FOOTБОЛЬНЫЕ ЛЮДИ
Александр Кокорин ни разу не вышел в стартовом составе "Зенита" из-за давней мышечной травмы. Илья КАЗАКОВ в своей авторской рубрике рассуждает о прошлом и будущем форварда сборной России.Несмотря на разницу в возрасте, статусе, менталитете и еще много в чем, судьба Александра Кокорина кажется мне удивительно похожей на судьбу Фабио Капелло. Применительно к российскому периоду работы мэтра, разумеется.
В них влюбились мгновенно – когда сборная Капелло с ходу начала штамповать победы, а Кокорин, только дебютировав в кобелевском "Динамо", стал забивать голы.
Про размер их контрактов говорили сначала уважительно, потом с раздражением – когда результаты пошли уже не те. Затем начали высмеивать, уверяя, что им обоим в нашем футболе интересны деньги – даже не в первую очередь, а только.
Потом от них захотели избавиться. Как от мозолящего глаза объекта.
Разница только в том, что Капелло улетел домой. А Кокорин перебрался в Питер. Если верить осеннему слуху, что "Зенит" в поисках тренера пытался вести переговоры с Капелло – вот еще одна общая черта. Все-таки Санкт-Петербург самый европейский из российских городов. А они оба – что игрок, что тренер – котируются в Европе гораздо выше, чем здесь.
И у обоих, как я понимаю, сейчас примерно схожая мотивация – провести следующий сезон на мажорный лад. Капелло это надо, чтобы поставить красивую точку в карьере. Кокорину – чтобы наконец стабильно провести хоть один год после дебютного на высоком уровне.
Мы так часто говорим о ничтожно малом числе забитых мячей форварда, что за этим тезисом забываем о другом, не менее важном. У Кокорина, самого талантливого нападающего страны после Аршавина, не было ни одного ровного сезона. И при этом он все равно остается нападающим, на которого делали ставку все тренеры, с кем он работал.
Исключение одно – Божович. Когда Миодраг возглавил "Динамо", он потребовал, чтобы с Кокориным не был переподписан контракт. Он его просто не понимал и не признавал.
Я все думаю, как сложилась бы судьба Кокорина если бы он тогда, в 2010-м, перешел в "Спартак"? Ведь именно трансфер форварда был первоначальным объектом переговоров между клубами, но, когда вслед за этим зашла речь еще и о продаже Комбаровых, "Динамо" продавать Кокорина испугалось. Болельщики могли бы этого не простить.
И он остался, чтобы за восемь лет в "Динамо" поработать с семью главными тренерами. Возможно, именно в этом и была главная проблема. Один ставил его на левый край, другой – единственным форвардом, третий – "под нападающими", четвертый наигрывал в паре. При Силкине "Динамо" больше играло через центральную зону низом. При Кобелеве – атаковало через фланги Комбаровыми.
Леонид Слуцкий, когда его просят сравнить Кокорина со Смоловым, говорит, что они совершенно разноплановые форварды. Смолов более индивидуален, Кокорин – более позиционен и многофункционален.
А можно сказать иначе. Кокорин – игрок без позиции. Он не нашел до сих пор тренера, который бы раскрыл его талант.
* * *
Когда говорят, что Кокорин шел в трансферной сделке "Зенита" с "Динамо" "в нагрузку" к Жиркову, речь, вероятно, идет о следующем. Питерцам позарез был нужен русский левый защитник. Кришито должен был уехать в "Рому" этой зимой, но Спаллетти после первых неудач с римлянами заморозил эту сделку. "Зенит" был нацелен на Кокорина давно – в том числе и держа в уме предстоящее ужесточение лимита. И мог забрать его летом как свободного агента. Но поскольку Жирков был нужен клубу именно сейчас, переход получился двойным.
Жирков в результате уже играет. Кокорин – пока еще нет. Но те, кто уже называет его вторым Бухаровым, не знают, что у форварда есть давняя мышечная проблема с задней поверхностью бедра. И именно поэтому он сейчас не в оптимальном состоянии, тем более что поле на базе "Зенита" пока неидеальное, а для такой медицинской истории это принципиально важно.
Капелло, как и любой другой тренер, слыша вопрос о Кокорине, говорил, что он "безумно талантлив". На вопрос, когда он это понял, итальянец отвечал: "С первой же тренировки". То же самое говорили Адвокат и Хиддинк. Так считает и Слуцкий.
Кстати, схожая история была и с игроками сборной. Рассыпать комплименты Кокорину они начали именно после первой тренировки. Когда занимаясь рядом, оценили его уровень.
"Зенит" покупал Кокорина не для Виллаш-Боаша. Но португалец вряд ли будет держать его на скамейке запасных. Точно так же у меня нет никаких сомнений, что именно Кокорин выйдет с первых минут мартовских матчей сборной у Слуцкого.
Почему? Потому что он "безумно талантливый".
* * *
Кокорина хотел не только "Зенит". Им всерьез интересовался "Вольфсбург", предлагая 12 миллионов евро. Но "Динамо" тогда только вернуло его из "Анжи" за 18. Дортмундская "Боруссия" видела его кандидатом на замену Левандовски. Скаут клуба несколько раз специально прилетал в Москву – и сумма тогда фигурировала более внушительная, поскольку "Бавария" давала за поляка солидные деньги. Но на каком-то этапе не срослось, а жаль. Тогда бы мы смогли оценивать Кокорина исключительно как форварда, без привязки к его фотоиллюстрациям покупок – вроде новой иномарки за 70 миллионов рублей или рюкзака за 250 тысяч по старому курсу. И сколько бы он ни зарабатывал, не было бы скатывания в тему: "его испортили большими деньгами".
А пока он здесь, на большом контракте и пока он не волшебник (та же самая претензия была и к Капелло) – от этой темы не уйти. Что "он наелся", что "мотивация не та".
Поэтому все и гадают: что произойдет с ним в "Зените", это будет второй Бухаров или Дзюба? Поможет ли новый клуб выйти ему на тот уровень, которого от Кокорина все ждут.
* * *
Помню, как Юрий Красножан, работавший тогда с Казахстаном, смотрел тренировку сборной с трибуны стадиона Стрельцова и повторял одно и то же:
– Какой же игрок Кокорин! Какой же игрок!
Я сидел рядом и не видел в его действиях ничего необычного.
Поэтому, наверное, я и не тренер.