Знаменитый пианист, победитель конкурса Чайковского и спартаковский болельщик с сорокалетним стажем — частый гость на страницах «СЭ». Когда-то он рассказывал, что в подростковом возрасте из Иркутска переехал учиться в Московскую консерваторию только после того, как родители пообещали — Денис сможет ходить на матчи любимого «Спартака».
Вот отрывок из этого интервью обозревателю «СЭ» Игорю Рабинеру:
— В родном Иркутске я считался вундеркиндом. Когда мне было 15 лет, фонд «Новые имена», который меня нашел и оценил, начал настаивать на переезде в Москву — для учебы в школе при консерватории. Пара бирж и банков уже готовы были платить мне стипендии — но ехать я отказывался наотрез. Потому что музыка тогда была мне «по барабану». На первом месте стоял спорт. Играя в хоккей, сломал руку после удара соперника клюшкой наотмашь — и расстроился не из-за того, что это могло сказаться на карьере пианиста, а потому, что придется наблюдать за битвами друзей со стороны. Руководил заливкой льда во дворе, летом переключался на футбол... Ненавидел играть гаммы и, едва выдавалась возможность, убегал во двор. Ни в какую не хотел понимать, почему должен лишаться всех этих радостей.
— Что же заставило изменить решение?
— Родители применили гениальный психологический ход. Они сказали: «Дурачок, ты не понимаешь, какое счастье тебя ждет — сможешь смотреть «Спартак» вживую!» Эта мысль пронзила как молния. Я бросил все к чертовой матери и сломя голову понесся из Сибири в Москву. Нет, не для того, чтобы учиться в Центральной музыкальной школе при консерватории — это было лишь необходимым приложением. А чтобы ходить в Лужники на каждый матч «Спартака».
Мы поздравляем Дениса Мацуева с юбилеем и вспоминаем самые яркие его высказывания, опубликованные в «СЭ» в разные годы.


2025. О «Спартаке»
— Победы «Спартака» заряжают, они дают надежду болельщикам. Это же великая вещь — воздействие игры команды на свою внутреннюю веру. У меня случилась большая трагедия: в конце февраля не стало моего папы, который был рядом со мной всю жизнь. Он мой первый наставник, гениальный композитор, пианист. И естественно, мы всегда вместе с ним болели за «Спартак»...
В это самое ужасное и сложное время в моей жизни, конечно, спасает сцена и такие победы, как над «Зенитом». Вообще игра команды поддерживает и уберегает от очень плохих и трагичных времен, которые переживает наша семья.
2025. О сборной России
— Прекрасно помню все перипетии, которые были в период работы Черчесова. Тогда мне удалось несколько раз посетить команду во время ЧМ-2018 и перед Евро-2020. Дзюба был безусловным лидером. Это тоже драматургия, свой театральный сюжет — как он пошел специально ради игровой практики в тульский «Арсенал»! Ради сборной. Человек хотел биться за нее на чемпионате мира! В матче с Саудовской Аравией вышел и доказал, что именно он, а не Смолов. будет основным нападающим.
И когда Дзюба всех заряжал перед пенальти с Хорватией, какие были слова... Нельзя так «сыграть»! После того как мы не прошли дальше, все плакали, но это была светлая грусть. Мы выстрелили как никогда. Это нельзя забывать! И как бы ни критиковали дружину Черчесова, я всегда на его стороне.
2021. О Станиславе Черчесове
— Черчесов совсем не такой, каким многие его представляют. Чтобы понять это, нужно хотя бы раз пообщаться с ним в неофициальной обстановке. Это вовсе не тот разозлившийся монстр, которого из него рисуют те, кто с ним не знаком. Да, он, кавказский человек, может вспылить. Но на самом деле он тонкий, душевный и ранимый. Хохмач, со своеобразным, но потрясающим чувством юмора. И очень добрый. Говорю это, потому что близко общаюсь с ним с 2006-2007 годов, когда он пришел в «Спартак». При этом он не будет в каждом интервью говорить то, что нравится людям, специально делать так, чтобы его полюбили.
2016. О российском футболе
— Меня огорчает, что сегодня у нас с футболом связан сплошной негатив. Шлейф тянется с Евро-2016. Склоки, скандалы... Люди начинают говорить о российском футболе — и моментально раздражаются. Когда-то легендарный пианист Владимир Горовиц сказал: «Америка не любит хороших новостей, потому что высокий рейтинг они не приносят». Вот и мы к этому пришли. Печальная тенденция.
Неужели главная проблема российского футбола — Кокорин, Мамаев и шампанское? Обсасывается что-то желтое, сиюминутное. А в корень-то не зрим! Выплеснули на ребят злость и успокоились. Почему-то не говорим о том, что нужно поднимать детский футбол. Что тренеры в школах получают гроши — разумеется, в сравнении с зарплатами игроков премьер-лиги.
На днях узнал, что красноярские мальчишки выиграли во Франции чемпионат мира среди детских домов. В клочья разнесли всех! Я был потрясен! Сразу вспомнил, как в 1990 году Иветта Николаевна Воронова, проехав по стране, собрала команду блистательных классических музыкантов. Сейчас они — основа и гордость нашей исполнительской школы. Почему бы в футболе не повторить? Уверен, если селекционеры прочешут все от Владивостока до Калининграда, найдут фантастических самородков. Понимаю, звучит по-дилетантски. Но что мешает попробовать? В любом случае больше пользы, чем в сотый раз обсуждать Кокорина с Мамаевым.
2012. О Фабио Капелло
— Фабио — поклонник русской культуры. Посещает симфонические концерты, оперу. Работая в «Милане», «Реале», сборной Англии, приезжал в Россию как частное лицо. Просто послушать «Бориса Годунова», «Хованщину», Чайковского, Рахманинова. Не потому, что дружит с Гергиевым. Ему это действительно интересно. Говорит, русская музыка его вдохновляет. Капелло — страстный романтик! При этом, как любой итальянец, невероятно экспрессивен. Думаю, он бы спокойно мог сыграть Отелло.
2014. Об Олимпиаде в Сочи
— У Вани Урганта в программе принесли для меня нарезку из шорт-трека, лыж, керлинга, могула, трамплина. Каждый фрагмент надо было оформить музыкально. Я не готовился. Рояля нет, сел за электронное пианино, увидел картинку — и начал импровизировать.
Шорт-трек озвучил мелодией из «Ну, погоди!» Керлинг — «Полет шмеля». Старт лыжной эстафеты — «Время, вперед!» Свиридова. Могул — вторая рапсодия Листа. Оставался трамплин. Пока спортсмен летел, я делал поступательное движение по клавишам. А в момент приземления заиграл We are the Champions. По-моему, симпатично получилось. Посмеялись.
Еще на хоккее был забавный диалог с Фетисовым. Заговорили об Олимпиаде в Калгари. Турнир тогда проходил по другой схеме. Для сборной СССР, которая уже обеспечила себе золотые медали, заключительный матч с Финляндией ничего не решал. Наши проиграли 1:2, единственную шайбу забросил Фетисов. Но когда ему об этом рассказал, он сильно удивился: «Ни матч с финнами, ни собственный гол в памяти вообще не отложились! Вот как грохнули Канаду 5:0 и Швецию 7:1 — помню...» А я просто с 1983 года вел таблицы, дневники. Про наш футбол и хоккей знал все.
2014. О гастрольном графике
— В 2013-м я установил рекорд — 210 концертов за год! Никто из пианистов никогда столько не играл. Хотя за рекордами не гонюсь. И от концертов не устаю — наоборот, заряжаюсь. Выматывают перелеты, смена часовых поясов...
В январе было три свободных дня, и я рванул на Дальний Восток. Устроил благотворительные концерты для пострадавших от наводнения. Из Хабаровска в Комсомольск-на-Амуре предложили добираться поездом либо древним вертолетом. Я выбрал первый вариант. В вагоне — жара, на улице минус 40. Перепад температур, наверное, и подкосил. Свалился с воспалением легких. Впервые в жизни проболел три недели. Пришлось отменять концерты в Нью-Йорке, Берлине, Тель-Авиве, Милане. Пять дней в больнице держали под капельницей.
Когда пошел на поправку, мне это состояние неожиданно понравилось. Не надо никуда взлетать, можно отдышаться. Потом сел за рояль — совершенно другая голова! Свеженький, легкий. За неделю выучил две новые программы. И появилась мысль уменьшить количество концертов. Правда, на ближайшие три с половиной сезона все расписано. Но потом начну сокращаться. Я и с маэстро Гергиевым говорил на эту тему. У него за сезон вообще 300 концертов!
2005. О любимых футболистах
— В мире — Марадона, у нас — Черенков. Люблю романтиков и творцов. На них все держится. Федор — как Шопен! Каждая нота у него пропитана утонченным романтизмом, как у спартаковца каждый пас. Такие люди душой тонки и ранимы, и неудивительно, что в современном грубом мире шоу-бизнеса Черенков потерялся.