В преддверии кубковой встречи "Торпедо" - "Динамо" корреспондент "СЭ" побеседовал с 42-летним тренером, возглавлявшим черно-белых с июля 2010-го по апрель нынешнего года
Звонок застал пятикратного обладателя Кубка России в автобусе: Чугайнов, тренирующий ныне саратовский "Сокол", подъезжал вместе с командой к Старому Осколу.
- Сколько провели в дороге?
- 10 часов.
- Сурово.
- Нормально. В 7 утра выехали, сейчас сразу на тренировку.
- Такой режим позволяет следить за "Торпедо", с которым вы расстались в середине весны?
- Какие-то матчи смотрю, какие-то - не получается.
- Автозаводцы в последнее время находятся в тени, представляя интерес в основном для собственных болельщиков. Могли бы рассказать читателям "СЭ" о нынешних буднях именитой команды? Какую задачу, скажем, черно-белые решают в чемпионате ФНЛ?
- Когда работал в "Торпедо", шли разговоры о премьер-лиге, о возвращении клуба на прежние высоты. Правда, перед моим уходом эти разговоры как-то поутихли. Цель, поставленная перед нынешней командой, мне, честно говоря, неизвестна. Да и не в формулировках дело - действия важней слов. Можно обрисовать любую цель, но при этом не укрепиться в межсезонье, не предпринять других усиливающих мер. Разговоры в этом случае разговорами и останутся.
- Пока команда выглядит скорее середняком, нежели борцом за путевку в премьер-лигу. "Торпедо", по-вашему, не грозит участь клубов, для которых процесс важнее результата?
- Судя по турнирной таблице, вероятно и такое. Хотя с уверенностью говорить об этом можно, лишь находясь внутри команды.
- Что представляют собой черно-белые в футбольном смысле?
- Видел их домашний матч с Красноярском - вроде бы равная игра была. Поймите правильно: могу судить об игроках, с которыми когда-то работал, но не о тактике команды, возглавляемой другим тренером.
- Кто они, те игроки?
- Вратарь Довбня, хавбеки Стеклов и Безлихотнов, которого я позвал из второго дивизиона. Воспитанник лужниковской ФШМ, в "Торпедо-ЗИЛе" сидел в запасе. Показался довольно техничным, хотя не всегда может вовремя выйти из обводки, расстаться с мячом, чтобы отдать острый пас.
- Это - лидеры?
- Пожалуй, да. При том что играет "Торпедо" неровно.
- Главный козырь автозаводцев - тактика, техника, скорость, азарт?
- Вы ведь спрашиваете применительно к "Динамо", так? В подобных матчах у команды, которая ниже рангом, главный козырь - всегда настрой и морально-волевые качества. Ясно, что мастерство "Динамо" выше. Но фавориту нужна особая мотивация. И, кстати, основной состав: дублерами соперника из ФНЛ можно и не обыграть. Впрочем, в той ситуации, в которой находится сейчас Дан Петреску, вряд ли он отважится выставить резервистов. "Динамо" не до передышек.
- Опытному Бояринцеву, на ваш взгляд, удалось стать для молодых торпедовцев "дядькой-наставником"?
- Сложно сказать со стороны, но… Вот защитник Малыгин, который сейчас в "Роторе", - тот был "дядькой". С характером, с самоотдачей. Ребят это сплачивало и дисциплинировало.
- Что скажете о тренере "Торпедо" Михаиле Белове, который был вашим помощником?
- Сам он волгоградский, выступал за "Ротор", работал в "Сатурне". "Торпедо" для Белова - первый опыт самостоятельной работы на серьезном уровне.
- А кубковый матч с "Динамо" - своеобразный экзамен?
- Любая игра - экзамен для любого тренера.
- Насколько влияет на происходящее с командой финансовая ситуация?
- Финансы в футболе значат не все, но многое. В первую очередь в плане селекции. Если нет усиления, тренеру приходится, извиняюсь, изгаляться. За рубежом спортивная составляющая выражена более явно: там аутсайдеры чаще обыгрывают фаворитов за счет исключительно футбольных факторов. В России же финансовые возможности определяют результат на 90 - 95 процентов.
- При вас в "Торпедо" были задержки в выплатах?
- Случались, но внимания на это команда старалась не обращать. Дело не в альтруизме, просто нам обещали: "Выплатим", - и выплачивали рано или поздно. А мы играли.
- В середине сентября Палата по разрешению споров обязала "Торпедо" погасить перед вами задолженность в течение месяца. Погасили?
- Пока нет. Я этот вопрос особо не форсировал: дождался 6 сентября, потом подал заявление.
- Почему ждали именно эту дату?
- Чтобы не сказали: из-за Чугайнова, мол, команда не смогла укомплектоваться. 6 сентября закрылось трансферное окно.
- Неужели вам задолжали такую сумму, которая могла сорвать селекцию?
- Не мне судить. Для кого и рубль - сумма.
- Чем клуб мотивировал нежелание расплатиться с вами?
- Какими-то статьями трудового кодекса. А может, контракта. Палата пришла к заключению, что правда на моей стороне.
- Странное дело: столько лет именитое "Торпедо" мучается без денег, а спонсоров - днем с огнем.
- Таковы реалии. Футбол поддерживают либо нефтегазовые компании с крупными ведомствами, либо региональные бюджеты. В Москве все это в дефиците. Да и команд столичных достаточно.
- Президент "Торпедо" Александр Тукманов обратился в комиссию РФС по борьбе с договорными матчами с просьбой рассмотреть действия собственного футболиста, совершенные в вашу бытность тренером черно-белых. Как вы к этому относитесь?
- Когда надо отвлечь общественное мнение от более насущных проблем, тогда, на мой взгляд, и появляются подобные обращения. Потом еще вроде бы было заявление о возможном отказе "Торпедо" играть выездные матчи с командами Южного федерального округа. Куда это годится?
- Видели концовку недавнего матча "Спартак" Нч - "Торпедо" и назначенный на 99-й минуте пенальти?
- Видел. При мне тоже такое случалось, причем в Москве. И в матче с Нижним Новгородом судья ошибся, но никто не говорил тогда, что команда не поедет в эти регионы. С таким же успехом можно заявить: "Мы снимемся с чемпионата". Руководству клуба, по-моему, следует более ответственно относиться к своим словам. Что касается самих, скажем так, особенностей низших дивизионов, надежда на Толстых. Новый президент РФС - человек принципиальный и футбольные законы чтит.
- Как вам работается во втором дивизионе?
- Не жалуюсь. В зоне "Центр", где играет "Сокол", нет проходных матчей, чувствуется накал борьбы. Хотя в ФНЛ, конечно, класс игроков повыше и работать с ними попроще. Условия в Саратове нормальные, перед командой стоит задача повышения в классе. Переезды? Это проблема, тренироваться из-за них некогда. С другой стороны, весь второй дивизион на автобусах мотается. Куда от этого денешься?
Евгений ДЗИЧКОВСКИЙ