Миллиардера Керимова в "Анжи" не будет. Будет миллиардер Яковлев

Telegram Дзен

     Несмотря на кризис, в махачкалинском "Анжи" считают, что для клуба из столицы Дагестана наступают золотые времена. На чем базируется такой оптимизм, выяснил корреспондент "СЭ".

     Магомед-Султан Магомедов, президент и хозяин футбольного клуба "Анжи", один из богатейших людей Дагестана, мой старый товарищ. И - совершенно непубличный человек. Его команда выходила в премьер-лигу, брала четвертое место - обо всем этом рассказывали корреспондентам главный тренер и игроки. Магомедов интервью не давал. Не желал.

     Его "Дагнефтепродукт" работал как часы, футбольный клуб в последние годы не шиковал и не бедствовал. Все шло как шло. И тут президент "Анжи" позвонил сам. Пригласил в Махачкалу, пообещал сенсацию. Что еще надо репортеру, чтобы собрать сумку в дорогу?

     - Но прежде свяжитесь с Игорем Яковлевым. Задайте самые коварные вопросы - о продаже клуба Сулейману Керимову, например…

     Я понятия не имел, кто такой Яковлев. Магомедов усмехнулся:

     - Миллиардер. Теперь вместе со мной - совладелец "Анжи". С такой поддержкой через год мы будем играть в премьер-лиге. Точно вам говорю. У всех кризис, а у нас наступают золотые времена.

     - А чем он занимается?

     - Владелец сети магазинов "Эльдорадо". Наш, дагестанский, человек.

     Дело принимало интересный оборот.

***

     С Яковлевым мы встретились в офисе на Полковой улице. Не последний персонаж в списке российских миллиардеров оказался довольно молодым человеком. И - ни капли пафоса. Говорил негромко, поправляя высокий воротник английской рубашки.

     - Клуб "Анжи" когда-то создавался на моих глазах. Я начинал работать на нефтеперевалочной базе в Махачкале, в 86-м. Был главным энергетиком, создали лабораторию, проверяли на заземление уже весь "Дагнефтепродукт". Тогда и познакомились с Магомедовым - он был директором распределительной нефтебазы. Отношения сложились теплые - за столько-то лет…

     - Вы тоже были создателем клуба?

     - Нет, его создавал Магомед-Султан. И много-много лет один вкладывал туда деньги. Футбол в России - бизнес не прибыльный, еще никто из владельцев клубов на нем денег не заработал. Вот вопрос - для чего люди покупают команды?

     - Для чего?

     - Бизнесмены хотят реализовать себя. В каждом есть творческое начало. Можно покупать бриллианты. Конечно, красиво, но они мало чем отличаются от стекла. А в футболе приходишь, видишь, как десять тысяч человек на стадионе болеют за твою команду, и ощущаешь огромную радость. Для этого все и делается. Магомедов дарит радость целой республике. Он долго уговаривал меня войти в этот клуб, между прочим.

     - В начале 90-х? Или сейчас?

     - И тогда, и сейчас. Я не первый день в большом бизнесе. Прекрасно понимал, что это - нерациональные сделки. Но все равно взялся. Помогать начал с конца сезона-2008. Первые инвестиции были направлены на то, чтобы сохранить команду. Сейчас пойдут новые средства - будем усиливаться под следующий сезон. Мой приход и рассчитан на следующий год. Я принял личную просьбу друга, так будет правильно.

     - То есть ваш приход в "Анжи" - вопрос личных отношений? Даже не любви к футболу?

     - На первом плане здесь личные отношения. Только благодаря им Султану удалось убедить меня вкладываться в футбол.

     - Действительно долго уговаривал?

     - Очень долго!

     - Партнеры по бизнесу вас поняли? Или только свои деньги вкладываете?

     - На данный момент это исключительно мое решение. Вот что хочу сказать: следующий год для нас очень важен. Цель сформулирована четко - высшая лига. Моих денег и средств Султана, "Дагнефтепродукта", должно хватить. Справимся. Мы люди амбициозные. Было бы смешно бороться за место в пятерке, например.

     - Вы выясняли, сколько выход в премьер-лигу стоил, скажем, "Ростову"?

     - Выясняли.

     - У вас сопоставимые цифры?

     - Знать бы, как сложится следующий год - думаю, кризис на всех наложит отпечаток… На инвестиции в футбол - в том числе. Футбол на чем держится?

     - На чем?

     - Либо на частных инвестициях, либо на деньгах администрации города или области. Частных инвесторов кризис затронет в большей степени. Государственные деньги можем и не побороть. Пока не знаем, какие решения будут приниматься в этом смысле - траты некоторых клубов спрогнозировать сложно.

     - Решение прийти в футбол вы принимали до кризиса?

     - До.

     - Пожалеть не успели?

     - (После паузы.) Цель многое заслоняет…  Я надеюсь, что футбол не так сильно повлияет на мою ситуацию. Жалеть пока не о чем.

     - Не тот уровень трат?

     - Да. Играй "Анжи" сегодня в премьер-лиге, пришлось бы тяжелее. В первой лиге значительно проще.

     - Почему на футболках игроков нет логотипа вашей компании, а на стадионе - никакой рекламы?

     - Мы решили это делать со следующего года. В сезоне-2009 все увидите.

     - Когда вы в последний раз были на футболе?

     - "Анжи" играл с "Торпедо" в Москве. Совсем недавно ходил на стадион "Локомотив", только не помню, какой был матч.

     - Вы теперь вице-президент "Анжи"? Магомедов вас именно так представляет.

     - Да-да. Султан как главный идеолог клуба остается президентом. Помимо денег, надо очень много внимания оказывать команде. Магомедов всем этим занимается. Все будет контролировать его компания, "Дагнефтепродукт". Тем более что я не имею возможности передвигаться за командой так, как Султан. Он же присутствует на многих выездных матчах - это очень важный момент!

     - Недавние слухи о том, что "Анжи" выкупает другой ваш земляк, Сулейман Керимов, прокомментируете?

     - Насколько мне известно, ни в мою компанию, ни Султану предложений о продаже клуба не поступало. Больше всего меня интересует вопрос: сам-то Керимов знает обо всем этом?

     - Вы с ним общаетесь?

     - Нет, не общаюсь. Кто-то от имени Керимова дает информацию - но сам Керимов об этом, вероятно, не подозревает. Я же слышу о покупке "Анжи" этим бизнесменом только от журналистов. Никаких официальных заявлений на эту тему не было. Скажу больше: насколько я знаю, Керимов за все время существования "Анжи" никакой помощи дагестанскому футболу не оказывал. Клуб жил на деньги Магомедова.

     - Зато недавно в Дагестане заседание Совета министров было посвящено "Анжи".

     - Вот об этом слышал. Но и там ничего конкретного о Керимове не говорилось. Только слух несется, будто "он хотел, но ему не дали купить"…  Может, не хочет покупать из-за кризиса. Никто не знает, как эти события отразились на бизнесе Керимова. Если уж Абрамович сокращает инвестиции в "Челси", "Авангард" и ЦСКА! Футбол - удовольствие не дешевое. Не исключаю, что у Сулеймана было желание поучаствовать в футбольном бизнесе - но после кризиса пропало.

     - Слухам о том, что он купит "Анжи", много лет.

     - Вот и я о том. Хотел бы - давно бы купил. Как минимум - сделал бы предложение.

     - Если в Дагестане Совет министров ведет речь о футболе - значит, чувствуется поддержка?

     - Во всяком случае, обещают поддержать. Люди понимают, как мало радостей в Дагестане. Каждая победа "Анжи" на своем поле - буря положительных эмоций. На стадионе никаких межнациональных ссор. Люди сидят рядом и мечтают об одном - чтобы дагестанская команда выиграла. И ради этого я пришел сейчас в "Анжи". Слишком большое впечатление на меня произвели народные гуляния в Москве после побед над шведами и голландцами. Футбол может стать объединяющим инструментом для целой республики, как в 2000 году.

     - Вы заезжали в Махачкалу, когда команда первый год играла в высшей лиге?

     - Переживал из Москвы. Но даже здесь у "Анжи" было много поклонников. Я помню, сколько у меня было положительных эмоций. Городу до сих пор не хватает премьер-лиги. Это чувствуется. Если к тебе в город приехала Мадонна - значит, город не последний. Если не Мадонна, то хотя бы…

     - Демис Руссос.

     - Данни или Аршавин. Они в Махачкале популярнее Мадонны и Руссоса. Честно говоря, не вижу причин, почему "Анжи" не сможет через год играть в премьер-лиге. Знаю, что Магомедова критикуют местные газеты - дескать, не захотел продавать команду Керимову. Чепуха. Вместо того, чтобы разобраться, начинается -  "скандалы, интриги, расследования"… Почему-то никто не пишет, что "Анжи" - самый посещаемый клуб первой лиги. Мой друг Магомедов мог бы купить себе еще один. Но он доставляет радость огромному количеству людей. Узнать расчетный счет "Анжи" нетрудно - пусть критикующие помогут не только словами. Но почему-то до сих пор деньги поступали только от него. Сейчас еще и от меня.

***

     Президент "Анжи" встретил меня в Махачкале на длиннющем "Мерседесе".

     - Какая дверь тяжелая, - поразился я.

     - Бронированный…

     Тем же днем мы прошлись по городу с Гаджи Гаджиевым, заглянувшим ненадолго в Махачкалу. Вместе радовались яркому.

     - Строят без генерального плана, очень плотно, - заметил Гаджиев. - Как хозяин придумает - так и будет. Есть очень интересные по архитектуре дома.

     Где-то пел мулла. Автобусы с зелеными флагами на одном из перекрестков. Люди перед Хаджем дожидались виз в Саудовскую Аравию. Видно, не первый день. Одному Аллаху известно, сколько еще будут ждать.

     По местному телевидению - смешная реклама. Чего только не предлагается: в одном салоне и обрезание, и африканские косички… Просят смешные деньги - велик соблазн у московского корреспондента решиться на все сразу. Со скидкой.

***

     Вечером сидели за общим столом и разговаривали - корреспондент "СЭ", президент "Анжи" Магомед-Султан Магомедов и бывший главный тренер этого клуба Гаджи Гаджиев. Продолжающий на общественных началах консультировать дагестанский футбол.

     Рассказал президент "Анжи" свою версию несостоявшейся продажи клуба миллиардеру Керимову. Вокруг которой столько слухов.

     - Все расскажу, как на духу. Месяца три назад бывший наш футболист Будун Будунов подошел ко мне: "У Керимова есть заинтересованность купить команду…"

     - Они встречались?

     - Будун встречался только с окружением Керимова. Вот у этого окружения  и была заинтересованность. Я ответил - продать клуб готов. С удовольствием будем сотрудничать в какой угодно форме. Но прежде надо решить вопрос с людьми, которые у нас на контрактах. Не отправлять же их на улицу? На том и расстались. В тот момент "Анжи" прекрасно шел в турнирной таблице. Больше никаких предложений не было.

     - С самим Керимовым хоть раз общались?

     - Ни разу. Даже не знаю, как он выглядит. Я эту проблему обсудил и с президентом республики Муху Алиевым. Он ответил: "Будет великолепно, если наш земляк, такой состоятельный человек, возьмется за футбол. Я с Керимовым буду встречаться в Москве, поговорим и по этому вопросу".

     - Поговорили?

     - Да. Президент предложил Керимову говорить с учредителем "Анжи". То есть со мной. И добавил: "Государство все сделает, чтобы сотрудничество состоялось".

     - Можете сказать, сколько стоит клуб?

     - Не знаю. Из-за одних денег мы ни в какие переговоры не вступали бы. Вопрос вообще не в них!

     - А в чем?

     - Мне нужно, чтобы "Анжи" как клуб существовал дальше. Не повторил судьбу "Динамо" из Махачкалы, от которого остались только воспоминания. Мне был интересен человек, который действительно что-то мог бы сделать. Сулейман Керимов способен на многое. Я, честно говоря, сейчас думаю, что у него не было никакой заинтересованности. А все разговоры шли именно от "окружения". На меня так никто и не вышел. А болельщики и корреспонденты тревожатся, засыпают вопросами. Что мне им всем отвечать?

     - Зато появился Игорь Яковлев. Как удалось подтянуть его?

     - Это отдельная история. Я на нефтебазе работаю с 1975 года. В 91-м оказались рядом с Игорем Николаевичем. В какой-то момент я стал генеральным директором. Яковлев был парень инициативный - создал первый кооператив при моей нефтебазе. Потом пришел ко мне, говорит: хочу, дескать, поехать в Москву, там попытаться войти в бизнес. Я ему все время помогал работать. Но в какой-то момент потерял Яковлева из вида, он тоже Махачкалу позабыл. Год назад случайно встретились в Москве, разговорились… Вспомнили, что "Анжи" строили вместе, с первого дня. Говорю ему, ни на что особо не рассчитывая: "Тяжело одному тянуть команду. Государство хочет чуточку помочь. Может, и ты подсобишь?"

     - Следили за его успехами все это время?

     - Не следил. Понятия не имел, что он настолько раскрылся в бизнесе. Знал, что у него все ладится - но даже не представлял, в каком именно направлении.

     - Сейчас миллиардами ворочает.

     - Да. Очень солидный человек. Он почти сразу откликнулся на мою просьбу: "Конечно, помогу!" Подписали договор о спонсорстве, и на наш счет тут же поступил миллион долларов. Потом Яковлев сам завел разговор: "Что такое миллион долларов? Что дает?"

     - Ничего?

     - Почти ничего. Об этом ему честно сказал. Тогда и решили: Игорь Николаевич становится соучредителем. Будем команду выводить в премьер-лигу. Не рассказать, как я обрадовался! Мы уже подписали все бумаги.

     - Торжественно?

     - Все торжественное - впереди. От Яковлева уже поступило 53 миллиона рублей - учредительный взнос. Мы долго высчитывали, и решили, что клубу на сезон надо от 15 до 20 миллионов долларов. Определили, что половину расходов берет на себя Яковлев, половину я. Замечательная договоренность.

     - Яковлев мне рассказал, что вы изучали нынешний опыт "Ростова" и "Кубани"…

     - Это правда.

     - Во сколько им обошелся выход в премьер-лигу?

     - Я разговаривал с Шикуновым из Ростова, он сказал: 20 миллионов вполне достаточно, чтобы выходить. Тем более у нас команда готова. Сохранили на сто процентов всех футболистов. Уже приобрели нескольких новичков.

     - Кого?

     - Иванова из Ростова, Щербакова из "Амкара", Аладашвили и Марцваладзе из киевского "Динамо". Марцваладзе на днях гол забил за национальную сборную. Близки к подписанию контракта с Нигматуллиным (уже после нашего разговора экс-вратарь сборной России стал игроком "Анжи". - Прим. "СЭ"). Ведем переговоры с нашим земляком Ахмедовым из "Алании". Еще хотим купить двоих-троих российских футболистов.

     - Зачем вам Нигматуллин?

     - У нас неопределенность с вратарем. Может, Бородин останется. Может - уйдет. До этого играл как арендованный.

     - Самый сложный момент в переговорах с Яковлевым? Его же надо было убедить?

     - Конечно! Я ему сказал: "Ты многого достиг в бизнесе, но никто тебя не знает. А таких людей, как ты, народ должен знать… Народ Дагестана теперь знает, что ты отсюда родом - и помогаешь своей земле. Тем более любишь футбол".

     - Сколько получают игроки в вашей команде?

     - Человек десять - по 20 тысяч долларов. Пятеро - по 15 тысяч. Еще несколько - по 10 тысяч. До сих пор им всем платил "Дагнефтепродукт".

     - Никогда не считали, сколько потратили на команду с 91-го года?

     - Не считал. Сумасшедшие деньги. Вполне возможно, эти вложения помогли мне в других моментах. Даже, может, в моей основной работе.

     - В интернете пишут, годовой оборот компании Яковлева…

     - 6-7 миллиардов евро в год.

     - А у вашей компании?

     - У нас таких денег, понятно, нет. Около ста миллионов долларов в год. Это оборот, а не прибыль. Большая разница? Совсем не те средства, чтобы тянуть команду в одиночку.

     - За все это время через команду прошла масса тренеров. Кто особенно разочаровал?

     - Кузнецов. Ему тяжело было, совсем не знал российский футбол. Не угадали с этим тренером.

     - А самый для вас тяжелый момент?

     - 98-й год. Тяжелее сезона не помню. Оказались на грани вылета из первой лиги. Если бы мы в тот год вылетели, - боюсь, такой команды, как "Анжи", больше не было бы. Вспоминаю страшные выезды на север, в тот же Томск. Не взяли бы очки - вылетали бы. Все решал матч в Воронеже, мы 1:0 вели. Я ушел в раздевалку минут за двадцать до конца - сидел там, обхватив голову руками. Слушал трибуны: не дай Бог, начнут шуметь - значит, забили нам. Но трибуны молчали. Помню этот день до сих пор.

     - И сейчас выезды не пропускаете?

     - Около десяти выездных матчей посетил.

     - Когда после одного такого матча Омари Тетрадзе подал в отставку, вы его сумели переубедить.

     - Переубеждать пришлось по телефону, в Белгород я как раз не полетел. А мы там проиграли - 0:1. Тетрадзе - молодой человек. Эмоциональный. Посчитал, что виноват, не сумел настроить команду. Но я-то знаю, какой потрясающий потенциал у этого тренера! Говорю: "При первой же неудаче ломаться нельзя, вместе вырулим…" Продолжили разговор, когда команда вернулась. Омари сидел на том самом месте, где сейчас сидите вы.

     - Слухи ходили, что Гаджи Гаджиев мог возглавить команду.

     - Гаджиев участие в судьбе "Анжи" принимал всегда. Советуемся с ним и сейчас. Но команду возглавляет Омари, его ученик. Контракт - на два года. О чем говорить?

     - А консультантом?

     - Гаджиев у нас и так - бесплатный консультант!

     - В будущем году "Анжи" выйдет в премьер-лигу?

     - Сто процентов! Раньше мы еще могли сомневаться, но такого фундамента, как перед этим сезоном, у клуба не было никогда. Прежде в это время было человек восемь на контракте. Сейчас - двадцать. И все - хорошего уровня. Должны решить задачу. Я не вижу, кто был бы укомплектован лучше нас. И в 2008-м могли выйти - но каких-то мелочей не хватило. Уже сейчас решаем вопрос, как будем летать в Читу и Владивосток. То ли чартером, то ли обычным рейсом. Точно знаю, что прибывать будем в день игры. Чтобы не  страдать от перемены часовых поясов.

     - Местные газеты вас крепко критикуют.

     - Да, говорят, что я от керимовских денег отказываюсь. Дайте хоть рубль - возьму!

     Юрий ГОЛЫШАК
Махачкала - Москва