«Спартак» и ЦСКА: минимум 500 рублей
Премьер-лига лишь недавно пережила масштабные ограничения, связанные с пандемией коронавируса, а в этом сезоне варится в собственном соку без еврокубков. Отсутствие зарубежных гостей могло бы вынудить клубы поднять цены на просмотр внутреннего продукта, но нет. В целом стоимость билетов, как и абонементов, осталась на прежнем уровне. И похожая тенденция прослеживается в других видах спорта. К примеру, на домашний матч хоккейного ЦСКА можно купить билет за 200 рублей, а минимальная стоимость посещения игры СКА — 300 рублей.
В РПЛ цены в среднем выше, чем в КХЛ. Но у кого самый дешевый?
Многие футбольные клубы разбивают матчи по категориям в зависимости от степени ажиотажа: к примеру, у «Краснодара» с «Оренбургом» таких категорий две, у «Зенита» с «Динамо» — три, а у «Спартака» с ЦСКА — четыре. Очевидно, что встречи с аутсайдерами вызывают наименьший зрительский интерес, поэтому и стоят они дешевле.
Как видно из таблицы, цены даже на матчи 4-й категории «Спартака» и ЦСКА начинаются от 500 рублей. Это наивысшая минимальная стоимость разового билета в лиге. «Зенит», несмотря на чемпионский статус, не повышает цены — на сине-бело-голубых можно сходить за 300 рублей. Любопытно, что даже игры «Торпедо» стоят выше — черно-белые, вероятно, пытаются таким образом частично отбить стоимость аренды «Лужников».
На «Ахмат» за 150 рублей
Ну а самые дешевые билеты — у «Ахмата». У грозненцев, как мы отмечали в другом исследовании, самые низкие цены в лиге на сезонные абонементы (2 250 рублей). С билетами — аналогично: на любой матч главной команды Чечни можно попасть за 150 рублей. «Ахмат» уникален и в другом: это единственный клуб лиги, который не подразделяет соперников на категории. То есть билеты на игры с «Зенитом» и «Химками» стоят одинаково.
У «Нижнего» есть две категории, но между ними существенная разница: матчи с «Зенитом», «Спартаком», ЦСКА, «Локомотивом» и «Динамо» стоят минимум по 500 рублей, а остальные — по 200. У «Факела» немного иначе: топ-клубы (те же, что у «Нижнего», плюс «Краснодар») можно увидеть за 250 рублей, а остальных — за те же 200. «Локомотив» тоже заявляет, что продает некоторые билеты низшей категории по 200 рублей.
Но это не предел. Текущий сезон — первый при Fan ID, и на пяти стадионах карта болельщика уже заработала. Из-за этого некоторые клубы устроили акции и продавали билеты на домашние встречи по символическим ценами. Например, «Нижний Новгород» распространял билеты на ЦСКА по десять рублей, а «Крылья Советов» пошли еще дальше — на игру 3-го тура с «Торпедо» можно было попасть за восемь рублей (эта акция была приурочена к 80-летию волжского клуба). Сейчас аттракционы щедрости закончились, но, может быть, возобновятся в начале следующего года, когда Fan ID запустят на других стадионах премьер-лиги.
В Петровский парк за 70 тысяч
Если бы «Крылья» на матче с «Торпедо» продали все билеты, стоившие по восемь рублей, то заработали бы примерно 350 тысяч. А «Динамо» такую сумму может выручить, реализовав лишь пять самых дорогих билетов самой высокой категории.
Если оставить за скобками бизнес-ложи, то самый дорогой билет в РПЛ — именно на «ВТБ Арену». Причем разница с другими клубами ощутимая. За 70 тысяч «Динамо» предлагает места первой категории, приватную обстановку, панорамное остекление мест и индивидуальное ресторанное обслуживание, а не шведский стол, как часто бывает на VIP-местах. Естественно, эта стоимость актуальна только для матчей высшей категории — например, на игру с «Зенитом» такой билет можно купить хоть сейчас на сайте. А «Спартак» распространял билеты на недавнюю домашнюю встречу с чемпионами России с максимальной стоимостью 33 тысячи рублей (сектор Platinum с ресторанным питанием и заездом на территорию стадиона).
Следом за «Спартаком» и «Динамо» идут ЦСКА с «Локомотивом» — сплошь столичные клубы. «Зенит» тут лишь пятый (17 тысяч), а затем — неожиданно «Нижний Новгород» (15 тысяч). «Оренбург», «Ахмат» и «Факел» в рейтинг не вошли, так как они банально не предоставляют VIP-мест в свободной продаже. У воронежцев есть «места повышенной комфортности» за 2 500 на топ-клубы, но это не совсем то. Самый дорогой билет на «Оренбург» стоит 1 500 рублей, а на «Ахмат» еще меньше — всего 450.
По исследованию видно, как сильно отличается подход к продаже билетов в лиге. У некоторых клубов РПЛ динамическое ценообразование — например, у «Зенита» и «Локомотива» стоимость варьируется в зависимости от текущего места соперника в таблице и количества оставшихся до матча дней. А у «Краснодара» и «Факела», напротив, цены были зафиксированы перед началом сезона. У всех разное число категорий, причем даже внутри них есть разночтения: одни относят условный «Краснодар» к первой категории, другие — вообще к третьей.
А основное отличие понятно и без исследования: билеты на стадионы в Москве стоят дороже, чем в других городах. Причем спортивные результаты клуба-продавца не имеют значения — «Спартак» даже после 10-го места в прошлом сезоне остается одним из самых дорогих клубов для просмотра игр. А билеты на «Сочи», действующего серебряного призера РПЛ, стоят не так уж много. И эта тенденция не изменится никогда.