Ростов-на-Дону – город с населением около 1,1 миллиона жителей (плюс еще порядка полумиллиона в городах-спутниках), входящий в десятку крупнейших в России. Известен много чем – комбайнами, отличной кухней, слегка криминальным прошлым, Левбердоном, а также тем, что еще каких-то 90 лет назад официально состоял из двух разных городов.
Первый из них – собственно Ростов-на-Дону, находившийся на месте нынешнего центра, а второй – Нахичевань-на-Дону, возникший как поселение перебравшихся из Крыма армян. Они расчертили свой город подобно американцам – с номерными улицами (линиями) и пересекающими их проспектами. Армяне до сих пор составляют значительную часть населения этой части города, и матч сборной пройдет как раз на ее бывшей северной окраине – в стадион упирается 26 линия Нахичевани.
Поздняя осень – пожалуй, не лучшее время для посещения Ростова. Обычные весенне-летние развлечения вроде прогулок по набережной, посещения турбаз и ресторанов левого берега Дона и туристические поездки в бывшие казачьи столицы Старочеркасск и Новочеркасск хоть и остаются доступными, но приносят куда меньше удовольствия. Остается по большей части гулять по центру города, который приятен в любое время года и имеет свои круглогодичные достопримечательности, вроде бульвара Пушкинской улицы, театра в виде трактора на Театральной площади, уникальных мозаик в подземных переходах на Большой Садовой и тому подобного.
Если вы летите в Ростов, садитесь у окна по левому борту (места А). Тогда, если заход на посадку будет с запада, вас ждет не только обзор центра города как на ладони. Не забывайте в то же время смотреть вниз – почти под самой глиссадой можно увидеть, как строится на противоположном берегу Дона новый стадион для чемпионата мира. Лучшего вида на арену все равно не будет, ибо попасть туда нелегко – ведущий к ней мост через Дон пока работает полсуток в одну сторону, полсуток в другую. А если не повезет и заход самолета будет с востока, левая сторона все равно лучше – вид на реку и город-спутник Новочеркасск с красивым собором обеспечен.
Но пока новый стадион не построен, "Ростов" принимает гостей на старом, когда-то именовавшемся "Ростсельмашем", а ныне – "Олимпом-2". Он работает с 1930 года и пережил массу реконструкций и изменений. Полвека назад арена имела два яруса и вмещала до 32 тысяч зрителей, но чуть ли не каждая последующая реконструкция снижала это число. Сейчас вместимость – 15 365 зрителей, из которых примерно треть приходится на самую удобную Западную трибуну. Около половины мест на ней (от 12 ряда и выше) прикрыты козырьком, и эти места обычно дороже. Остальные трибуны меньше, но благодаря отсутствию беговых дорожек и близости к полю обзор отличный почти с любого места. Исключение – северная трибуна, часть которой обычно отводится фанатам гостей: она сохранилась с советских времен в виде полукруга за воротами и вид оттуда так себе. Билеты на матч стоит покупать как только они поступят в продажу – в Ростове традиционно активны спекулянты, а мест на стадионе не так много. Да и касс тоже – их на стадионе всего восемь.
Ввиду частых реконструкций Западная трибуна внутри представляет собой тот еще лабиринт, к которому еще и пристроен спортзал. Для проведения международных и других топ-матчей этот лабиринт приспособлен слабо, а потому в таких случаях приходится искать нестандартные решения: к примеру, во время проводившихся на арене финалов Кубка и Суперкубка пресс-центр оборудовали в этом самом спортзале. Но с точки зрения болельщиков стадион почти идеален – уютная арена с легким транспортным доступом. Из мест для селфи – открытый летом памятник "Футболист" у той же Западной трибуны, подозрительно напоминающий Виктора Понедельника.
Доехать до стадиона очень просто как из центра города, так и от транспортных узлов: мимо арены проходит масса частоходящего транспорта. Время в пути от аэропорта – каких-то десять минут (выходить на остановке "Старый автовокзал"), вызванное по телефону такси едет до стадиона пять минут и не должно стоить более ста рублей. Поездка из центра города и от находящихся там же железнодорожного вокзала и главного автовокзала займет в зависимости от трафика 15-30 минут на городском транспорте (выходить на остановке "20 линия"). Чуть быстрее будет такси, которое обойдется немногим дороже сотни. Приезжать стоит заранее – во время больших матчей местные полицейские порой усиливают несложный обычно входной досмотр, и некоторые зрители попадают на места уже после стартового свистка.
Посещающие предыдущий матч сборной в Краснодаре легко доберутся до Ростова: дважды в день ходят быстрые электрички "Ласточка" (3,5 часа, 450 рублей), есть также пара десятков более медленных автобусных рейсов. Путь из столицы также легок (16 авиарейсов ежедневно), но затратен: авиабилет в одну сторону стоит от шести тысяч рублей. Долететь дешевле можно... через Краснодар, хоть он и дальше. Улететь туда из Москвы можно примерно от трех тысяч рублей, а дальнейший путь до Ростова описан выше. То же самое относится к полетам из Санкт-Петербурга: билет до Краснодара примерно вдвое дешевле, чем до Ростова. Причина в обоих случаях – наличие на краснодарских маршрутах бюджетного перевозчика "Победа", сбивающего цены. А вот перелет из других городов стоит примерно одинаково.
Доехать из Москвы до южной столицы можно и поездом. Но выбирать состав стоит внимательно – примерно половина из них тащатся сутки, зато остальные укладываются в 16-18 часов. Сейчас купе в этих экспрессах на 16 ноября стоит от Москвы до Ростова около трех тысяч рублей, плацкарт – около двух. Самым экономным можно посоветовать автобус – в Ростов следует масса экспресс-рейсов как из Москвы (около 15 часов в пути и полутора тысяч рублей), так и из соседних облцентров.
В ростовских гостиницах (в системах бронирования их уже больше двухсот) несложно найти приличные номера за 2-3 тысячи рублей, хотя лучший городской отель, похоже, уже полностью забронирован под нужды одной из сборных. Для экономных болельщиков есть немалый выбор хостелов с ценами в 300-500 рублей за ночь. Львиная доля разного рода гостиниц находится в центре города, но около десятка есть и в пешеходной доступности от стадиона.