Особое мнение
Чемпионат мира и Кубок конфедераций прошли фантастически, после чего наши футбольные власти задумались о том, чтобы ввести Fan ID и в РПЛ.
Мотивация ясна. И на ЧМ-2018, и на Кубке конфедераций-2017 мы достигли того, к чему стремились – на трибунах не оказалось людей с неадекватным поведением. Получилось, что контингент на футбольных матчах изменился. Туда потянулись те, за чье присутствие на играх руководители наших клубов бьются уже много лет (к сожалению, безрезультатно), – женщины и дети. Ясно, что чемпионат России нельзя ставить в один ряд с чемпионатом мира. Но был же еще и успешный опыт Кубка конфедераций: грубо говоря, никто так и не понял, что это за турнир, однако с посещаемостью все было в порядке. Потому что на матчах было комфортно и безопасно.
Введению Fan ID воспротивились авторитетные болельщики с фанатских трибун (назовем их так). Некоторые клубы сразу сдали назад, испугавшись возможных конфликтов. И их можно понять. Я сам был таким же.
Но на самом деле история с введением в РПЛ паспорта болельщика захлебнулась в другом месте. Все уперлось в деньги. Оказалось, что необходима совершенно безумная сумма – шесть миллиардов рублей. Лично я не понимаю, почему так много. Но те, кто показывал смету, наверняка все разъяснили.
Однако суть в другом: в подходе к реализации идеи Fan ID.
Итак, что я предлагаю.
Fan ID нужно преобразовать в формат карты лояльности – чтобы данная система стала не просто нужным, но и реально полезным инструментом для болельщиков. Некоторые клубы пытаются ввести карты лояльности уже сейчас, но пока серьезно по этому направлению работают только "Зенит" и "Спартак".
На первом этапе получение паспорта болельщика должно быть на добровольной основе. Чтобы держателями карты стали те, кто хочет участвовать в бонусных программах, кто хочет ходить, например, на матчи сборной России со скидкой.
Потом, через два-три года, сделать Fan ID обязательным документом, без которого посещать игры нельзя. При этом для людей, которые стали обладателями паспорта болельщика на первом, добровольном, этапе, должны быть серьезные привилегии.
"FAN ID – золотой гроб российского футбола": фанаты "Спартака" против паспорта болельщика
Стоимость программы? Если заложить в нее только пропуск на стадион, то, конечно, ее внедрение потребует колоссальных денег. Если же сделать систему многофункциональной, то в таком случае в установку Fan ID вложатся букмекеры, чьи услуги также войдут в карту лояльности, операторы такси, службы кейтеринга и т.д. То есть шесть миллиардов рублей будут переложены на партнеров. И быстро окупят себя. Нужно провести внятный конкурс и определить компании, которые готовы активно участвовать в программе. А потом – зарабатывать на ней.
Таким образом, мы получим регулирующий документ – Fan ID, который при этом будет насыщен большим количеством коммерческих программ, благодаря чему вызовет интерес у болельщиков, а не антагонизм.
Удобство? На чемпионате мира и Кубке конфедераций паспорт болельщика был понятен в использовании, да и получить его было просто. Но технологии позволяют разместить Fan ID в мобильном телефоне. Это элементарно.
Важно определить, кто будет выдавать паспорт болельщика и отнимать. На мой взгляд, ответственность следует взять на себя РФС. Не РПЛ, не клубам, а именно РФС. Да, с точки зрения коммерции Fan ID – совместный проект, но управление им должно быть централизованным.
РФС: система Fan ID вряд ли будет применяться в следующем сезоне
При этом у болельщиков, чья карта Fan ID по той или иной причине была аннулирована, должно быть право на апелляцию. Возможно, понадобится даже создать отдельный юрисдикционный орган в РФС, который рассматривал бы вопросы, связанные с Fan ID. Необходим и отдельный регламент, касающийся паспортов болельщиков, в котором было бы четко прописано, за что можно лишиться возможности посещать футбольные матчи. Тех, кто уже в черном списке, перед введением Fan ID можно амнистировать, но предупредить, что после первого же нарушения доступ на футбол для них будет закрыт навсегда.
Что мы получим? У клубов появится дополнительный заработок, болельщики будут чувствовать себя комфортно и безопасно, а РФС упорядочит ситуацию на трибунах и будет четко контролировать все, что там происходит. Один продукт решит очень много вопросов. В этом – завтрашний день нашего футбола.