Третий эшелон (российского футбола)

Telegram Дзен

ЕСТЬ ТЕМА
Дмитрий Аленичев: "Мне в Старом Осколе и после Лиги чемпионов интересно" //
В Туле 12 000 ходят даже на "Подолье"

10 апреля после почти пятимесячного (!) перерыва возобновилось первенство во втором дивизионе. Что же представляет собой сейчас третий эшелон российского футбола?

Прошлым летом на старт сезона вышли 73 клуба, разбитые по территориальному принципу на пять буферных зон. К весне их количество сократилось на два: с соревнований снялись ростовский СКА и тольяттинская "Академия". Таким образом нынешний состав дивизиона – самый малочисленный в текущем веке. А ведь еще в сезоне-2002 для участия в первенстве было заявлено 111 клубов! Особенно печальна ситуация в Московской области, где на профессиональном уровне представлены только Долгопрудный и Подольск.

За последние годы профессионального статуса лишились такие команды, как "Сатурн", "Торпедо" Владимир, "Динамо" Брянск, "Нижний Новгород", "Динамо" Ставрополь, "Шексна", "Кузбасс". И это далеко не полный список. "Славянский" хотя и продолжает еще играть, но клубу уже официально объявлено о закрытии после окончания сезона. Зимой проблемы с выживанием были у "КАМАЗа", липецкого "Металлурга".

– Сейчас появилась другая тенденция – вкладывать деньги в детско-юношеский футбол, – говорит бывший главный тренер "Мордовии" Федор Щербаченко. – Есть хорошие школы, как "Чертаново" у Сафонова, где ставится задача не выходить на высокий уровень, а растить игроков, которые со временем могут перейти в команды мастеров. Сейчас в провинции у большинства клубов нет возможности развиваться, поэтому удержать хороших футболистов очень трудно. Грустно смотреть на то, что происходит у меня на родине, в Славянске-на-Кубани, где закрывают футбольный клуб. В городе нет больших производств, а местной власти не хватает сил привлечь спонсоров. С детско-юношеским футболом гораздо легче: он ни у кого не вызывает вопросов, его поддерживают на депутатском уровне. Идеальный вариант – это когда в работе клуба участвует городская власть, а финансируют команду частные инвесторы.

"СОЛЯРКУ ЗАЛИЛ – И ПОЕХАЛ"

О том, какой была ситуация в 90-е годы, вспоминает бывший главный тренер и руководитель "КАМАЗа" Валерий Четверик:

– Тогда разница в бюджетах была невелика, и речь шла о реальных суммах. Это сейчас, если брать затраты клубов на зарплату и премиальные, между ними пропасть. Будто Гагарин улетел в космос, а остальные остались ждать, когда он вернется. Во второй лиге зону "Центр" называли автобусной: рассчитал, сколько километров от Москвы, солярку залил и поехал. Вот и все затраты, еду с собой. А сколько клубов было в Москве: ЦСКА-2, "Динамо-2"… Давали мальчишкам шанс. А сегодняшний футбол?! Пять команд первого дивизиона рухнули. Вторую лигу даже не считаю.

В то время ПФЛ здорово помогала. Николай Толстых звонил губернаторам, встречался. В премьер-лиге финансовые гарантии были 3 миллиона долларов. "КАМАЗ" уложился в 800 тысяч, считая авиаперелеты, детскую школу, стадион. У Есауленко команда была во второй лиге, "Мосгаз", с бюджетом примерно 500 тысяч долларов, включая аренду стадиона и гостиницы. Да, кто-то ездил на "Икарусе", а кто-то на "Мерседесе". Но никто не ставил условий: дайте столько-то – и я выйду. Мои футболисты говорили: какая икра – такая и игра, какое питание – такое и катание.

Зарплаты были по 30-40 тысяч рублей. Случались и индивидуальные контракты, но ребята зарабатывали, а не получали. Времена были непростые – талоны и тому подобное, и в некоторых командах, говорили, и холодильниками расплачивались. Было трудно, но выживали. В Камышине мой футболист заходит в аптеку купить пластырь. "Ты футболист "КАМАЗа"?" – спрашивают. "Да". – "Нет пластыря". Весь город футболом жил, за сутки до игры – осадное положение. Нам бы вот тогда чемпионат мира провести.

ДОРОГОЙ ВОСТОК, КРЕПКИЙ УРАЛ

Из пяти зон самой финансово стабильной и сильной по составу уже не первый год считается "Урал-Поволжье". Наличие крупных административных центров и крепких предприятий дает клубам возможность развиваться. Их бюджеты доходят до 250 миллионов рублей, а зарплаты футболистов – до 250 тысяч, не считая бонусов и премиальных. Особняком стоят "Тюмень" и "Газовик". Говорят, во втором дивизионе только эти две команды, за исключением представителей зоны "Восток", позволяют себе авиаперелеты на выездные матчи, остальные ездят на автобусе.

– 100-150 тысяч рублей – вполне достойная зарплата для второго дивизиона, – считает Щербаченко. – Для игроков, пришедших из высшего и первого дивизионов, как правило, есть дополнительные выплаты, которые зависят от итогового результата, количества матчей, качества игры, а иногда от квалификации их агентов. Для того чтобы команда не ездила за тысячу километров в день игры, получала зарплату, нормально питалась, была экипирована, имела полный тренерский штаб, достаточно порядка 100 миллионов рублей. Но для "Урала-Поволжья" и "Востока" требуется больше.

В зоне "Восток" вне конкуренции "Луч-Энергия" – как с финансовой, так и со спортивной точек зрения. По информации "СЭ", в этом сезоне бюджет клуба – порядка 350 миллионов рублей. Приморцы без особых хлопот должны выполнить задачу повышения в классе. У них есть все составляющие для клуба первого дивизиона, чтобы пойти по пути "Уфы" и "Ротора", которые сейчас достаточно солидно выглядят в турнире ФНЛ. В следующем сезоне стоит обратить внимание на "Сахалин", где собираются пойти по пути "Луча". Там есть и поддержка городской администрации, и интерес частных инвесторов. А вот в Омске ситуация печальная: дележка должностей привела к тому, что некогда крепкий клуб осел на последнем месте.

"Запад" в последнее время считается зоной, откуда никто не хотел выходить. Чего в свое время стоило одно владимирское "Торпедо" с его регулярными отказами от повышения в классе. В этом сезоне ситуация, хочется верить, изменится в лучшую сторону. В Иванове, где заполнить десятитысячник на домашних играх не составляет особого труда, официально поставили задачу выйти в ФНЛ. В Пскове, где во времена Эдуарда Малофеева самые сметливые болельщики, не достав билетика, проникали на стадион через дырку в заборе, сейчас команда вновь на лидирующих позициях, прежде всего усилиями основателя и президента клуба Алексея Севастьянова. Виктор Зайденберг после расформирования "Нижнего Новгорода" отправился в соседний Дзержинск, где из серенького "Химика" сделал команду, которая теперь борется за путевку в первый дивизион.

Худшая ситуация – в зоне "Юг": зарплаты там достаточно низки и расчет в клубах делается в основном на молодежь.

ТАМ, ГДЕ НЕТ "ГАЗПРОМА"

Самый обсуждаемый проект нынешнего сезона – тульский "Арсенал". Команда Дмитрия Аленичева, еще весной игравшая в любительской лиге, спустя год уверенно шагает к первому дивизиону. И на этом амбициозные тульские "канониры" останавливаться не собираются.

– Выход в ФНЛ потребует от туляков все менять кардинально, – считает Щербаченко. – Нужно подключать дополнительные ресурсы. Если они появятся, можно считать этот проект перспективным. Нет – команда будет просто болтаться внизу. В "Балтике" в свое время было 12 учредителей, которые обеспечивали основную часть бюджета в дополнение к тому, что давали администрация области и город. Такой путь наиболее перспективен там, где нет мощных предприятий вроде "Газпрома", способных взять всю нагрузку на себя. Все же пытаются найти одного титульного спонсора, а это не везде возможно.