Вобла, арбузы, икра, Дасаев. Все о месте, где может пройти финал Кубка России
На сегодня, по данным "СЭ", город Южного Поволжья – единственный официальный кандидат на проведение финальной встречи. При этом последний срок подачи заявок – 30 марта, когда на исполкоме РФС будет принято окончательное решение. Но теоретически это может произойти и раньше, на бюро исполкома, точная дата которого пока не определена.
– В понедельник генеральный директор клуба встретился с футболистами, рассказал об отправленной заявке и сообщил, что шансы Астрахани достаточно велики, – сказал Газзаев. – Эта новость стала для меня приятной неожиданностью. Заявку подписал губернатор (Александр Жилкин. - Прим. "СЭ").
– Расскажите поподробнее о стадионе "Центральный".
– В прошлом году и на самой арене, и на прилегающей территории прошла масштабная реконструкция, и теперь стадион выглядит очень прилично. Новое поле, новый подогрев, новые сиденья. Наконец, новое отличное табло, где можно увидеть и повторы, и представления игроков. Теперь стадион, вмещающий под 20 тысяч (по официальным данным – 17 712 зрителей. - Прим. "СЭ"), смотрится современно, а территория вокруг – очень ухоженно.
Игорь РАБИНЕР
Итак, главный и на сегодня единственный официальный кандидат на проведение финала Кубка России – Астрахань. Плюсов у нее немало. И тепло, и лететь далеко не надо, и большим футболом город южного Поволжья не перекормлен – публика, без сомнений, до краев заполнит компактную, почти 18-тысячную арену. Есть и футбольная причина, по которой Астрахань можно отблагодарить: пусть Кубок ФНЛ пока не сверхпрестижный и распиаренный турнир, но и его, согласитесь, еще надо выиграть.
Что очень важно – стадион и прилегающая территория, как сообщил "СЭ" Юрий Газзаев, в прошлом году приведены в порядок, реконструированы и не напоминают о том, что арена построена в 1955 году. Проводись финал Кубка на обветшалой постройке середины прошлого века – это была бы дискредитация турнира. К тому же те, кто строит новые арены, почувствовали бы себя оскорбленными.
И вот тут мы подходим к самому интересному. В минувшем году были введены в строй два новых суперстадиона под ЧМ-2018 – "Казань Арена" и "Открытие Арена". Первый под тютчевским слоганом "Умом Россию не понять" вскоре начали переоборудовать для чемпионата мира по водным видам спорта, и "Рубин" вернется туда еще нескоро – так что о финале Кубка нынешнего года не могло идти и речи.
Но вот на днях, после матча "Спартак" – "Краснодар", репортеры спросили владельца красно-белых Леонида Федуна:
– Есть возможность, что финал Кубка России пройдет на "Спартаке"?
– Добро пожаловать. Если газон будет в порядке – ради бога. Мы же согласовали с тем же "Торпедо" условия.
– А если в финале будет ЦСКА, как отреагируете?
– Какая разница? Это финал Кубка. Как я могу отказать РФС?
По-хорошему, вся эта тема должна была и обсуждаться, и решаться "на берегу", то есть еще перед началом турнира. Так, как это делается в Лигах чемпионов и Европы. Чтобы все заранее знали: главный еврокубок в этом году шагает в Берлин, второй – в Варшаву. Под это ведь и специальную маркетинговую политику можно строить, и ажиотаж по-особенному раскручивать.
На тот момент уже было ясно, что новый спартаковский стадион откроют в срок, и к нынешнему финалу Кубка он будет эксплуатироваться по полной программе. Было бы более чем логично, если бы РФС и "Спартак" договорились обо всем уже тогда. И вот в этом случае, если бы в финал вышли ЦСКА и "Локомотив" (самые вероятные участники решающего матча на данный момент, не в обиду "Кубани" и "Газовику" будет сказано), и первый трофей на новой спартаковской арене достался бы "заклятым друзьям" из ЦСКА, у "Спартака" могли бы быть претензии только к себе. И только спортивного характера.
Но то, что заявление о теоретической готовности принять финал-2015 Федун сделал именно сейчас, когда красно-белые давно уже не в Кубке, а ЦСКА в полуфинале, является, на мой взгляд, оскорблением для болельщиков "Спартака". Как можно не понимать, что выигрыш главным, заклятым оппонентом первого трофея в истории стадиона станет для них имиджевым, моральным, каким угодно ударом! А главное – выигрыш, своими же руками услужливо преподнесенный.
Для наглядности обратный пример. 6 марта стало известно, что "Реал" отказался предоставить свой знаменитый "Сантьяго Бернабеу" для проведения в Мадриде финала Кубка Испании. Потому что в этом финале сыграют "Барселона" и "Атлетик".
Старина "Бернабеу" открыт 14 декабря 1947 года, он видел столько всего, что, казалось бы, один Кубок, выигранный там "Барселоной", – невеликая беда для богатейшего клуба планеты. Ан нет: Флорентино Перес, сколько бы и за что бы его ни критиковали, живет в этом смысле в правильной системе координат. И именно так это должно быть у клубов и их руководителей, которые понимают свою ответственность перед публикой.
"Реал" отказался представить свой стадион "Сантьяго Бернабеу" для проведения финала Кубка Испании. Чтобы его в логове заклятого врага не выиграла "Барселона".
На днях телекомментатор "НТВ плюс" Алексей Андронов поспорил в соцсетях со своим коллегой Александром Шмурновым, что финал Кубка состоится именно на "Открытие Арене". И предположил, что это станет неким бизнес-решением: РФС отдает спартаковскому стадиону три домашних матча сборной в этом цикле – со Швецией, Австрией и Черногорией, а "Спартак" в ответ пойдет навстречу с финалом Кубка.
Пока не похоже, что так случится: на сегодня, по данным "СЭ", единственным остается предложение из Астрахани, а если бы "бизнес-решение" было реальностью, то заявка "Открытие Арены" в РФС, вероятно, уже появилась бы и вовсю рассматривалась. Хотя время либо до крайнего срока – 30 марта (когда состоится исполком РФС), либо до более раннего бюро исполкома – еще есть.
Но более важным мне тут представляется даже не то, что в итоге получится. А то, что Федун во всеуслышание выразил готовность принять на клубной арене финал с участием ЦСКА и без участия "Спартака". Как принято говорить в таких случаях – ничего личного, только бизнес! Так может, именно из-за того, что в "Спартаке" давно уже есть "только бизнес", он и остается без единого трофея с июня 2003 года?
Принято считать, что введение в строй собственных стадионов – мощнейший победный стимул для клубов. В России так было, например, с "Локомотивом", который построил новую арену в Черкизове к середине лета 2002 года, а поздней осенью впервые в истории стал чемпионом страны.
Но не нужно упрощать. Тот "Локомотив" (не стадион, а клуб и команду) подняли из руин и сделали двукратным чемпионом и многократным обладателем Кубка вполне конкретные люди – президент Валерий Филатов и главный тренер Юрий Семин. Вот они-то действительно вложили в тот "Локо" всю душу и любовь. А стадион стал ярким, красивым, но только последним штрихом этой золотой картины.
Не надо, как говаривал Георгий Ярцев, мешать в одну кучу "северное сияние и барана хвостик". Свой, новый, красивый стадион – это великолепно. Но многого ли он стоит при той команде, которая сейчас выходит в спартаковских футболках и занимает седьмое место? И разве не прав читатель, который вчера прислал мне крик души: "Мне стадион такой ценой не нужен. Я и в "Лужниках" себя хорошо чувствовал, и чемпионом с командой готов на "Торпедо-ЗИЛ" становиться. Цель в первую очередь должна быть – не заработать, а побеждать!"
Я бы уточнил: в сегодняшних реалиях финансового fair play – и побеждать, и зарабатывать. Одно другому должно не мешать, а помогать. Если же упор делается только на стадион, то получается история лондонского "Арсенала", который в середине 2000-х провозгласил: не ждите, мол, от нас былых подвигов, мы все вкладываем в стройку "Эмирэйтс". В итоге вложили – и с тех пор "канониры", ранее бившие рекорды и не проигрывавшие ни одного матча за весь чемпионат премьер-лиги, уже почти за десять лет выиграли только один Кубок Англии.
В 2012 году мы беседовали с Сергеем Галицким, на тот момент еще не возводившим свой стадион, но уже построившим феноменальную академию "Краснодара" (которую Фабио Капелло позже назвал лучшей в мире), а также клубную базу. На большое интервью, первое после своего прихода в футбол, владелец "быков" пошел далеко не сразу: ждать пришлось почти целый сезон.
Объяснение оказалось таким: "А что мы такого сделали? Академия, база – это стройка. А мы все-таки не строительством занимаемся, а футболом. Построить много ума не надо, нужны деньги – и всё. А что мы в футболе сделали? Наш клуб что-то выиграл? Если бы у вас была "Строительная газета", я бы, может, вас пригласил и сказал: посмотрите, базу построил, академию. Но вы же – спортивное издание. Чем тут особо гордиться?"
Очень порекомендовал бы тому же Федуну перечитать эти слова. И понять, что стадион – это, конечно, прижизненный памятник владельцу "Спартака". Но он уже построен, все шляпы за это перед ним уже справедливо сняты, а дальше на нем начинается каждодневная жизнь. И через пару-тройку лет свежесть ощущений у всех исчезнет – в отличие от жажды игры и результата.
И уважения к своему болельщику. Того, что показал Флорентино Перес. И не показал – хорошо, что пока только на словах – Леонид Федун.
Пока не исключено, что побеждать на стадионе "Спартака" будет ЦСКА. Так что посоветовал бы болельщикам красно-белых молиться на то, чтобы "Открытие Арена" в оставшиеся до 30 марта дни все же не подала заявку на финал Кубка России, и тот состоялся в благодатном краю арбузов. В Астрахани.