Один из самых выдающихся игроков в истории Германии считает: в Бразилии его страна способна снова стать чемпионом мира. И называет определенные условия.
Энергичный, физически выносливый игрок с непоколебимой волей к победе в свое время воплощал на поле то, что называют типичной немецкой добродетелью. До сих пор этот разносторонний и совершенный экс-капитан сборной остается представителем последнего золотого поколения Германии, которое взяло самый ценный трофей в мире футбола – 24 года назад в Риме.
За две декады игра заметно изменилась, перемены коснулись и фундамента стиля национальной команды Германии. При этом рекордсмен сборной по числу матчей (150) и участник пяти чемпионатов мира не сомневается: в этом году его страна способна стать в Бразилии лучшей на планете в четвертый раз как раз за счет комбинации традиционных сильных сторон и привитых современных черт.
52-летний Маттеус, который в 1991-м стал первым обладателем награды ФИФА игроку года (с 2009-го она объединилась с "Золотым мячом" France Football) и до сих пор остается единственным удостоенным этой чести немцем, в интервью пресс-службе ФИФА заглянул в будущее лето. Он поставил Германию на один уровень с Бразилией впереди Испании, а также описал настоящего вожака команды и вернулся к воспоминаниям чемпионата мира в Италии-90.
– Когда думаете о Бразилии, что в первую очередь приходит на ум?
– Радость жизни, футбол, самба, Копакабана и еда. Бразильцы просто-таки источают интерес к жизни. Я достаточно пробыл в этой стране, не только во время международных матчей. Отработал в Бразилии два с половиной месяца в Куритибе (в 2006-м в "Атлетику Паранаэнсе". – Прим. "СЭ") – и очень привязался к стране.
– По какой причине ЧМ-2014 в Бразилии станет особенным турниром?
– Конечно, мы все рассчитываем, что это будет нечто особенное, потому что бразильцы обожают футбол. Для них он как религия. И они демонстрируют настоящее гостеприимство для приезжих.
– Как вы оцените выступление сборной Германии под началом Йоахима Лева в этом отборочном цикле?
– По шкале от одного до десяти поставлю "десятку", несмотря на ничью со счетом 4:4 в матче со Швецией. Это был потрясающий поединок, из тех, о которых мы говорим и сегодня. Германия уверенно прошагала по квалификации, команде не занимать качества. Сборная постоянно теряла травмированных футболистов, однако каждый раз ей удавалось это компенсировать. У нас есть настоящая команда, которая хорошо сбалансирована – вот почему Германия входит в число фаворитов чемпионата.
– Справедливо ли мнение, что Германия при невероятно мощной атаке имеет слабые места в защите?
– Да, защита, пожалуй, единственная зона, которая может вызывать сомнения. Однако позитив после тех 4:4 должен перевесить пропущенными нами мячи. Мы контролировали матч и должны были спокойно побеждать 4:0. Однако в некоторый момент команда просто перестала играть. Такое может произойти – и в этом одна из прелестей игры. Такое может случиться даже с командой уровня Германии, от которой никогда не ждешь подобного. Можно убедиться, что на данный момент Германия – еще не законченная форма. И проблемы в обороне на самом деле заметнее, чем в нападении, но дело не только в пропущенных мячах: защита начинается в атаке. Зачастую форварды не отрабатывали назад в критичных эпизодах, из-за чего у наших ворот возникали серьезные проблемы.
– Германия способна выиграть чемпионат мира?
– Абсолютно точно. Если не сейчас, то когда? Мы хорошо проводили недавние крупные турниры, дважды доходили до полуфинала чемпионата мира, играли в финале одного чемпионата Европы и вошли в четверку лучших на другом. Команда подбиралась близко к цели, но никак не делала последний шаг. Эти поражения на тех турнирах могут сделать сборную более сильной, более решительной.
– Вы сыграли одну из главных ролей в последней на данный момент победе Германии на чемпионате мира. Каково это было поднять трофей над головой в 1990-м?
– Это было просто невероятно. Вы чемпион мира до конца своей жизни, и вам часто об этом напоминают. Вы можете выиграть множество титулов, но чемпионат мира – это вершина всего. Каждый футболист мечтает об этом трофее. И мне посчастливилось быть одним из немногих, кто взял его в качестве капитана.
– Какие воспоминания остались у вас о том турнире в Италии?
– В то время я жил и играл в Италии, мой дом располагался всего в 15 км от базы сборной Германии. И это был по сути домашний для меня чемпионат мира, я на самом деле так чувствовал. Пять матчей на "Сан-Сиро" были как пять матчей у меня в гостиной, ведь это домашняя арена моего "Интера". Это была просто фантастика – меня поддерживали итальянские болельщики так же, как и немецкие. Причем фанаты "Интера" переживали за Германию не только из-за меня, но и потому, что в нашем составе были мои одноклубники Андреас Бреме и Юрген Клинсманн. И это создало сильную связь со страной.
– Это была высочайшая точка вашей карьеры?
– Да. В моей карьере было много ярких моментов, но чемпионат мира затмил все, особенно с учетом того, что турнир проходил в стране с сильнейшей на тот момент лигой. В Италии играл Марадона, а также Карека, Гуллит и Райкард – многие из футболистов мирового класса того времени. На чемпионате было несколько выдающихся матчей. Мы играли не только со старыми соперниками, встречались с Голландией, а на старте – с Югославией, настоящей темной лошадкой, которая в четвертьфинале с Аргентиной уступила только в серии пенальти. Мы сошлись с Англией в полуфинале, с Аргентиной – в решающем матче. Такой турнир сложно забыть. Как считаю, мы победили заслуженно, поскольку имели самую сильную команду, пусть в других странах не рады это слышать.
– Что победа на чемпионате мира значит для страны?
– Думаю, самым важным для Германии был титул в 1954-м. Страна была разгромлена после Второй мировой войны – и никто не верил в нас. Благодаря футболу люди снова смогли почувствовать вкус победы.
– А как вы оцените шансы Италии выиграть титул в Бразилии?
– Итальянцы выбили нас на последнем чемпионате Европы – их всегда стоит опасаться. Они могут и не играть так привлекательно, как Голландия, Германия, Аргентина или Бразилия, но они всегда опасны и очень здорово выстроены тактически. У них достаточно опытных игроков и хорошая смесь, чего не было в 2010-м. Тогда они слишком положились на команду 2006-го, как Германия в 1994-м. Они забыли сделать передышку. Теперь же у итальянцев правильная комбинация, вот почему их сборную нельзя списывать со счетов. Быть может, Италию не отнесешь к первым претендентам на победу, но у нее есть отличный шанс неожиданно обойти всех.
– А есть ли на этот раз очевидные и безоговорочные претенденты на титул?
– Да, я считаю, что Бразилия и Германия – две сильнейшие команды, совсем рядом с которыми Испания. На Кубке конфедераций-2013 бразильцы показали, что способны справиться с давлением и выигрывать важные матчи на своем поле, тогда как Германия стабильна на протяжении нескольких лет. Испания выиграла три последних крупных турнира, но теперь не выглядит столь превосходно и стабильно. Вот почему я считаю, что шансы Германии на победу предпочтительнее по сравнению с Испанией.
– В Германии ваше имя часто идет под руку с определением вожака стаи. Что вы вкладываете в это понятие в футболе?
– Когда дела не идут так, как хотелось бы – будь то на поле или за его пределами, – и когда вы вместе шесть или даже восемь недель на чемпионате мира, вожак держит команду вместе и подгоняет игроков. Он понимает проблемы тех партнеров, которые чем-то неудовлетворенны, и обсуждает их с ними. Он почти как дополнение тренера, которым в моем случае был Франц Беккенбауэр. Думаю, что вместе с другими вожаками – такими как Руди Феллер, Андреас Бреме и Пьер Литтбарски, мы проделали хорошую работу на чемпионате мира в 1990-м.
– У нынешней сборной Германии есть такой вожак?
– Времена изменились. Филипп Лам – один из таких вожаков, другой – Бастиан Швайнштайгер, благодаря своему опыту и высокому положению в команде. Пер Мертесакер, который в "Арсенале" будто переживает возрождение, по своим личным качествам тоже может считаться вожаком. И Мануэль Нойер – тоже, конечно же. И сегодня в команде есть вожаки, ведь иметь одного – недостаточно. Эти парни являются лидерами, каждый по-своему, что, кстати, связано и с фактором прессы.
– То есть в современном футболе команде требуется не один лидер?
– Вам нужны лидеры, причем вожаки теперь проявляют себя по-разному. Вам нужно уметь донести нужные вещи до публики, сегодня люди более осторожны в ответах в своих интервью. Раньше к подобным делам было другое отношение, партнеры не обижались на сказанное вами для печати. Можно говорить все как есть, но отношение мира к таким людям поменялось. Теперь футболисты более осторожны и подкованы в своих интервью, в поведении на пресс-конференциях и при важных заявлениях.
– Если говорить о футбольных способностях, то у нынешней сборной Германии есть все, что нужно. Есть ли необходимость еще и в победном менталитете?
– За этот фактор команда подвергалась моей критике на предыдущих турнирах. Когда дело доходило до пика, чувствовался недостаток победного менталитета. Разумеется, каждый по-своему хочет выигрывать, каждый старается выкладываться по полной, но порой требуется сделать даже больше, чем показать максимум. От тебя требуется сделать что-то, чего соперник не ждет. Вот чего, на мой взгляд, не хватало. Когда мы заслуженно проигрывали Италии в 2012-м (в полуфинале чемпионата Европы), был нужен игрок, который способен взять быка за рога. Рассчитываю, что команда научилась на своих ошибках, не повторит их впредь и добьется лучшего результата. Если она сможет сделать это в Бразилии, то будет чемпионом мира.