Умение общаться со своими болельщиками через социальные сети – это искусство, которое под силу не каждому футбольному клубу. Как с этим обстоят дела в России?
"Зенит"
Чемпион России – лучший во всем. По количеству подписчиков в главных социальных сетях (ВК, Твиттер, Фейсбук, Инстаграм, Ютуб) среди всех клубов премьер-лиги "Зенит" лишь в ВК проигрывает "Спартаку" (1 051 827 человек против 1 077 709), уверенно лидируя во всех остальных. Это лидерство оправданно – контент у сине-бело-голубых выходит самый качественный.
Посмотреть эту публикацию в Instagram #ИдетВолна🌊 #показалосьПубликация от zenit_spb (@zenit_spb) 20 Апр 2019 в 2:56 PDT
И речь не только о слаженной работе клубной медиа-группы, которая оперативно наполняет зенитовские соцсети фото– и видеоматериалами после каждого матча – особенно после знаковых игр вроде победы в гостях над "Краснодаром", когда в течение нескольких часов вслед за финальным свистком в Инстаграме петербуржцев было сделано 11 постов, в сумме набравших около 300 тысяч лайков. Твиттер "Зенита", например, мгновенно реагирует на стоящий инфоповод: будь то объявление о концерте Шнура на спартаковской "Открытие Арене" (добавить зенитовский шарф исполнителю – легко)
Вставили кое-что в афишу, теперь совсем красиво 😉 pic.twitter.com/CbR5p96Ubl
— ФК «Зенит»🌊 (@zenit_spb) 10 апреля 2019 г.или запуск нового блога для болельщиков на персидском языке в связи с трансфером Сердара Азмуна. Таких блогов у петербургского клуба 13 (португальский, итальянский, испанский, немецкий, французский, польский, японский, китайский, датский, финский, иврит, хинди, фарси), кроме того есть восемь твиттер-каналов на разных языках.
«Зенит» представляет официальный блог болельщиков на фарси! 🇮🇷
Теперь мы разговариваем на 1⃣5⃣ языках и можем заявить на каждом из них: «Зенит» — самый мультиязычный футбольный клуб мира!
Подробности: https://t.co/HmtnQ8hbYw
🇷🇺🇬🇧🇪🇸🇮🇹🇵🇹🇫🇷🇩🇪🇵🇱🇯🇵🇨🇳🇩🇰🇫🇮🇮🇱🇮🇳🇮🇷 pic.twitter.com/AdmLo62iqM
Отдельная гордость сине-бело-голубых – клубный Ютуб-канал. Видеоблоги, "Раздевалки", Скрытые камеры "Зенит-ТВ", шоу с участием блогеров и футболистов – все это позволяет петербуржцам набирать десятки тысяч просмотров под каждым видео и стабильно держаться в середине топ-25 европейских клубов, привлекающих наибольшее внимание аудитории Ютуба.
Февраль 2019-го вышел самым крутым: трансляции матчей со сборов и мощнейший перформанс болельщиков, устроивших автобусу с игроками перед домашней встречей с "Фенербахче" в ЛЕ огненный коридор из файеров, принесли в копилку зенитовского канала 5,19 миллионов просмотров и 11-е место в мире среди футбольных клубов – выше "Баварии", "Аякса", "Челси" и "Милана".
We make the starting XI for @DeporFinanzas 📲 TOP 25 football clubs in Europe ranked by #YouTube views during February
But best of all we're above our good friends @FCBayernUS, @BlackYellow and @ASRomaEN 🙌😉 pic.twitter.com/7ZsMHjTC8S
Впрочем, стоит подождать подведения итогов мая – чемпионская волна может оказаться еще выше.
"Енисей"
Красноярский клуб в свой дебютный сезон в РПЛ больше запомнился не ярким футболом, а креативом в сети – получалось свежо и интересно. Твиттер "Енисея" регулярно придумывал новые способы представления стартового состава: то утеплит игроков с приходом зимы,
Наш утепленный состав на матч #ЕнисейАхмат! pic.twitter.com/ENE17rzR2O
— ФК «Енисей» (@FCEnisey) 1 декабря 2018 г.то заменит футболистов на персонажей "Игры престолов" накануне старта финального сезона сериала.
Наш состав на битву с "Уфой"! #ЕнисейУфа pic.twitter.com/v6jAQIR644
— ФК «Енисей» (@FCEnisey) 13 апреля 2019 г.Еще "Енисей" показал самую трогательную на свете рекламу шашлыка в лаваше.
По вашим просьбам – представляем полную версию! pic.twitter.com/Bgdi0SectI
— ФК «Енисей» (@FCEnisey) 31 марта 2019 г.За романтическим обедом была поймана пара болельщиков "Рубина", и красноярцы сразу же предложили казанцам новый дизайн игровой формы.
Шашлык в лаваше на матче #ЕнисейРубин кушали болельщики @fcrk. Мы тут покреативили для вас, казанцы! pic.twitter.com/a203sPdQcm
— ФК «Енисей» (@FCEnisey) 31 марта 2019 г.Наконец, как показатель определенного успеха, появившийся в ноябре английский аккаунт Твиттера "Енисея", который намекал на приглашение Жозе Моуринью в качестве переводчика для Дмитрия Аленичева и предлагал "Боке" и "Риверу" сыграть ответный матч финала Кубка Либертадорес в заснеженной столице Сибири в валенках и ушанках, был отмечен СММ-менеджерами "Ромы", которая одной из первых среди топ-клубов сломала строгие рамки социальных сетей.
Dear friends @CARPoficial and @BocaJrsOficial
You can play on our stadium for finale #Libertadores2018. It will be unforgettable – snow, felt boots and fur hats!🔥 pic.twitter.com/Uynag89Iri
"Команда дня – "Енисей" из сибирского города Красноярск. Это его первый сезон в РПЛ и самый первый день в англоязычном Твиттере. Его тренирует экс-футболист "Ромы" Дмитрий Аленичев, и нам уже по душе стиль админа Твиттера "Енисея", – написали римляне.
#ASRoma’s Twitter Team of the Day is @FCEniseyEN from the Siberian city of Krasnoyarsk. It’s their 1st season in the Russian Premier League & their very 1st day on EN Twitter. Coached by one-time Roma player Dmitri Alenichev, we already like EniseyEN Admin’s style. 🦁🤝🐺 pic.twitter.com/r6fpsF2vv4
— AS Roma English (@ASRomaEN) 14 ноября 2018 г.В начале сезона армейцы сделали ставку на оригинальное представление трансферов.
👊🏼 Mr. Selfmade? 🤔 pic.twitter.com/6V5057budX
— ПФК ЦСКА Москва (@pfc_cska) 1 августа 2018 г.ようこそ! 🇯🇵🇯🇵🇯🇵 pic.twitter.com/25SM984aUk
— ПФК ЦСКА Москва (@pfc_cska) 31 августа 2018 г. Посмотреть эту публикацию в Instagram Подкрепление с севера 🇮🇸🇮🇸 . #мыЦСКАПубликация от PFC CSKA Moscow (@pfc_cska) 31 Авг 2018 в 5:26 PDT
Наш сериал #трансферыЦСКА2018 подходит к концу, остался финальный эпизод!
Отгадаете слово целиком? 😉 pic.twitter.com/JnArX0R4Qh
Затем анонсировали первый домашний матч ЛЧ в "Лужниках" в стиле популярной компьютерной игры Супер Марио, организовав встречу Фернандеса и Модрича.
Посмотреть эту публикацию в Instagram 🕹Приключения Супер Марио и его друзей продолжаются и выходят на новый уровень! 😉 . #ЛигаЧемпионов #UCL #ЦСКАРеал #мыЦСКА #суперМариоПубликация от PFC CSKA Moscow (@pfc_cska) 29 Сен 2018 в 1:52 PDT
Наконец, перед дерби с "Локомотивом" иронично ответили на ролик красно-зеленых, который был снят в духе вестерна. Его сюжет повторяется, только вместо живых людей на экране двигаются фигурки из детского конструктора. В конце концов в действие вмешивается ребенок в экипировке красно-синих, который легко крушит игрушечный мир Дикого Запада.
Посмотреть эту публикацию в Instagram 👶🏼👊🏼🚂 . #ЦСКАлокомотив #мыЦСКАПубликация от PFC CSKA Moscow (@pfc_cska) 4 Окт 2018 в 6:29 PDT
"Локомотив"
"Локо" и правда сделал ставку на кинематограф. Вот три ролика, над которыми иронизировал ЦСКА – все они посвящены возвращению железнодорожников в ЛЧ 14 лет спустя.
Посмотреть эту публикацию в Instagram Спустя 5305 дней мы вновь в числе лучших. Здесь не принимают чужаков. Вход в клуб – только для избранных. 🚂 Это будет большая игра с крутым сюжетом и непредсказуемой развязкой. Ждать осталось недолго. ✊🏼 Смотрите, мы #СноваВДеле! И это – только начало. #Смолов #Модрич #Месси #ЛигаЧемпионов #UCLПубликация от Футбольный клуб «Локомотив» (@fclokomotiv) 13 Сен 2018 в 7:17 PDT
Посмотреть эту публикацию в Instagram Когда ты не один – ты вдвойне опаснее. ☄️ Героями второй серии #BackToBusiness стали @miranchuk @miranchuk__jr60. А @championsleague уже через 2 дня! #СноваВДелеПубликация от Футбольный клуб «Локомотив» (@fclokomotiv) 15 Сен 2018 в 7:00 PDT
Посмотреть эту публикацию в Instagram Достаточно всего одного выстрела, чтобы стать героем. «Локомотив» возвращается в Лигу чемпионов спустя 14 лет. Уже завтра. #СноваВДеле #backtobusinessПубликация от Футбольный клуб «Локомотив» (@fclokomotiv) 17 Сен 2018 в 3:21 PDT
А этим видео "Локомотив" настраивал себя на выезд в Санкт-Петербург.
Посмотреть эту публикацию в Instagram #ЖелезноВместе 🚂✊🏼Публикация от Футбольный клуб «Локомотив» (@fclokomotiv) 23 Сен 2018 в 12:37 PDT
Даже пост ко дню рождения братьев Миранчуков был исполнен в виде плаката к фильму "Двойной удар", только вместо Ван Дамма – фото близнецов.
Посмотреть эту публикацию в Instagram 💪Двойная сила, двойной кураж и двойной праздник для «Локомотива»! 😎 Эти крутые парни сегодня отмечают свой 23-й день рождения! Пусть новая серия жизни будет для них полной ярких мгновений и побед! 👏 #СамыйЛучшийКоллектив #ДвойнойУдарЛокоПубликация от Футбольный клуб «Локомотив» (@fclokomotiv) 17 Окт 2018 в 3:12 PDT
Напоследок стоит вспомнить и о "Ростове", наделавшем шуму со своим знаменитым ковром. В августе один из болельщиков дончан принес на "Ростов Арену" самый настоящий ковер – и клуб тут же объявил о поисках его владельца.
Ковёр уже ищем.
Всем хорошей рабочей недели 👌🏻⚽️ pic.twitter.com/L49tEcSEtT
Затем пообещал – если следующий твит наберет 500 лайков, найденный ковер будет постелен на клубной базе. И сдержал свое обещание!
Постелили!#ковернаш pic.twitter.com/ZaOmgdjhPh
— Football Club Rostov (@rostovfc) 20 августа 2018 г.Кроме того, ростовчане объявили о запуске лимитированного четвертого комплекта формы все в той же ковровой расцветке – и эта новость уже стала достоянием всего мира: о ней рассказала и испанская Marca, и британская BBC.
🔥 or 🤮?
FC Rostov are releasing a 'lucky' fourth shirt.
More: https://t.co/afxSFv4zbU pic.twitter.com/rZBRCYOIcg
Еще "Ростов" гениально анонсировал домашние матчи. В декабре, перед встречей против ЦСКА, появилась тема с культовой компьютерной игрой GTA: San Andreas, включая слово "Потрачено" на стадионе.
Посмотреть эту публикацию в Instagram 🔥⚽️ Заключительная игра в году на "Рост-Сантос Арене"! #мыростовПубликация от Football club "Rostov" (@fcrostov) 1 Дек 2018 в 1:00 PST
Посмотреть эту публикацию в Instagram Сегодня без голов, но все равно «потрачено» #РостовЦСКА Публикация от Football club "Rostov" (@fcrostov) 2 Дек 2018 в 9:44 PST
А у апрельского матча против "Спартака", который состоялся в день выхода первой серии итогового сезона "Игры престолов", не было ни единого шанса быть представленным иначе.
Посмотреть эту публикацию в Instagram 🔥🔥🔥 Меньше двух недель до супер матча!Публикация от Football club "Rostov" (@fcrostov) 4 Апр 2019 в 11:49 PDT
Посмотреть эту публикацию в Instagram 🔥🔥🔥 На матч «Ростов» - «Спартак» осталось менее 5 тысяч билетов! У вас остался последний шанс занять место на «Ростов Арене»! Игра близко...Публикация от Football club "Rostov" (@fcrostov) 6 Апр 2019 в 4:51 PDT
Количество подписчиков клубов РПЛ в соцсетях*