"Торпедо": курс на премьер-лигу

Telegram Дзен

Пять домашних побед подряд подняли "Торпедо" на четвертое места в чемпионате первого дивизиона. Завтра прославленный московский клуб принимает лидера ФНЛ – "Мордовию". Накануне этой ключевой игры корреспондент "СЭ" побеседовал с президентом "Торпедо" Александром Тукмановым.

- Последнее поражение вашей команды датировано 1 сентября. Чем обусловлена столь боевая торпедовская осень? - первый вопрос Тукманову.

- Грамотно выстроенным тренировочным процессом. А самое главное - ребята почувствовали близость премьер-лиги.

- Для многих такая прыть "Торпедо" стала сюрпризом. А для вас?

- Нельзя сказать, что я этого ожидал. Правильнее будет - надеялся. Очень рад, что мои надежды стали воплощаться в жизнь. Спасибо команде.

- До конца второго круга "Торпедо" осталось провести три матча. И все тяжелейшие: против лидера - "Мордовии", прямого конкурента - "Нижнего Новгорода" и бьющегося за выживание владимирского "Торпедо". Можно ли выразить задачу на три этих игры в конкретном количестве очков?

- Можно - семь. Именно столько очков мы хотим набрать в трех последних турах.

- Насколько велики ваши аппетиты?

- Думаю, мы способны побороться за места со второго по четвертое. То есть попытаться решить задачу выхода в премьер-лигу либо напрямую, либо через стыковые матчи.

- А по финансам повышение в классе потянете? - продолжаю расспрашивать Тукманова.

- Очень на это надеюсь. Сейчас у "Торпедо" нет спонсоров, команда содержится на средства акционеров - завода "ЗИЛ", владеющего 75,5 процентами акций, и частной компании "Эльгера", которой принадлежит остальное. Бизнесмен Михаил Пономарев, также имевший долю во владении клубом, перед началом сезона из проекта вышел и передал свои акции заводу. Бюджет "Торпедо" соответствует заявленному в начале сезона - 200 миллионов рублей на этот год. Если жить по средствам, на участие в чемпионате первого дивизиона хватит.

Что же касается будущего, то полной определенности нет, зато есть надежды. В состав акционеров "Торпедо" хотели бы войти несколько банков. Речь пока не идет о конкретных предложениях, но консультации ведутся. Хочется верить, вопрос решится положительно.

- С кем ни поговоришь, все удивляются. Не видно, говорят, в составе "Торпедо" известных фамилий, один Коновалов на слуху, но ему уже 36. Вы не захотели или не смогли подобрать более звездных исполнителей?

- Наш состав объективно отражает наши возможности, прежде всего финансовые. Зато мы сумели заразить команду идеей побеждать в каждом матче. Ну и важнейший фактор: у футболистов появилась цель, они хотят играть в элитном дивизионе. Именно это, на мой взгляд, мобилизует и объединяет сегодняшнее "Торпедо". Коллектив не создашь искусственно за два-три месяца или два-три сбора. Это можно сделать только во время соревновательного периода, когда все вместе переживают и поражения, и победы. Сегодня уместно, наверное, говорить о том, что такой коллектив у нас складывается.

- В турнирном смысле этот год для черно-белых в любом случае закончится со знаком плюс. Дальше возможны два варианта - усиление или распродажа. Какой ваш?

- Будем усиливаться и удерживать лучших. Желающие купить наших игроков в клуб обращаются, скрывать не стану. До сих пор мы эти запросы отвергали.

- Со стороны "Торпедо" не слышно жалоб на судейство. Эта проблема вас не затронула?

- На мой взгляд, судейство в этом году нормальное. У нас, во всяком случае, оснований жаловаться нет.

- Неужели не было ни одного матча, в котором вас "убили"?

- Ну почему же, был один. Играли дома с "Нижним Новгородом". Считаю, в той игре имело место прямое вмешательство арбитра Игоря Егорова, имеющего известное отношение к нижегородской команде. Судил игру екатеринбуржец Попов, а Егоров сидел на трибуне и по-зволял себе громкие реплики. Как болельщик он имел такое право, однако его поведение отразилось на действиях судьи.

- Каким образом?

- Проиграли - 0:1, пропустили с пенальти. Причем по тому одиннадцатиметровому претензий нет. Зато арбитр не назначил пенальти в ворота гостей и отменил наш гол, забитый по правилам.

- Всего один матч за сезон - терпимо по нынешним временам. Значит ли это, что проблема странных матчей в первом дивизионе практически изжита?

- Я бы так не сказал. Проблема остается.

- Недавно начал работу новый экспертный совет при президенте РФС по выявлению договорных матчей. Быть может, этот орган и наведет порядок?

- Читал высказывания президента РФС о том, что надо не рубить сплеча, пресекая договорняки. Был, честно говоря, удивлен: каким образом совет может их пресечь, если он работает постфактум, когда уже поступили сигналы? Это просто не его функция. Верю в квалификацию привлеченных к работе совета Александра Тарханова, Владимира Эштрекова, Александра Бубнова. Но какое влияние их мнение окажет на итоговое решение? Эта обязанность целиком и полностью возложена на Сергея Фурсенко, что неправильно, на мой взгляд. Если мы доверяем членам совета, почему не поручить им вынесение вердикта?

Допустим, я посмотрел матч и счел его договорным. Зачем мне еще где-то защищать и доказывать свою точку зрения? Она от этого все равно не изменится. А у нас над экспертами спланирован целый ряд инстанций, которые станут подвергать сомнению или уточнять уже озвученную позицию.

- Согласно официальным данным РФС "Торпедо" занимает шестое место в лиге по домашней посещаемости - на ваши матчи приходит в среднем по 5616 зрителей. Показатель по нынешним временам приличный и свидетельствующий, на мой взгляд, о том, что смутные времена черно-белого раскола канули в Лету.

- Согласен. Причину хотелось бы видеть не только в том, что "Торпедо" стало единым, но и в качестве игры, которую демонстрирует команда. Есть и еще один большой плюс. Мы всегда были командой завода "ЗИЛ" и Пролетарского района. Сегодня такого района нет, но есть Южный административный округ Москвы, насчитывающий примерно миллион семьсот тысяч жителей. Это больше, чем население Краснодара, Ростова или Самары, и все эти люди - наши потенциальные болельщики. Мы за них боремся, и они нам платят, приходя на стадион. Пять с половиной тысяч, уверен, далеко не предел.

- Обычные люди, не фанаты, тоже болеют?

- Конечно. У наших болельщиков очень активные лидеры. Ходят по школам и колледжам, зазывают, приглашают, агитируют.

- Говорят, билеты на вас недешевые.

- Я так не думаю. Стадион на Восточной улице не соответствует многим современным требованиям. У нас просто совести не хватило бы ломить цены, а от 150 до 250 рублей за поход на футбол москвичи, наверное, могут потратить. Есть еще билеты по 500 рублей - туда, где существует некое подобие ложи VIP.

- Билетные деньги играют какую-то роль в наполнении клубного бюджета?

- Абсолютно никакой. Фактически они идут на погашение штрафов, которыми нас наказывают за поведение тех же болельщиков.

- Даже аренда стадиона не "отбивается"?

- О чем вы говорите?! Аренда обходится нам в полтора миллиона рублей за каждый домашний матч.

- Ого!

- И я о том же. Сумма явно завышена, стадион имени Стрельцова не может стоить сегодня таких денег. Но мы их платим - вместо того чтобы направлять на развитие клуба. На мой взгляд, это в корне неверно.

- Кто выставляет вам такие цены?

- Стадион принадлежит организации, которая называется "Спортивный фонд "Торпедо". Она аффилирована с группой "Онэксим" Михаила Прохорова.

- Переговоры не пытались вести?

- Пытались, конечно. Перед началом сезона с нас попросили 2 миллиона рублей. Потом скинули цену до полутора. А в следующем году хотят миллион семьсот. Возникает вопрос: зачем нам играть на этом стадионе?

- Есть альтернатива?

- Есть. Стадион "Крылья Советов" на проспекте Буденного или "Лужники".

- Неужели "Лужники" дешевле арены на Восточной?

- Совершенно верно.

Евгений ДЗИЧКОВСКИЙ