Решение об исключении двух клубов принято ПФЛ по итогам рассмотрения рабочей группой РФС обстоятельств проведения в зоне "Центр" второго дивизиона матча "Елец" - "Факел-Воронеж" (1:3), а также в соответствии со статьей 8.4 устава Лиги. После чего ПФЛ обратилась в РФС с просьбой поддержать свой вердикт.
"СЭ" стали известны подробности событий, предшествовавшие этому решению.
17 июля. Около девяти-десяти часов вечера в Елец прибывает судейская бригада во главе с Максимом Корешковым, который приехал на матч с ассистентами Андреем Малородовым и Романом Федяниным на личном автомобиле. Судьи отказываются от ужина, сославшись на то, что поужинали в придорожном кафе. Закупив продукты в магазине, арбитры размещаются в гостинице.
Этим же вечером, как следует из объяснений Корешкова, ему следует звонок от спортивного директора "Факела" Владимира Пономарева, который предлагает арбитру денежное вознаграждение за лояльное судейство и достижение воронежской командой положительного результата. Суммы предложены как за победу, так и за ничью.
18 июля. Примерно в 5.30 в гостиницу прибывает инспектор встречи Михаил Петров. Судьи утром вновь отказываются от приема пищи, заявив, что позавтракали в номерах. В 12.00 проходит традиционное предматчевое совещание с участием судей, инспекторов, представителей ФК "Елец", стадиона и правоохранительных органов.
Спортивный директор "Ельца" Александр Киселев, так же как до этого и Пономарев, предлагает главному судье денежное вознаграждение за обеспечение положительного результата. Приблизительно за полтора часа до стартового свистка Корешков сообщает Петрову о поступивших ему предложениях от представителей обоих клубов.
После окончания матча хозяева подают жалобу на судейство по четырем эпизодам (по одному она впоследствии будет признана обоснованной), а президент ФК "Елец" Юрий Киселев в судейской комнате угрожает Корешкову и Петрову, что по дороге домой в их машине при пересечении границы Липецкой области могут найти наркотики.
При передаче оперативной информации в ПФЛ инспектор сообщает о факте угроз со стороны директора елецкого клуба. При этом о посулах денежного вознаграждения со стороны представителей обеих команд Корешков и Петров Лигу не информируют. Приблизительно в 22.00, отказавшись от ужина, инспектор и судьи покидают стадион на машине главного арбитра. Корешков подвозит Петрова до вокзала, где тот садится в поезд, следующий в Москву. Затем, утверждает Корешков, он звонит Пономареву с просьбой передать диск с видеозаписью матча.
19 июля. Около половины первого ночи судьи останавливаются, по их словам, в придорожном кафе (по другой версии - в гостиничном комплексе). Примерно в час к ним подъезжает Пономарев - якобы с целью передать тот самый диск. В интервале между 1.30 - 2.00, по объяснениям арбитров, они, попрощавшись с Пономаревым, продолжают путь.
20 июля. Петров встречается с генеральным директором ПФЛ Андреем Соколовым, представляет рапорт с объяснением по поводу поданной ФК "Елец" жалобы и письменно информирует о поступивших главному судье денежных предложениях от обоих клубов, о которых ранее в оперативной информации умолчал. На вопрос, почему эти сведения не были переданы своевременно, Петров ответить затрудняется.
27 июля. В ПФЛ Корешков дает письменные объяснения по обстоятельствам, имевшим место до, во время и после матча. Он сообщает о предложениях "денежного вознаграждения за обеспечение необходимого результата" со стороны Пономарева и Киселева, а также об угрозах в адрес его самого и инспектора встречи. Корешков предоставляет распечатку телефонных звонков (входящих и исходящих) со своего мобильного телефона в этот период. Из них следует: со второй половины дня 17 июля по ночь 19-го главный судья и спортивный директор воронежского клуба общались 13 раз (4 раза - накануне встречи, 3 - в день матча, 6 - ночью по завершении игры).
В этот же день Петров вносит письменные дополнения в объяснения, представленные 20 июля. Он подтверждает, что перед началом матча получил от главного судьи информацию о предложенных вознаграждениях. Корешков по своей инициативе письменно обращается с заявлением в правоохранительные органы.
28 июля. В ПФЛ прибывают исполнительный директор "Факела" Игорь Гуцалюк, Пономарев, президент ФК "Елец" Юрий Киселев и Александр Киселев. Все дают письменные показания.
Гуцалюк подтверждает, что присутствовал на матче, но, по его словам, никаких нарушений регламентирующих документов по проведению соревнований не заметил, а об иных обстоятельствах ему ничего не известно.
Пономарев подтверждает, что звонил Корешкову, но 16 июля и лишь с целью справиться о том, как обстоят дела, и чтобы уточнить, как арбитр поедет из Ельца домой. Кроме того, утверждает Пономарев, через два дня после матча Корешков звонил ему сам, а следующий звонок главному судье от спортивного директора был 27 июля. При этом о многочисленных контактах в период с 17 по 19 июля, а также о ночной встрече с судьями Пономарев не упоминает.
Юрий Киселев подтверждает слова, сказанные судьям и инспектору о том, что по пути следования домой в их автомашине найдут наркотики.
Наконец, Александр Киселев излагает все обстоятельства прибытия арбитров, их подготовки к матчу, а также хронику событий после игры - речь, в частности, идет о подаче "Ельцом" жалобы на качество судейства.
3 августа. В ПФЛ прибывают Малородов и Федянин, подтверждающие телефонные контакты Корешкова с кем-то из ФК "Факел-Воронеж", а также ночную встречу с Пономаревым с целью получения диска с записью матча.
10 августа. Для выяснения обстоятельств матча в Ельце создается рабочая группа, которую возглавляет президент ПФЛ Николай Толстых. Проходящим по "елецкому делу" Пономареву и Юрию Киселеву запрещается участвовать в любой деятельности, связанной с футболом. РФС и КФА предложено рассмотреть вопрос о целесообразности применения санкций в отношении судейской бригады, а также инспектора матча (при этом предлагается принять во внимание личное обращение Корешкова в правоохранительные органы). Решение рабочей группы должно быть утверждено на заседании бюро исполкома РФС.
11 августа. Проходит заседание рабочей группы, на которое приглашаются все проходящие по "елецкому делу". Заслушиваются все представители клубов, судьи и инспектор. Корешков подтверждает, что были попытки подкупа судей Пономаревым и Александром Киселевым. Спортивный директор "Факела" признает факт 13 телефонных переговоров с Корешковым в период с 17 по 19 июля, но не может объяснить их цель. Кроме того, Пономарев письменно подтверждает факт встречи с судьями в кафе примерно с часу до двух ночи с целью передачи диска с видеозаписью матча. Гуцалюк настаивает, что не знал о действиях своего подчиненного в период подготовки к матчу и о событиях после его завершения, в том числе о ночном рандеву Пономарева с арбитрами. На время действий рабочей группы РФС спортивный директор воронежской команды отстраняется от обязанностей. Все материалы по этому "делу" направляются в РФС.
Вчера Николай Толстых дал корреспонденту "СЭ" такой комментарий:
- Считаю, что мы провели расследование ответственно и настолько профессионально, насколько могли. Для всего остального есть другие профессионалы. Собраны все материалы, необходимые для принятия решения. Если КФА сочтет возможным продолжать назначение на игры судейской бригады, работавшей в Ельце, мы этому препятствовать не станем.