ФРОМ МАЙ ХАРТ. Виталий МУТКО
Министр спорта России продолжает рассказыватьоб актуальных проблемах своей отрасли в персональной рубрике
Борис ЛЕВИН
из Москвы
ОБ ИНЦИДЕНТЕ В ЧЕРНОГОРИИ
27 марта. Подгорица. Черногория - Россия. 1-я минута. Травма Игоря АКИНФЕЕВА. Фото - Александр ФЕДОРОВ, "СЭ"
Sramota в Подгорице //
Как был сорван матч Черногория – Россия
– Давненько мы с вами, Виталий Леонтьевич, не говорили о футболе…
– Вы опять за свое! А ведь столько интересных событий в стране происходит! Я вот только что побывал на открытии Сурдлимпийских игр в Ханты-Мансийске, где участвуют 27 стран. В Хабаровске заканчивается чемпионат мира по хоккею с мячом, а в Сочи – женский чемпионат мира по шахматам. Во Владикавказе финишировало европейское первенство по тхэквондо, где мы, кстати, взяли два золота. Россия по-прежнему центр мирового спорта, а вы ничего, кроме футбола, не замечаете.
– Вам ли не знать, что футбол как был, так и остается видом спорта номер один в стране. Всех, к примеру, интересует, как разрешится ситуация со срывом матча сборной в Черногории.
– Все здесь лежит в области правового поля. Что именно произошло в Подгорице, мы с вами прекрасно знаем, эмоции по этому поводу уже схлынули, сейчас требуется тишина для изучения всех материалов по делу – рапортов, отчетов, специально запрошенной дополнительной информации. На данном этапе очень важна роль национальных федераций, те факты, которые они предоставят в обоснование своей позиции.
Знаете, мне в последние дни задали массу вопросов по этому поводу, хотя адресовать их, по сути, нужно РФС. Это самостоятельная организация, степень нашего влияния на которую очень преувеличена. РФС вообще не хочет, чтобы мы вмешивались в его дела. Вернее, хочет только в одном вопросе – обеспечения денег для зарплаты главному тренеру сборной. Что же, сегодня для РФС есть все возможности проявить себя.
При этом разнообразные прогнозные оценки, хлынувшие на страницы СМИ, в большинстве случаев яйца выеденного не стоят. Многие "эксперты" воспользовались ситуацией исключительно для того, чтобы напомнить о себе, и не более. Иногда лучше помолчать. В соответствующей комиссии УЕФА идет непростая работа, результаты которой мы узнаем, надеюсь, достаточно скоро.
– Хочется верить, что в этой работе РФС проявит себя профессиональнее, чем во время самих событий в Черногории. Вот как вы считаете: правильно ли было после жуткого эпизода с Акинфеевым продолжать матч?
– На мой взгляд – нет. Я, естественно, изучил все, что происходило в Подгорице, и у меня остались вопросы, но вытаскивать на свет божий все закулисье не хочу.
27 марта. Подгорица. Черногория - Россия. 2-я минута. Врач Эдуард БЕЗУГЛОВ и травмированный вратарь Игорь АКИНФЕЕВ. Фото - Александр ФЕДОРОВ, "СЭ"
Фабио Капелло:
"Игру надо было сразу прекращать" //
Николай Толстых: "Подчинились УЕФА,
но сразу предупредили: после матча подадим протест"
– Тогда вытащу я. Само собой, информации у меня меньше, чем у вас, но главный вопрос не задать не могу: как могло случиться, что в получасовом обсуждении ситуации в подтрибунном помещении (сразу после файера, прилетевшего в Акинфеева) участвовали тренеры сборной России и ее генменеджер, но не было ни одного представителя РФС?
– Этот вопрос вы опять же должны задать не мне. По моему твердому убеждению, каждый должен просто исполнять свои обязанности, а не изображать бурную деятельность. Говорю сейчас не о данном конкретном случае и даже не о футболе вообще, а о целом ряде федераций по разным видам спорта.
В футболе же, к сожалению, это не первый такой случай, когда мы в оперативном режиме не отстаивали свои позиции как следует. Вспомните перенос матча в Северной Ирландии – там тоже не были использованы все возможности. Что же касается Подгорицы, то, когда судья матча вместе с делегатом УЕФА приняли решение о возобновлении игры, не выходить на поле было уже нельзя – это автоматически техническое поражение. Но пытаться влиять на принятие решения до того, безусловно, должен был не только Капелло. Как с черногорской стороны это делал президент их футбольного союза Деян Савичевич. Кстати, делал весьма активно, пользуясь своим высоким авторитетом в футбольном мире, что абсолютно правильно – тренер при подобных инцидентах должен иметь политическую поддержку.
– Насколько я понимаю, Савичевич еще и переводил Капелло – английским наш тренер владеет не в том объеме, чтобы обсуждать какие-то важные тонкости, а итальянский, кроме него и Чинквини, знал из присутствовавших только Савичевич; могла помочь Элизабета Бартоше, но она уехала в больницу с Игорем Акинфеевым. А ведь тонкости перевода – тоже штука немаловажная…
– Детали обсуждать не готов, поскольку сам там не присутствовал. Могу сказать одно: практика показывает, что во время матча может произойти что угодно. Вы должны быть максимально готовы к любой неожиданности. Когда я был президентом РФС, со мной всегда ездили люди, отвечающие непосредственно за матч. Кто-то – за команду, кто-то – за взаимодействие с УЕФА, кто-то – за работу с приехавшими болельщиками. Эти люди знали язык и все необходимые регламенты – для того в том числе, чтобы мгновенно подать протест, или выставить все необходимые требования, или привести убедительные доказательства, дабы переломить ход важного обсуждения. Фигура президента при этом политическая – он должен додавливать ситуацию. Здесь ничего оригинального нет – так работают все солидные федерации.
Кстати, сейчас многие обсуждают возможность наказания сборной России тремя матчами без зрителей, а ведь не подай мы вовремя протест, речь шла бы о лишении шести очков. Вот была бы картина: после первого круга группового турнира российская команда имеет "минус одно очко". В Книгу рекордов Гиннесса попали бы!
27 марта. Подгорица. Черногория - Россия. Трибуна гостей после остановки матча на 67-й минуте. Фото - AFP
Три решающих матча сборной - без зрителей?
– Вы считаете, что три матча без зрителей – реально?
– Думаю, прегрешения наших болельщиков на это точно не тянут. С другой стороны, сейчас наверняка появятся какие-то порочащие нас видеосюжеты и иные факты. Что ж, мы в такой ситуации должны быть еще более активны и приводить контрсюжеты. Свою позицию всегда нужно подкреплять. Но как конкретно – в газете точно обсуждать не следует.
– Тогда последний вопрос по этой теме. Как получилось, что вы по ходу матча сказали: мол, Россия подавать протест не будет. А Николай Толстых сразу после встречи заявил: протест подадим…
– Тут нет противоречия. Ваши коллеги позвонили мне сразу после возобновления игры, и я объяснил, что непосредственно на решение судьи и делегата матча протест подавать бесполезно – это их право. Потом ситуация много раз менялась, и все закончилось тем, чем закончилось. Другое дело, что я был убежден: этот матч мы обязаны выигрывать без всяких протестов. Тогда и разговор сейчас был бы несколько иным. Хотя оценивать столь рваную игру очень сложно, а наши ребята вели себя достойно, да и играли неплохо.
Олег ЗНАРОК не будет совмещать работу в клубе и сборной. Фото - Владимир БЕЗЗУБОВ, photo.khl.ru
Аркадий Ротенберг: "Знарок не станет работать на двух постах" //
Олег Знарок: "Я против совместительства"
О СОВМЕСТИТЕЛЬСТВЕ В ХОККЕЕ
– Перейдем к хоккею. Вы выступили против совмещения постов главного тренера в сборной и клубе. Это принципиальная позиция?
– Принципиальна она лишь в том, что нельзя менять сюжет по ходу пьесы. Мы приглашали тренера национальной команды с одним условием, а по истечении некоего периода условие это вдруг решили изменить, причем без всяких видимых причин со стороны сборной.
В игровых видах спорта главный тренер – больше чем руководитель только первой команды. Он обязательно должен держать руку на пульсе молодежной и юношеских сборных. Сейчас, например, мы создаем команду из семнадцатилетних ребят, которые будут на постоянной основе играть в первенстве России, – за ней нужно следить. Нельзя упускать из виду и россиян, играющих в НХЛ. В общем, забот у главного тренера сборной хватает: фактически это человек, вырабатывающий идеологию в своем виде спорта.
В принципе подход к вопросу совмещения постов может быть разным. Но обязательно должна присутствовать некая концепция, а не шарахания туда-сюда. Ничто не должно зависеть от фамилий и конкретных клубов. Если есть мнение, что совмещение – плюс, то все заинтересованные лица должны сесть и его обсудить. Будет достигнут консенсус – не вопрос, тем более что я здесь не истина в последней инстанции. Но нельзя делать так: появились в "Динамо" проблемы – надо их решать за счет Знарка. А если бы проблем не было, идея вообще не родилась бы? И почему тогда Билялетдинову совмещение запрещали?
– А ваше личное мнение: совмещение – это вред?
– Знаете, из личного опыта прекрасно помню, как Хиддинк совмещал работу в нашей сборной с "Челси", – и ничего хорошего это не принесло. Дело даже не в физических нагрузках, а в эмоциональном выхолащивании. Если где-то все пошло не гладко – это сразу отражается на остальном.
Антон ШИПУЛИН (в центре) - лидер сборной России и один из лидеров сезона. Фото - AFP
Без Королькевича.
Но с Касперовичем? // Александр Касперович: "Если кому-то не нравится дисциплина - это не мои проблемы"
О КАДРОВЫХ ВОПРОСАХ В ЗИМНИХ ВИДАХ
– Продолжим тренерскую тему. Вы за то, чтобы Александр Касперович продолжил работу с мужской биатлонной сборной, или против?
– Для начала нужно изучить аргументы и решения тренерского совета, а также встретиться с самим Касперовичем и всеми остальными. Я и здесь не сторонник шараханий – не должны тренеры сборной меняться каждый год, тем более если мы видим, что есть некий объективный результат.
– Который был достигнут одним Шипулиным…
– Ну почему? Биатлон – это такой вид спорта, где все четко видно по занимаемым в течение сезона местам. У кого прогресс, кто стоит на месте или катится вниз.
Мы уделяем биатлону огромное внимание: за последние годы государством (подчеркну это для тех, кто питает иллюзии) создана мощная система подготовки: сейчас действует около двух десятков хорошо оборудованных спортивно-тренировочных центров. И мы должны добиваться того, чтобы любой из них был конкурентоспособным даже на уровне чемпионата мира: разве тот же Красноярский край, где располагается один из таких центров, меньше или беднее на таланты любой из ведущих биатлонных держав?
Почему этого пока не происходит? Потому что мы потеряли некие технологии подготовки: особенно на этапе перехода юниоров во взрослый спорт. Посмотрите: последние два года Россия за явным преимуществом выигрывает все юношеские и юниорские чемпионаты мира (наша федерация получила за это специальный приз, и президент Международного союза биатлонистов Андерс Бессеберг прислал мне даже по такому поводу поздравительное письмо). А дальше мы наблюдаем вот что: немки и норвежцы, которых мы обыгрывали, быстро вливаются во взрослую команду и сразу выходят там на первые роли, тогда как у нас все безболезненно получилось разве что у Шипулина. Вот где главная проблема, над решением которой надо активно работать.
– Многие российские биатлонисты – в частности, Малышко, Гараничев, Лапшин – хотят тренироваться индивидуально. Поддержите их, учитывая положительный опыт Шипулина и Юрловой?
– Что значит "индивидуально"? Шипулин же тренируется не сам, а в группе, как и Легков, например. Если все обосновано, подкреплено программами и методиками, доказано результатами – то почему нет? Если же "индивидуально" значит только вне сборной, то и это возможно, но, во-первых, надо еще найти соответствующую группу, а во-вторых, доказать потом свою состоятельность на отборочных стартах, выиграть чемпионат России. Иначе в состав команды на этапах Кубка мира не попадешь. А там, кстати, все так или иначе находятся под управлением тренера сборной, и тому же Шипулину это не мешает, о чем он сам неоднократно говорил.
– При этом чемпионат России проходит на самом финише сезона…
– И это неправильно! Мы хотим перенести его – будем обсуждать вопрос с руководителями биатлона, как и переформатирование системы отбора в целом.
– Вы упомянули Александра Легкова, а он, наоборот, хочет вернуться в группу, отказавшись от индивидуальной подготовки…
– В ближайшее время этот вопрос, как и все остальные, связанные с принципами подготовки сборной, обсудим с лыжной федерацией. Этот сезон у Саши получился неровным, что, наверное, объективно после такой эмоциональной нагрузки, как Олимпиада. Имелись у него и вопросы личного плана, которые надо было решить. Но сейчас все уже позади – и труба зовет!
– Правдивы ли слухи о возможном переходе в сборную словацких горнолыжников Адама и Андреаса Зампа?
– Никаких предложений на этот счет от федерации горных лыж у меня на столе нет. В ближайшее время мы встретимся и с ней – уточню, что стоит за подобными слухами.
Елизавета ТУКТАМЫШЕВА: золото России на ЧМ-2015. Фото - AFP
Золотой сезон Туктамышевой //
Алексей Мишин: "Маленьких девочек Туктамышева не боится"
ОБ ИТОГАХ СЕЗОНА В ФИГУРНОМ КАТАНИИ
– Как вы оцениваете итоги прошедшего чемпионата мира по фигурному катанию? Две медали, выигранные в одном виде, – это достаточно в послеолимпийский год?
– Оцениваю выступление как удовлетворительное. Другое дело, что фигурное катание стремительно идет вперед, и нам это надо обязательно учитывать. Чуть остановился – сразу проиграл.
– При удовлетворительной оценке мы между тем потеряли на следующий сезон одно место у танцоров и не приобрели у мужчин.
– Да, это отрицательные итоги. Но больших проблем здесь нет. Послеолимпийский сезон, многие наши лидеры взяли паузу, те же Боброва и Соловьев в танцах, не говоря уже о двух лучших парах. Кстати, Волосожар – Траньков уже приступают к тренировкам, а Столбова – Климов использовали перерыв в соревнованиях, чтобы подготовить на следующий сезон абсолютно новую программу. Уверен, всё они в свете олимпийского цикла делают правильно. Ну а у мужчин у нас пока есть два бойца. Будем делать все, чтобы и они росли, и остальные подтягивались. Хочется надеяться, что Максим Ковтун уже в ближайшее время приобретет наконец стабильность. В целом же вернемся на круги своя уже в будущем году, вот увидите.
– Благодаря чему, на ваш взгляд, у нас появилось столько прекрасных одиночниц? Прежде подобного никогда не было!
– Фигурное катание сейчас очень популярно, а это, как ни крути, в большей степени женский вид спорта – имею в виду разную его популярность у девочек и мальчиков. То, что у нас столько одиночниц, – отлично! Конкуренция здесь жесточайшая, а это гарантия дальнейшего прогресса.
– Юлия Липницкая при такой конкуренции сможет вернуться на лидерские позиции?
– Уверен в этом. Сейчас она переживает некий кризис роста, с которым, кстати, прекрасно справилась Лиза Туктамышева. Уверен, и у Юли есть все шансы расцвести еще ярче.
– Она продолжит работать с Этери Тутберидзе?
– Да.