Аршавин - в Англии. С праздником вас!

Telegram Дзен

Игорь РАБИНЕР

      Вечером 2 февраля 2009 года редакция "СЭ" словно смотрела виртуальный футбольный матч. Нет, на стадионах мира не происходило ничего, но журналисты, устремив взгляды в мониторы своих компьютеров, то и дело вскрикивали так, будто кто-то на экране забил гол или, напротив, упустил верный момент. И сам я, признаюсь, входил в число людей, упоенно занимавшихся этим странным делом.

      Хоть я и родился больше чем на полвека позже окончания гражданской войны, обстановка в редакции вплоть до полуночи, полагаю, напоминала именно ее. Вот пришли "красные", спустя всего полчаса - "белые", потом - опять "красные". Только теперь одни называются "Арсеналом", а другие - "Зенитом". И делят они не Россию, а ее самого талантливого футболиста.

      Когда до закрытия трансферного окна оставались минуты, Андрей Аршавин, по данным Sky Sports, уже был продан в "Арсенал". А когда оно уже захлопнулось, судя по сообщению пресс-атташе "Зенита" Алексея Петрова, озвученному им по российским федеральным телеканалам, сделка не состоялась. Но прошло еще несколько мгновений - и появилась информация из очень осведомленного источника, что еще далеко не все потеряно. И тебя бросало то в жар, то в холод, и надежда восставала из пепла, и невозможно было уехать домой, пока не узнал, чем все закончилось.

      Я очень рад, что находился понедельничным вечером в редакции и лично пережил всю эту бурю эмоций - тем более что она все же завершилась хеппи-эндом. Радость эта - от осознания того, до какой степени мы способны пропускать события нашей профессиональной жизни через собственные души.

      В новогоднем интервью "СЭ" Гус Хиддинк рассказывал, что не переносит цинизм и людей, его источающих - кстати, во многом именно это я считаю корнем его успеха. Здесь же сложилась ситуация, при которой в случае наихудшего развития событий именно цинизм мог стать средством защиты от боли и уныния. Псевдорепортерский разум кого-то подтолкнул бы к тому, чтобы потереть руки от нетерпения: ага, если Аршавина не отпустят, то он разразится та-аким интервью "СЭ"! А потом - забастовкой! А клуб - дисквалификацией! А УЕФА... Ну и так далее. Темы для первополосных материалов, дескать, искать не надо будет - время наступит горяченькое.

      Однако никто - по крайней мере, в "СЭ" - такого вот "жареного" не хотел. Поэтому после заявления пресс-атташе - природу которого очень хотелось бы при случае узнать - мы в редакции и пережили ощущение полного, безысходного траура. Да, умом понимали, что у "Зенита" - свои бизнес-резоны, которые клуб вправе отстаивать. И догадывались о том, что чего-то очень важного, сокровенного, из-за чего трансфер никак не может совершиться, мы во всей этой невыносимо долгой истории не знаем (и, наверное, уже не узнаем - коль скоро все закончилось хорошо). И напоминали себе, что сам Аршавин совсем не прост. И пытались заставить себя отстраненно воспринимать его битву за отъезд в Лондон как сугубо деловой спор физического и юридического лица, в котором у каждого - своя правда.

      Но не получалось - хоть ты тресни. Не получалось по той же причине, по которой применительно к трансферной саге Аршавина я категорически не приемлю модной идиомы "мыльная опера". Ибо термин этот давно уже стал символом бессмысленной многосерийной жвачки, где годами тянется одно и то же, а миллионы домохозяек компенсируют отсутствие настоящей собственной жизни переживаниями за судьбу всех этих бесчисленных донов педро.

      В случае с Аршавиным не было мыльной оперы. Потому что в нем решалась судьба живого человека из плоти и крови. На наших глазах могла быть стерта в порошок, морально раздавлена незаурядная личность, после чудес которой вся страна в прошлом году вышла на улицы. И, возможно, мы больше никогда бы не увидели этот палец, фирменно приложенный к губам, и эти лукавые гримасы крайнего удивления после очередного собственного шедевра.

      Можно сколько угодно говорить о том, что чуть больше двух лет назад нужно было прописать четкую сумму отступных в нынешнем контракте. Можно удивляться, почему Аршавин выбрал своим представителем не такого уж авторитетного в международных кругах Денниса Лахтера. Можно видеть логику в требовании "Зенита" вернуть часть подписного бонуса. И так далее.

      Но, помилуйте, какое все это имеет значение?

      А имеет - то, что насильно мил не будешь. Как бы логичны с точки зрения бизнеса ни были позиции клуба, человеческое по большому счету всегда превыше делового. Оно, человеческое, - в том, что Аршавин с 2000 года играет в основном составе "Зенита" и выиграл с ним даже больше того, что возможно. До него питерский клуб более чем за 60 лет по одному разу выиграл золото и бронзу чемпионата Союза и также по разу - Кубки СССР и России. С Аршавиным за 9 лет были завоеваны все комплекты медалей, Суперкубок России и, наконец, выиграны Кубок УЕФА и Суперкубок Европы.

      Чего еще нужно добиться, чтобы заслужить право на собственный выбор?

      Мне было очень больно, когда "Зенит" летом дал отказ на официальный запрос "Барселоны" - любимого с детства клуба Аршавина, о чем он не уставал говорить в каждом серьезном интервью, начиная с 2000 года. Тут в душе человека были задеты струны, которые вообще не имеют никакого отношения к бизнесу, удар оказался нанесен по чему-то святому. После этого уже было понятно, что в "Зените" он не останется, а если и останется - то это будет уже совсем другой Аршавин. Тем более что, по моей информации, Андрея особенно возмутило публичное заявление клуба, что предложение "Барсы" якобы не устроило и самого игрока.

      Насколько мне известно, с прошлого года форвард мог в любую секунду подписать новый контракт с "Зенитом", согласно которому получал бы почти 7 миллионов евро в год. Но разве могла даже такая щедрость быть стимулом для человека, который отдал победный голевой чудо-пас в финале Кубка УЕФА, а потом забил два важнейших гола на чемпионате Европы? Разве огромные деньги за то, что уже пройдено и, хоть убей, не вызывает сильных чувств, способны заменить эмоции от гола в ворота "МЮ" на заполненном "Олд Траффорде", которые недавно испытал Роман Павлюченко? Да и на домашнем 60-тысячном "Эмирэйтс", где всего лишь один раз в истории не было аншлага? Почему человек, способный играть на высшем мировом уровне, должен ломать себя и заниматься самовнушением, что чемпионат России - не хуже английской премьер-лиги, и быть первым парнем на деревне (давайте смотреть правде в глаза!) - тоже большая честь? С какой стати он должен жертвовать собой и своими амбициями?

      Конечно, Аршавину надо быть готовым к тому, что болельщики "Арсенала", которые тоже внимательно следили за эпопеей, будут от него ждать и требовать, причем, не исключено, сразу. В конце концов, значительно превзойден трансферный рекорд "канониров", который равняется, по разным данным, от 11 (эти цифры я лично слышал в "Арсенале") до 13 (эта сумма публиковалась в печати) миллионов фунтов за француза Сильвена Вильторда, уплаченная аж в августе 2000-го. Хорошо, что питерец прошел с "Зенитом" один сбор и заложил функциональную базу. Но окажется ли он готов уже сейчас выходить на поле? Опыт Романа Павлюченко, который вообще без перерыва играет уже ровно год, подсказывает: с такой мотивацией, как в Англии, возможно все. Под рев тамошних трибун побегут самые усталые ноги.

      Напомню, что "Арсенал" с 2004 года не выигрывал чемпионат, а после мая 2005-го, когда завоевал Кубок страны, - вообще ни одного трофея. Три последних сезона он не мог даже подняться на второе место (а в Кубке Англии - пройти дальше 1/8 финала), сейчас вообще идет пятым. Лигу чемпионов он не выигрывал вообще никогда. Мне кажется, на Аршавина не поскупились именно как на человека, который знает, как выигрывать трофеи - как внутренние, так и европейские. Этого знания новому поколению игроков "Арсенала" явно не хватает.

      Конечно, очень не хочется, чтобы у Андрея не получилось, тем более что по стилю "Арсенал" - идеальный для него в Англии клуб. Но в любом случае лучше попробовать и разочароваться - чем вовсе не попробовать. Отныне у Аршавина есть новый могучий стимул. А не свершись сделка - и вне зависимости от того, осуществил ли бы игрок озвученную через "СЭ" угрозу забастовки, проиграли бы все. И сам футболист, и "Зенит", и сборная России, и мы, ее болельщики. К счастью, обошлось - за что спасибо всем сторонам, у которых в шаге от пропасти возобладал здравый смысл. И в решающий миг они сумели отделить главное от второстепенного.

      Поздравляю вас, дорогие читатели, с праздником. С праздником спасения национального футбольного достояния, какие рождаются - по крайней мере, в России - не каждый год и даже десять лет. Именно в таком настроении я уходил поздним вечером 2 февраля из здания редакции "СЭ". И даже по чарочке с коллегами по такому случаю, признаюсь, пропустил. А как сложится у этого достояния на Туманном Альбионе - это уже совсем другая история. За развитием которой мы будем наблюдать каждые выходные. Вместе со всем миром, сходящим с ума от лучшей футбольной лиги мира.

      В ближайшее воскресенье - матч премьер-лиги, северолондонское дерби "Тоттенхэм" - "Арсенал"...