Евгений ЗЫРЯНКИН
Прошла уже неделя с того томного вечера, когда сборная России закончила свой страдальческий, бесславный путь на чемпионате Европы, но и по сей день никто из членов национальной команды не удосужился внятно объяснить причины провала и обстоятельно рассказать, что и как происходило в расположении сборной на протяжении месяца от созыва до Уэльса, в чем были допущены ошибки, какие уроки нужно извлечь из этого фиаско и чего избегать впредь. Было лишь неубедительное по содержанию выступление на "Матч ТВ" одного из тренеров и капитана, которые заявили, что все было сделано правильно, и играла команда неплохо, просто ей не повезло. Но они хотя бы предстали перед народом и хоть что-то произнесли. Остальные вообще отмалчиваются. Чем дают повод не только для злых и порой беспочвенных обвинений в халатности, разгильдяйстве, бесхребетности, но и для всякого рода пересудов, спекуляций и сплетен. От которых, между прочим, поди-ка еще потом отмойся.
Вот, скажем, инцидент с разбитой бровью Мамаева. Внешность полузащитника, когда тот вышел на игру с валлийцами, вызвала гулкое оживление в футбольном мире и околофутбольных кругах. Оно и понятно: не каждый день участники чемпионата Euro появляются на поле в столь неприглядном виде, с явными признаками телесных повреждений, причины появления которых к тому же доподлинно неизвестны. Тут же пронесся слушок, что Мамаева побил кто-то из партнеров – опять же, без указания, кто, где, когда и за что. Сборная отреагировала на заговорщицкий шепот официальным коммюнике: футболист травмировался, работая в тренажерном зале. Зацепил себя блином от штанги.
Верить или нет подобному толкованию ситуации – личное дело каждого. Я думаю, сыграй сборная во Франции и особенно в решающем матче поприличнее, абсолютному большинству ее поклонников довода с блином хватило бы за глаза, и тему возможного рукоприкладства никто не стал бы раздувать. Ведь если допустить, что оно все же было, то и к лучшему – значит, подействовало, встряхнуло ребят, добавило злости и огня; пусть и дальше колотят нерадивых партнеров, раз от этого такая польза… Но после безвольных 0:3, сопровождаемых информационно-аналитическим вакуумом, когда никто, даже обогащенные интеллектом и честью представители сборной, даже отъявленные правдорубы не нашли в себе сил и характера откровенно поведать, где, в чем они и их товарищи напортачили, на развалинах команды вполне естественно рождаются всевозможные, вплоть до нереальных, версии случившегося.
Блин Мамаева, конечно же, возглавил цепочку добросовестных заблуждений. В понедельник портал Life.ru опубликовал собственное исследование инцидента, основанное на показаниях "одного из свидетелей". Анонимный очевидец сообщил, что не в глаз, а в бровь Павлу зарядил Роман Широков, а поводом стало неуважительное отношение Мамаева к Леониду Слуцкому и другим игрокам сборной. Учитывая, что за игроком "Краснодара" водится такая склонность, и неучтивым он порой бывает ко всему человечеству в целом (вспомните его надменный пост в соцсетях из частного самолета сразу после 0:3), допустить именно такое развитие событий можно вполне.
Штука в том, что дело было не так. Ну или не совсем так. Уж не знаю, что за свидетеля "допросили" коллеги, но в действительности Мамаева… А впрочем, совершенно не хочется вставать в общий ряд и плодить сплетни, не подкрепленные именами и фамилиями участников или очевидцев той истории. Даже если рассказать сейчас, как все происходило, это будет выглядеть всего лишь очередной басней, охотничьим рассказом, который точно так же бездоказательно можно опровергнуть. А сборники при этом будут помалкивать и в конце концов вообще начнут посмеиваться: болтайте себе, что с вас взять.
Я предлагаю всем нам поступить иначе: пусть хоть кто-то из сборной России – кому небезразлично такое понятие, как достоинство, и присуще умение признавать ошибки – сам возьмет слово и честно обо всем расскажет. Как все было, почему не получилось, кто виноват и, может быть даже, что теперь делать. Назовет виноватых и выведет из-под удара критики тех, кто попал под нее за компанию, до кучи. Без традиционной нашей круговой поруки и деления ответственности на всех поголовно – что и означает, на самом деле, тотальную безответственность.
Инцидент с Мамаевым в данном случае вообще не при чем. О нем можно добавить пару слов в конце, иллюстрацией к моральному фону и психологической обстановке. Нам важнее понять, почему сборная России, на которую все-таки надеялись, оказалась катастрофически несостоятельна в Лилле и особенно в Тулузе, а все впечатления от которой – как, равно, пока и все объяснения которой – обозначены одним-единственным словом: блин…