Александр Тукманов: "Ребята, наберитесь терпения!"

Президент "Торпедо" Александр ТУКМАНОВ. Фото Александра ФЕДОРОВА, "СЭ".
Telegram Дзен

ЕСТЬ ТЕМА
"Торпедо": наверх или в пучину?

Что думает о нынешней ситуации президент черно-белых?

– Наверняка после проведенной селекции вы ждали от команды совсем другого старта? - спросил Тукманова корреспондент "СЭ" Анатолий МАРТЫНОВ.

– Безусловно. Пригласили, на наш взгляд, достаточно интересного, амбициозного тренера Владимира Казакова. Долго с ним беседовали. Казаков поинтересовался, почему выбор пал именно на него. Объяснили, что верим в него. Рассказали о поставленных задачах. Уточнили, что нужно самому тренеру. Он попросил пригласить тех футболистов, с которыми уже работал. Мы дали добро. А затем – провальный старт. Конечно, для нас это шок.

– Такой старт – вина тренера или есть другие причины?

– Наверное, нужно было по-другому построить тренировочный процесс. Вижу причину только в этом. Игроки были собраны опытные, мастеровитые, только вот их физическое состояние оказалось недостаточным для успешных выступлений.

– Кому принадлежала идея пригласить Казакова?

– Это было общим решением. Было собрание акционеров, плюс интересовались мнением наших ведущих специалистов, тренеров, футбольных людей. В итоге сошлись на том, что Казаков является вполне достойной кандидатурой, причем весьма перспективной. Помимо него в наш круг входило еще 3-4 специалиста.

– И вот началось первенство…

– Один невыигранный матч, второй – все это, понятно, повлияло на психологическое состояние футболистов. Сказались и их недостаточные физические кондиции. Может быть, Володе (Казакову. – Прим. "СЭ") не хватило времени. А в итоге он стал заложником футболистов, был излишне мягок с ними.

– Говорят, когда решался вопрос об увольнении Казакова, игроки просили оставить его во главе команды?

– Это так. После поражения от "Химика" Владимир Валерьевич сказал, что хочет уйти в отставку. Мол, это единственная возможность помочь команде встряхнуться. Но игроки с этим не согласились, взяли всю вину на себя, попросили дать Казакову еще время. Мы согласились. Футболисты пошли к тренеру, но тот своего решения уйти не изменил. Владимир – мужественный человек.

– До Казакова главным тренером "Торпедо" был Борис Игнатьев. Почему он покинул этот пост?

– Команда с трудом удержалась в первом дивизионе. Поговорили с Борисом Петровичем, он сам сказал, что ему интересно было бы поработать в должности вице-президента. Там иной круг вопросов, в которых Игнатьев, опытнейший футбольный человек, разбирается как никто другой. Да и мне, если честно, стало полегче, когда рядом стал работать такой специалист.

– Верите, что "Торпедо" по силам исправить турнирную ситуацию?

– Вполне. Даже задачи пока не корректировали. Есть время все исправить и побороться за место, которое позволит клубу вернуться в премьер-лигу.

– Николаю Савичеву, чтобы поправить положение, дан срок – 5-6 игр. Сколько набранных за это время очков вас как руководителя клуба удовлетворили бы?

– Минимум 10. Но лучше 12-13.

– Бюджет клуба в этом сезоне сильно изменился?

– Он увеличился примерно на 20-30 процентов.

– Стадион в Раменском станет для "Торпедо" домашним до конца сезона?

– Летнюю и осеннюю часть первенства точно проведем в Подмосковье. Как вариант рассматривали Лужники, но там нас готовы были принять только после окончания чемпионата мира по легкой атлетике. Речь шла также о Детском городке, но, чтобы там играть, на стадионе нужно провести дополнительные работы. Не исключено, что вскоре вновь вернемся к этому вопросу. Причем второй вариант представляется нам наиболее реальным.

– Конфликт с болельщиками исчерпан?

– Его по большому счету и не было. Я хорошо понимаю, что болельщики недовольны результатами. Но они хотят, чтобы команда быстро вернулась в премьер-лигу, причем заиграла так, как умела в лучшие для "Торпедо" 60-е. Это фантазии. Плюс переезд в Раменское, вполне вероятно, их разозлил.

Хочу обратиться к болельщикам: ребята, наберитесь терпения! Да, у нас пока нет стадиона. Так получилось. Но это не наша вина. Все это было уже до нашего прихода. И поверьте, мы от этого неудобства страдаем не меньше, чем вы сами. Постоянно ведем диалог с людьми, которые могут повлиять на эту ситуацию. Поверьте в наших футболистов, тренера. Если этого не будет – тогда все усилия бессмысленны. Тогда, увы, вообще ничего не будет.

Николай САВИЧЕВ: "ПОРОЙ ПОЛЕЗНО БОЛЬНО УПАСТЬ"

Коренной торпедовец, который теперь возглавляет команду, считает, что выполнить стоящую перед командой задачу за два сезона вернуться в премьер-лигу можно при одном условии. Объединившись.

– Многие эксперты перед стартом записывали "Торпедо" в фавориты первенства, - обратился к Савичеву корреспондент "СЭ" Андрей КУЗИЧЕВ, - а на деле…

– Раньше у нас было много перспективной молодежи, а в межсезонье пришли игроки, имеющие за плечами богатый опыт выступлений в премьер-лиге и ФНЛ. Возможно, поэтому "Торпедо" и записали в фавориты. Но былые заслуги – это далеко не все: первый дивизион требует предельной самоотдачи в каждом матче, движения, умения вести борьбу, функциональной готовности. К тому же большое количество новичков требовало времени для налаживания игровых взаимодействий и создания нужного микроклимата. Не исключаю, что его просто не хватило.

– Вы во второй раз стали исполняющим обязанности главного тренера. Когда руководство сообщило о своем решении, сомнения были?

– Нет, хотя я прекрасно понимал всю сложность ситуации. Та работа, которую выполняю сейчас (а раньше ею занимались Игорь Чугайнов, Михаил Белов, Борис Игнатьев и Владимир Казаков), нацелена на возвращение "Торпедо" в премьер-лигу.

– Шел ли разговор о том, что приставка и.о. при определенных условиях исчезнет?

– Давайте воспринимать ситуацию так: у команды есть исполняющий обязанности главного тренера. Стоит задача наладить игру и за пять-шесть туров набрать определенное количество очков. А забегать вперед смысла не вижу.

– Вы ведь коренной торпедовец, всю карьеру отыгравший в одной команде.

– Да, когда-то пришел в "Торпедо" вместе с братом Юрием. Хотелось бы, чтобы нынешние футболисты тоже стали настоящими торпедовцами. Чтобы игроки знали великую историю клуба, ведь не все в жизни определяется деньгами.

– Свой последний матч на профессиональном уровне вы провели в победном для "Торпедо" финале Кубка России. Тогда ни у кого не было сомнений, что команда будет в числе лучших в стране постоянно. А в итоге ей пришлось пережить потерю профессионального статуса.

– Порой полезно больно упасть, чтобы потом подняться и вернуться уже более сильным. Мы стараемся. Посмотрите, сколько было разных проектов, включая ту же "Москву". Но есть настоящее "Торпедо" со своим славным прошлым.

– Когда-то "Локомотив" называли пятым колесом в телеге столичного футбола. Сейчас, как бы грустно это ни звучало, этим колесом стало "Торпедо".

– Никогда не смогу это принять. То же самое скажут и руководители клуба, и ветераны, и болельщики. Всем понятно: чего-то можно добиться, только будучи единым целым.

– Добираться в Раменское не всем удобно. Но даже с учетом этого фактора посещаемость матчей вашей команды более чем скромная.

– Больно и обидно видеть, что по посещаемости домашних матчей мы в самом низу. Думаю, Раменское – это все-таки временный вариант, и выход будет найден.

– Хорошие результаты и в нынешней ситуации могли бы увеличить число зрителей на трибунах.

– Конечно, недобор очков сказывается. Не знаю, сколько продлится лидерство "Арсенала", но, когда на трибунах пятнадцать тысяч зрителей, футболист просто не имеет права играть плохо. Да, порой у нас что-то не получается, но я никогда не пойму нецензурных оскорблений в адрес футболистов своей команды.

– Первая победа позволит переломить турнирную ситуацию?

– Думаю, да. Мне кажется, сейчас мы на верном пути.

Михаил ГЕРШКОВИЧ: "МЫ ВСЕГДА ОЩУЩАЛИ ПОДДЕРЖКУ"

Бывший форвард "Торпедо" – о славном прошлом клуба и шансах на выживание

– Вы, игравший за "Торпедо" в звездные для него времена, не задаетесь вопросом, что сейчас происходит с клубом? - спроил Гершковича корреспондент "СЭ" Юрий ИВАНОВ.

– Давно пытаюсь найти ответ на этот вопрос, но делать какие-либо выводы, находясь вне команды, трудно. Конечно, хотелось бы вновь увидеть ее среди сильнейших: история-то у клуба богатейшая. Но, повторяю, в корни происходящего со стороны заглянуть невозможно.

– И все-таки – ожидаете позитивных перемен?

– Надежда, как известно, умирает последней. Беда в одном: я до сих пор не вижу шагов, которые могли бы убедить в том, что команда справится с кризисом и возродится. Отсутствуют действия, направленные на решения этой крайне сложной задачи. В чем причина? Чтобы ответить, надо точно знать, что думает руководство на этот счет и есть ли у него программа выхода из сложившейся ситуации.

– Не хотите помочь ему советами?

– Прежде всего, следует составить конкретную программу выхода из сложившегося положения, подобрать под ее исполнение соответствующих людей, а главное – найти финансирование. Что в принципе возможно. Бренд у "Торпедо" серьезный, да и богатых людей, испытывающих ностальгию, уверен, достаточно.

– Что выделяло команду вашей молодости в кругу не менее сильных?

– Игроки в "Торпедо" тогда подобрались выдающиеся, но при этом буквально все работали не на свой персональный имидж, а на коллектив. Ребята делали все, чтобы, опираясь на индивидуальное мастерство, поднимать его статус. Торпедовцев отличала филигранная техника работы с мячом, взаимопонимание на поле, самоотдача, самоотверженность. При этом мы никогда не выходили за рамки правил, хотя постоять за себя могли.

– Я прекрасно помню игру автозаводцев советской поры, в основе которой лежали не только отменные профессиональные качества футболистов, но и клубный патриотизм, который просматривался даже с трибун.

– Причем он, следует обязательно дополнить, переносился и в сборную. Главная команда была сильна как раз тем, чего не хватило россиянам в матче с Северной Ирландией. Автозаводцы постоянно помнили, что за ними гигантский завод, и это находило отклик у болельщиков. Трибуны всегда заполнялись.

– "Лужники", готов подтвердить, на матчах с участием черно-белых, особенно против московских команд, были переполнены. Что неудивительно: зрелищный футбол был зрителям гарантирован.

– Стабильная посещаемость держалась не только на заводчанах: нас поддерживали люди разных социальных слоев, профессий, и контакты с ними были довольно тесными. В то же время проводились встречи в цехах ЗИЛа, нашем Доме культуры. Мы нередко участвовали в субботниках, знакомились с работой конвейера, а директор завода всегда подчеркивал: мол, вы – наше подразделение и от успехов команды во многом зависит производительность.

– Сейчас, к сожалению, ничего похожего не наблюдается. Не раз и не два был свидетелем того, как чуть ли не половина посетителей тогда еще торпедовской арены весь матч проводила спиной к газону, оглашая воздух всякого рода "кричалками".

– Это беда не только "Торпедо". Практически у всех клубов есть довольно внушительная аудитория, которая приходит на стадион не поддерживать ребят, а самовыражаться. Я бы не стал называть их болельщиками, но тем не менее контакт с такими людьми все равно надо находить.

– Увы, стадион на Восточной теперь для команды чужой.

– И не только он. Все распродано, и команда не имеет ни стадиона, который, кстати, работники автозавода строили в свободное время, ни тренировочной базы. Черно-белые вынуждены играть в Раменском, поскольку аренда некогда родной арены для них теперь неподъемна. Что, естественно, отпугивает болельщиков и отражается на моральном состоянии футболистов.