Что раньше предлагал Федун и что принято
В декабре прошлого года владелец "Спартака" в интервью "СЭ" уже предлагал довольно серьезные реформы.
Коротко их перечислю:
1. Составление "климатического" календаря с учетом зимних туров.
2. 14 клубов в РПЛ, деление на семерки после двухкругового турнира. Лучшая определяет чемпиона, вторая – тех, кто вылетает.
3. Новый формат Кубка страны: матчи 1/16, 1/8 и 1/4 финала проходят в городах, где нет команды РПЛ, полуфинал состоит из двух матчей, а финал закрепляется за Лужниками.
4. Механизм солидарности – выплаты детским школам при переходах футболистов из клуба в клуб. Они происходят не из суммы трансфера, а из базовых доходов игроков за первый год контракта с новым клубом, включая выплаты агенту. Таким образом, станут получать средства все, кто участвовал в подготовке футболиста до достижения 21 года.
Предложения бурно обсуждались в прессе, но на официальный уровень в плане принятия решения не вышли. Тем не менее, часть реформ, очевидно, были восприняты – речь про пункты 1 и 3.
В календаре чемпионата-2018/19 в 17-м туре, последнем перед зимней паузой (это уже декабрь), нет матчей в Оренбурге, Красноярске и Екатеринбурге, зато есть в южных регионах – Краснодаре, Грозном и Махачкале, а также в Москве и Петербурге, где с газонами последние годы все хорошо.
Впрочем, в первом весеннем туре (самое начало марта) игры в Оренбурге, Красноярске и Екатеринбурге есть. Вероятно, в этом случае ответственный за составление календаря спортивный директор РПЛ Виктор Пышкин надеется на теплую весну.
С Кубком его организатор РФС поступил еще более радикально, начав проводить из двух матчей не только полуфиналы, но и стадию 1/4 финала.
Что предлагается сейчас
Российский футбол: выживание или развитие. Статья Леонида Федуна //
Финансовая революция. Главный редактор "СЭ" - о статье Федуна
Выделю главное по пунктам.
1. Распределение средств государства, которые вкладываются через бюджеты регионов, городов и областей, либо, видимо, через спонсорство госкомпаний (впрочем, это в статье не уточняется) между всеми участниками соревнований посредством ТВ-контракта. Суммарно предлагается увеличить ТВ контракт до 80-100 миллионов евро в РПЛ (сейчас – 1,7 миллиарда рублей или 21 миллион евро в год) и до 15 миллионов евро в ФНЛ, а распределять средства в зависимости от результата команды. Минимальный бюджет в РПЛ составляет 13 миллионов евро, и при новом подходе от продажи телеправ как минимум 5-6 миллионов получит каждая команда.
Очевидно, что лидеры заработают несколько больше. Таким образом, доход от ТВ возрастет в 4-5 раз.
2. В РПЛ могут играть клубы со стадионом вместимостью не менее 20 тысяч зрителей, что позволит клубу при средней посещаемости как минимум в 18 тысяч, получать доход около 2,5 миллиона евро в год.
3. Очень жесткая система лицензирования для клубов РПЛ, при которой обязательны стадион не менее чем на 20 тысяч зрителей и бездефицитный бюджет не менее, чем на 13 миллионов евро.
4. Меняется состав низших лиг. ФНЛ (32-36 клубов) делится на два дивизиона – Западный и Восточный, а ПФЛ может жить только на условиях самофинансирования.
Как к этому относиться
Сейчас ситуация в экономике футбола становится угрожающей – количество клубов сокращается, в ПФЛ их осталось всего 59. И дело не в том, нужна ли вторая лига или нет, какие там качество игры и интерес публики. Дело в том, что нынешняя экономическая система в спорте угрожает его выживанию. Умирают не только коллективы второй и первой лиг – уходят в небытие и те, кто еще недавно выступал в РПЛ.
Летом исчезли "Амкар" и "Тосно". Пример клуба из Ленинградской области показывает, что даже частный владелец – не гарантия успеха, было решено закрыть проект едва ли ни одним днем, и даже победа в Кубке страны ничего не изменила. Поступления от коммерческой деятельности и действующего ТВ-контракта слишком малы, чтобы прокормиться самостоятельно. Возникает эффект тромба – никто из ПФЛ не хочет подниматься наверх, потому что возрастают расходы, из ФНЛ никто не вылетает. В РПЛ осталась вылетевшая команда – "Анжи". А из-за особенностей системы лицензирования мы в лице махачкалинцев получили в премьер-лиге клуб, у которого огромные финансовые проблемы по всем направлениям, включая оплату транспортных расходов.
Предложение Федуна по новой формуле ТВ-контракта (нынешний, напомню, заключен этим летом на четыре года) означает, что рынок больше 1,7 миллиарда рублей в год предложить не может. Даже после ЧМ-2018.
Вопрос в другом – владелец "Спартака" предлагает сформировать пул государственных инвесторов, но как на этом посмотрят в "Зените", "Локо" и ЦСКА, а также ряде других клубов, имеющих партнерские отношения с госкомпаниями
Готовы ли сами компании вкладываться не в определенные клубы, а в целом в российский футбол? Это ведь своеобразный финансовый фэйр-плей по-русски – получить деньги у богатых, чтобы распределить их между всеми участниками лиги.
Около пяти лет назад в российском футболе была сделана попытка создания финансового фэйр-плей. Группа под руководством Сергея Степашина предлагала проект документа: он предусматривал открытость бюджетов, потолки зарплат (для трех возрастных категорий футболистов), минимальный размер оплаты труда, а также систему премирования клубов.
Планировалось, что документ вступит в силу с сезона-2016/17. Но в январе 2016-го стало известно о резолюции, с которой премьер-лига отклонила проект Степашина: "Члены правления в дискуссии отметили, что предложенный проект финансового регламента РФС не способствует развитию российского футбола, тормозит его развитие, поскольку в случае утверждения, футбольные клубы не пройдут аттестацию. Кроме того, предложенный проект дублирует регламент по лицензированию клубов. Предложенный проект финансового регламента – отклонить".
Какая судьба ждет новые предложения Федуна?