
И был уволен спустя считаные матчи после возобновления турнира – вылетев из Кубка России от "Тосно", выступавшего тогда во втором дивизионе, проиграв в Грозном и сыграв вничью дома с "Анжи".
Не было бы заявления Карпина о грядущем чемпионстве – как знать, случилось бы то скоропалительное увольнение.
При этом к Аленичеву, что не секрет, высшее руководство красно-белых относится менее благосклонно, чем к Карпину до увольнения. Тут и знаменитое интервью "СЭ" от 2006 года "Старков – тупик для "Спартака", после которого капитан красно-белых Аленичев был выставлен из команды и закончил карьеру, и прошлогоднее ноябрьское требование выиграть три матча из трех (хотя в итоге, чтобы остаться, хватило и двух с половиной). Тогда Аленичев давление выдержал.
Но меньше недели назад Леонид Федун дал интервью ТАСС, один тезис в котором должен был заставить главного тренера напрячься: "Полностью изменилась система управления клубом. Все ключевые решения принимались не мной. Например, назначение главного тренера. Это было решение Сергея Родионова. Или возвращение Романа Широкова. Это два ярких примера".
Во-первых, один из этих двух "ярких примеров" уже не в "Спартаке", и ноябрьско – декабрьскую эпопею с насильственным выведением Широкова из состава дружественной назвать трудно. Во-вторых, этими словами Федун, по сути, снял с себя какую-либо ответственность за назначение Аленичева – хотя именно он как председатель совета директоров в июне предпочел его Курбану Бердыеву. Возможно, позиция Родионова действительно сыграла в этом определенную роль – но последнее-то слово было за Федуном.
Тут можно вспомнить и досрочный уход владельца клуба с выигранного, пусть и с большим скрипом и без красочного стиля, матча с "Ростовом", и резкие фразы после отдельных поражений. Ощущения, что Аленичев может спокойно строить свой "Спартак", в этом сезоне, по сути, не было.
Так, спрашивается, зачем было ставить себя под удар публично озвученной сверхзадачей? Зная предысторию – скоропостижную отставку одного из предшественников, весьма сдержанное отношение босса к себе? Почему нельзя было не делать никаких заявлений и спокойно готовиться к выполнению официально поставленной задачи?
* * *
И все-таки, несмотря на все вышесказанное, я – за Аленичева. За тот риск, на который он своими словами себя обрек.
Каждый человек должен быть самим собой. А Аленичев – он такой. Максималист, привыкший плыть против течения.
После серебра 2005 года вдвойне, казалось бы, приятного тем, что до него было два провальных сезона подряд, он на итоговом банкете сказал главному тренеру Старкову: мол, чему радуемся? Для "Спартака" может быть только одна настоящая цель и радость – золото.
Причем сказал при всех. Старков затаил обиду. И после не преминул напомнить Аленичеву о тех словах.
Нынешние высказывания Аленичева – продолжение тех, что он адресовал латвийскому специалисту. Они доказали, что самый титулованный футболист России, автор двух голов в победных финалах еврокубков, превратившись в тренера, остался тем же человеком.
Пусть даже эти слова ему и способны помешать – что он, думается, четко осознает. Ведь он их не сгоряча, на эмоциях после какого-нибудь матча, ляпнул. А произнес в спокойном интервью.
Есть тренеры, которые любят двигаться шаг за шагом и, напротив, не озвучивать игрокам задач высшего порядка. А есть и другие – вроде Валерия Газзаева, который на первом собрании в 2005 году поставил ЦСКА задачу выйти в финал Кубка УЕФА, и над ним в кулачки посмеивалась вся команда.
Далее нужно понимать, что Карпин и Аленичев произнесли на одну и ту же тему две совершенно разные вещи, соответствующие, кстати, своим характерам. Карпин – в утвердительном ключе: дескать, мы выиграем чемпионат. Аленичев говорил о желании: "Хочу выиграть чемпионат".
Аленичев не обещает. Аленичев обозначает стремления – не к журавлю, а к синице.
Можно, конечно, при желании и за это ухватиться. Причем сделать это даже в случае поражения в первом же туре от ЦСКА – в этом случае отставание от лидера составит уже десять очков, и уж тогда-то золото точно станет эфемерным. В случае с Карпиным, напомню, хватило двух туров и пропущенного от "Анжи" мяча в добавленное время.
Удвоенный риск заявления Аленичева связан еще и с матчем против армейцев. Ведь Леонид Слуцкий (у которого, замечу, больше нет еврокубкового груза) готовит ЦСКА к весне уже в седьмой раз, тогда как Аленичев "Спартак" – в первый. И один этот опыт дает главному тренеру сборной приличный гандикап.
Но Аленичев бросился в этот омут с головой, сознательно и добровольно усложнив себе жизнь. За одно это, по-моему, его нельзя не уважать.
Есть лидеры, умеющие совершать поступки, которых не понимает большинство окружающих. В этот момент они меньше всего думают об общественном мнении. Их интересует только то, что своими словами и действиями они помогают делу. Даже увеличивая риск попасть под тайфун и не выйти из него.
Поэтому после слов Аленичева вы вправе смеяться над ним, крутить пальцем у виска, называть их самоубийством или безрассудством. Я же предпочитаю не серостей, которые идут по протоптанной тропе, а неповторимые характеры, вечно изобретающие что-то свое. Не соответствующее стандарту, идущее вразрез с обывательскими представлениями – но свое.
Аленичев – один из таких.