Валерий Газзаев: "Аланию" нужно сохранить!"

Telegram Дзен

ПЕРВЕНСТВО РОССИИ. ФНЛ

Надежды на сохранение "Алании" в качестве претендента на возвращение в премьер-лигу на прошлой неделе растаяли окончательно. И президент клуба Валерий Газзаев, дал, можно сказать, итоговое интервью корреспонденту "СЭ".

ВЕКТОР РАЗВИТИЯ БЫЛ ПРАВИЛЬНЫМ

– Прежде всего, еще раз хочу выразить благодарность игрокам, тренерскому штабу, администрации клуба, а также преданным болельщикам, которые мечтали вернуть команду в премьер-лигу. За три года удалось сформировать и стабилизировать состав команды, клубную инфраструктуру. Уверен, что вектор развития "Алании" был правильным. И сейчас испытываю огромное сожаление по поводу того, что большая группа осетинских футболистов будет выступать в других коллективах, радовать болельщиков других регионов.

– Какие цели вы ставили перед собой, возвращаясь в январе 2011 года в клуб в качестве президента?

– У "Алании" большие традиции, большие амбиции и очень талантливые игроки. Когда в конце 2010 года команда покинула премьер-лигу, руководство Северной Осетии пригласило меня для того, чтобы вернуться на позиции, завоеванные в середине 90-х. При этом гарантировало финансовую стабильность клуба. Тот успешный путь начался в 1990 году, когда "Алания" вышла из первой лиги чемпионата СССР в высшую. А через 5 лет было золото и серебро российского первенства, Лига чемпионов. За всю историю чемпионатов СССР и России "Алания" стала первым клубом не из Москвы или Питера, который выиграл первенство страны.

Во Владикавказе была построена современная футбольная база. В те годы к нам приезжали из разных уголков России перенимать опыт ведения футбольного хозяйства. Как показывает наша современная история, крупный успех регионального ФК невозможен без мощной поддержки республиканского или областного руководства. И у нас успехи середины 1990-х годов стали результатом большой совместной работы клуба и руководства республики, ее президента – Ахсарбека Хаджимурзаевича Галазова. В те годы "Алания" была гордостью всей Северной Осетии.

– Возвращаясь во Владикавказ три года назад, вы, вероятно, рассчитывали на такую же поддержку?

– Я был полон желания вернуть победные традиции "Алании". Под гарантии республиканского финансирования была разработана долгосрочная стратегия развития – от детско-юношеской школы до главной команды. В 2011 году многое из задуманного начало реализовываться. Была создана молодежная команда второго дивизиона "Алания-Д", в дубль привлекались только собственные воспитанники.

В первый же сезон мы вернулись в элиту российского футбола, вышли в финал Кубка России, Владикавказ вновь увидел матчи еврокубков, возобновились аншлаги на трибунах. Горжусь тем, что за это время у нас появилась молодая поросль: 8-9 игроков стартового состава нынешней команды были не просто россияне, а именно местные воспитанники. Прочно закрепились в основе 19-летние Цховребов и Хадарцев, Гудиев блестяще провел концовку этапа чемпионата, качественно прибавил Дудиев, лучшие лидерские качества как капитан проявил Георгий Габулов. Это реальный показатель прогресса осетинской футбольной школы. Вернувшись в первый дивизион, "Алания" преобразилась, молодежь за время выступлений в премьер-лиге получила неоценимый опыт, и это была уже совсем другая команда, дававшая и качество игры, и результат.

ВЫСОКИЕ ЦЕЛИ ТРЕБОВАЛИ СООТВЕТСТВУЮЩЕГО ФИНАНСИРОВАНИЯ

– Тем не менее трансферную кампанию "Алании" перед выходом в премьер-лигу многие посчитали неудачной…

– Мы с самого начала понимали, что сильную команду можно создать только при наличии крепкого российского костяка. А пока такая сердцевина еще не сложилась, надеялись задержаться в премьер-лиге за счет приглашенных футболистов. На приобретение тех, кого планировали, не хватало средств, спонсор у нас появился за три дня до старта в чемпионате, когда трансферный рынок опустел и пришлось довольствоваться теми, кто на нем оставался.

Но даже в этих условиях нам достались квалифицированные футболисты, например, Брессан, дважды признававшийся лучшим игроком года в Белоруссии. Или бывший полузащитник "Реала" Дренте, который вернулся в большой футбол благодаря "Алании" и быстро завоевал любовь местных болельщиков.

– Стратегия развития футбола в Северной Осетии предусматривала еще и строительство новой арены, презентация которой состоялась в прошлом году.

– Большие планы по развитию футбольной инфраструктуры в Северной Осетии были поддержаны руководством республики. Началась разработка проекта современного стадиона и академии клуба с семью полями, реконструкция тренировочной базы, на которой уложили два поля с подогревом высшего качества. Все это оказалось возможным благодаря нашему спонсору ОАО "РусГидро". До его появления "Алания" финансировалась, как и все клубы ФНЛ, из республиканского бюджета, будучи государственным автономным учреждением.

– А кредиты брали, когда были перебои с республиканским финансированием?

– Конечно, никакой самодеятельности у администрации клуба быть не могло. Все ключевые решения утверждались членами наблюдательного совета, в состав которого входили и члены правительства республики.

– Насколько возможности республики по финансированию "Алании" соответствовали январским амбициям 2011 года?

– Высокие цели, поставленные передо мной, требовали соответствующих денежных вливаний. Для выхода в премьер-лигу потребовалось на 80 процентов обновить состав команды, в основном местными воспитанниками. Однако перебои с республиканским финансированием начались уже к концу сезона-2011/12 .

В последние два года "Алании" вообще не выделялись средства из бюджета Северной Осетии. Без спонсорского соглашения с "РусГидро" нам пришлось бы отказаться от участия в премьер-лиге еще летом 2012 года. Несмотря на то что времени до начала чемпионата оставалось немного, мы быстро нашли общий язык, так как в руководстве нашего спонсора немало людей, искренне любящих футбол.

Вместе с партнерами мы навели порядок в футбольной школе, начали платить стипендии наиболее одаренным ее воспитанникам, организовали мастер-классы. Впервые за долгие годы удалось вывезти юношескую "Аланию" за рубеж – в Голландию для участия в представительном международном турнире. Ежемесячно мы направляли в "РусГидро" отчет об использовании спонсорских средств, который полностью устраивал наших партнеров.

– Почему же "РусГидро" перестала финансировать "Аланию", когда она оказалась в первом дивизионе?

– Согласно трехстороннему соглашению между "РусГидро", руководством Северной Осетии и клубом, "Алания" должна была финансироваться в течение сезона-2012/13 через спонсорские платежи. С сезона-2013/14 компания могла стать ее акционером при выполнении определенных условий со стороны республики, а именно создания акционерного общества и закрытия всех долгов клуба. Сама компания в течение сезона-2012/13 помогала нам с процентными платежами по старым долгам. К сожалению, вопрос участия "РусГидро" в акционировании был отложен, хотя ее представители в своих письмах подтверждают: после расчетов по долгам они готовы выполнить свои обязательства по соглашению.

ВЕРИЛИ ДО ПОСЛЕДНЕГО

– Почему команда все же начала сезон-2013/14 в условиях, когда спонсоры взяли паузу, лимит кредитов превышен, а в республиканском бюджете опять не нашлось денег на "Аланию"?

– Во-первых, в клубе собрались единомышленники, которые не бросают начатое дело при первых же трудностях. Во-вторых, руководители республики пытались решить возникшие проблемы. И мы ждали, верили в благополучный исход событий. Отсюда и успешные турнирные результаты команды. При том, что в первых семи матчах тренерский штаб располагал только12 полевыми игроками и двумя вратарями. Клуб, где семь месяцев не получали зарплату, сейчас находится на 2-м месте в первенстве ФНЛ и вышел в следующий раунд Кубка России, что говорит об умении главного тренера управлять командой, мотивировать ее в тяжелейших условиях.

Сложился потрясающий коллектив, игроки которого до последнего момента не расходилась по другим клубам, веря, что удастся сохранить "Аланию". А работа моего сына Владимира главным тренером особенно в этот период показала, что он состоялся как серьезный специалист.

– О чем вы сейчас сожалеете, что сделали бы по-другому?

– Ни о чем – мы были на правильном пути. И в то же время задаю себе вопрос: зачем нужно было строить долгосрочную стратегию развития клуба, если спустя три года "Алания" снимается с чемпионата из-за финансовых проблем.

– Может быть, следовало сократить расходы?

– В премьер-лиге у нас и так был один из самых скромных бюджетов. Складывается он из расходов на зарплату игрокам, сотрудникам клуба, на содержание стадиона, базы, детско-юношеской школы, дублирующей команды, "Алании-Д", на перелеты и проживание. В структуре клуба работало 210 человек.

Какие статьи здесь можно сократить? В прессе звучали предложения урезать зарплату футболистам. Но перед началом сезона-2013/14 задачу по выходу в премьер-лигу нам никто не отменял. И мы старались сохранить исполнителей, которые помогли бы команде успешно выступать в первом дивизионе. Под поставленные цели и задачи сформировали состав и соответствующий бюджет. Одно дело идти на 15-м месте, угрожая 14-му, и совсем другое бороться за выход в премьер-лигу и Кубок России.

– Что ждет "Аланию" в будущем?

– Клуб принадлежит республике, руководству которой и решать его дальнейшую судьбу. Я же считаю крайне важным сохранить "Аланию" в российском чемпионате. Если у команды есть славное прошлое, должно быть и большое будущее.

РЕГИОНАМ НЕОБХОДИМА ОФЛ

– Случившееся с "Аланией" наверняка еще больше утвердило вас в необходимости создания Объединенной футбольной лиги?

– Испытав в качестве президента все прелести существования российских клубов в ФНЛ, я еще больше укоренился в мысли, что создание ОФЛ необходимо для развития футбола именно в регионах. Участники ФНЛ живут на средства региональных бюджетов. Если он посолиднее – без долгов, поменьше – с долгами. ФНЛ сейчас по своей сути – чемпионат региональных бюджетов. Бизнес-модели, обеспечивающей безубыточность клубов, не существует. О каком бизнесе можно говорить, если вопрос с телетрансляциями матчей ФНЛ решается за несколько дней до старта первенства? Как заинтересовать спонсоров, если нет гарантий показа матчей по телевидению?

– Что изменится в первом дивизионе с созданием ОФЛ?

– Абсолютно все! Прежде всего, качество футбола. Там будут выступать команды, занявшие в переходном сезоне 10-18 места в своих премьер-лигах и победители первых дивизионов. А значит, это будет более зрелищный турнир. Если бы первый дивизион ОФЛ формировался по итогам прошлого сезона, в нем играли бы 6 клубов, входящие в рейтинг топ-200 УЕФА – участники Лиги Европы последних лет ("Амкар", "Крылья Советов", "Алания", "Ворскла", "Таврия", "Карпаты").

Наступит финансовая стабильность. Призовые первого дивизиона будут порядка 100 миллионов евро каждый сезон. Мы понимаем, что уровень расходов в первом дивизионе и в премьер-лиге разный. И в рамках упомянутых призовых два клуба-победителя первого дивизиона получат по 20 миллионов евро для усиления конкурентоспособности в более сильном турнире. Вот вам четкая мотивация и механизм перехода в элитный дивизион!

На первый дивизион также будет распространяться принцип национальных квот: 9 украинских и 9 российских команд. Лучшая из украинских в первом дивизионе выходит в премьер-лигу, занимая там место слабейшей украинской. То же самое и российская.

– А как будет осуществляться обмен между первым и вторым дивизионами?

– Вторые дивизионы будут организованы каждой национальной федерацией самостоятельно: несколько зон по географическому принципу, как сейчас в России, либо единая вторая лига, как в Украине. По две лучшие команды из вторых дивизионов России и Украины получат право играть в первом дивизионе ОФЛ. Попав в более сильный турнир, клуб должен будет думать не о войне бюджетов, а о спортивной составляющей. Это главное, что дает ОФЛ региональному футболу.