Первый дивизион глазами Андрея Анфиногентова. Крах доктрины

Telegram Дзен

     Валерий Петраков на трибунах томского стадиона. Первое очко клуба из Кабардино-Балкарии на выезде в текущем сезоне. Первая победа обновленного штаба "Балтики". Последнее место команды Алексея Петрушина. Все эти события требуют не меньшего осмысления, чем поражение лидера в Перми. Но мне хочется поговорить о втором кряду поражении "Рубина" в матче с прямым конкурентом. "Уралан" не просто обыграл казанцев в принципиальном матче. Он развенчал доктрину развития футбольного клуба из столицы республики, явно стоящего на пороге перемен.

     Путей по выходу команды наверх - всего два. Первый: набрать игроков молодых, перспективных и ждать три года минимум, при этом уподобляясь садовнику. Ухаживать, растить, холить и искать при этом "цветы", способные прижиться на твоей "клумбе". Путь, скажем так, эволюционный.

     Есть и другой. Набрать игроков умелых и опытных, положить им хорошие оклады, пригласить для работы с этой компанией маститого и поднаторевшего в решении серьезных задач тренера. Казанский "Рубин" свернул на эту стезю, когда после стартовых неудач в сезоне 1998 года расстался сначала с главным тренером, а потом и с менеджерами клуба.

     Уволенный Игорь Волчок ратовал именно за путь эволюционный, постепенный. Тренер требовал построить новую базу, сделать на ней поле, заняться всерьез детским футболом, выстроив некую пирамиду, вершиной которой был бы "Рубин". А потом, все отладив, штурмовать вершины. Камиль Исхаков, мэр Казани и фактический руководитель клуба, смотрел на проблему несколько иначе. Для него превыше всего результат команды, под который стоит подтягивать всю остальную инфраструктуру. Вот только за исключением создания играющего в первенстве Татарии "Рубина"-2 и декоративного евроремонта на базе команды, продвинуться вперед в подтягивании пока не удалось.

     Инфраструктура казанского клуба тянет в лучшем случае на место в десятке сильнейших. "Рубин" напоминает мне этим "Анжи". Клуб, который, прорвавшись в элиту, имел только команду и более-менее сносный стадион. Впрочем, перестраивали и его. В Махачкале до сих пор строят поле на базе, думают, как отремонтировать арену, где играет дубль, и ведут ремонт гостиницы. При этом стремясь попасть в еврокубки.

     В Казани с гостиницами все нормально, а стадион постепенно ремонтируется, меняя свой облик в лучшую сторону. Теперь, когда надежды на повышение в классе у казанцев стали весьма призрачными, есть возможность пересмотреть отношение к тому, что вечно оставляли на потом. Клуб два с лишним года жил под девизом из 1940-х: "Все для фронта, все для победы". Однако фронт фронтом, но победы куются в тылу. Он у "Рубина", сказать по правде, слаб.

     Возможно, прежде данное обстоятельство на имидже и делах команды никак не сказывалась. "Черноморец", "Балтика", "Шинник", "Уралан", "Динамо-Газовик", "Анжи" - эти клубы в 90-х прорывались в элиту, не имея за душой ничего, кроме хорошего денежного довольствия и добротного подбора исполнителей. Свой фундамент они строили уже потом, как "Черноморец" или "Уралан".

     Калмыцкий клуб - это как раз неплохой пример того, как было и как есть сегодня. Выстроив свой первый прорыв в элиту времен Павла Яковенко на больших деньгах и удачной селекции, клуб пришел к тому, с чего стартовал. Вот только новый штурм высот калмыцкая команда на сей раз начинала не с гостиницы, в которой жили футболисты 4 года назад. И не с единственного поля, которое к тому же два года кряду ремонтировали зимой, заставляя команду скитаться по чужим стадионам и городам. Калмыцкий футбол сегодня - это государственная поддержка и дети, побеждающие в ДФЛ. Это поле, построенное специально для тренировок команды, и три засеянных газона, на которых будут работать дублеры и школа. Это коттеджный городок Сити-Чесс, в котором обосновались футболисты вместе со своими семьями. Сергею Павлову было на что опереться, когда он создавал новую команду.

     В Перми строят базис для своего "Амкара" вот уже пятый год. Здесь одно из лучших полей на Урале, которое было почти идеальным даже в марте. Здесь команда медленно, но верно из заводской становится губернской. Аудитория поклонников выросла с трех тысяч до двадцати. Пусть пока база команды - это гостиница на стадионе, пусть поле для тренировок только строится, но "Амкар" идет дорогой, которая рано или поздно приведет к цели.

     Говорят, что в советские времена Госкомспорт и Федерация футбола РСФСР очень тщательно следили за тем, кто будет представлять республику в элите. Инфраструктуре придавали первостатейное значение, делая упор на тех, кто имел и поле, и базу, и школу. Ставили на Ростов, Куйбышев, Ленинград. В российской истории поначалу все решали деньги, а не база или традиции. Сегодня о деньгах не говорят. Все давно поняли, что профессиональный футбол на определенном уровне требует адекватных затрат. Платят сегодня и в Казани, и в Перми. Вопрос лишь в суммах разовых выплат, которыми заманивают футболистов. Естественно, что в Калмыкию или Красноярск едут с меньшей охотой, чем в Краснодар или Казань.

     А вопрос капитальных вложений в футбол, которые окупаются сторицей через несколько лет, а то и десятилетий, приобретает первостепенное значение. Уже считается неприличным, когда у тебя нет нормальной базы, а на поле растет подорожник. Сама жизнь выдвигает на первый план тех, кто думает о будущем, у кого прочный тыл. В первом дивизионе, кстати, все пять первых строчек занимают сегодня клубы, у которых тыл - прочнее некуда. Зато собравший неплохой состав красноярский "Металлург" пока кувыркается во второй десятке. Там же обосновались ижевский "Газ-Газ", "Рубин", "Кристалл". У всех этих клубов схожие проблемы.

     Татарстан достоин иметь команду, которая на должном уровне представляла бы его в высшем дивизионе. Для этого у республики есть все необходимое. Вопрос только в том, как этим богатством распорядиться. Пути, как говорилось, всего два. Первый Казань уже опробовала. Видимо, пришло время менять направление, не теряя при этом конечной цели.