Юрий Жирков: "Следите за Кокориным и Старриджем"

Telegram Дзен

ЧМ-2014. Матч №16. Группа H. 17 июня. РОССИЯ – КОРЕЯ

В ночь со вторника на среду сборная России проведет первый матч группового этапа против Кореи. Многое в ее игре будет зависеть от опытных бойцов. С одним из них пообщался специальный корреспондент "СЭ".

Борис ЛЕВИН
из Иту

– На вашем лицевом счету два чемпионата Европы, а вот мировых первенств прежде не было. Скажите, предстартовые ощущения отличаются?

– Наверное, нет. Подготовка к крупному турниру всегда примерно одинакова – как по работе, так и по эмоциям. Каждый раз есть предчувствие чего-то большого. Только вот все слишком быстро заканчивается. Вспоминаю 2008 и 2012 годы: готовишься-готовишься, а потом – вжик – и пролетело в один момент.

– Продлить этот момент в ваших силах.

– Нет, я не о том, что мы сразу покинем турнир, – в 2008-м задержались-то надолго. Просто события начинают развиваться с такой скоростью, что все, как в калейдоскопе. На сборе живем размеренно и неторопливо, а здесь: матч, восстановление, тренировка и снова матч. Эмоции улетают со скоростью Бэйла. Хотя их-то сложнее восстанавливать, чем физические силы.

– Опыт в такой ситуации помогает?

– Естественно. Ты гораздо лучше понимаешь, как распределять и силы, и эмоции. При этом чемпионат мира, безусловно, отличается от Euro: он дольше по общей продолжительности и, надеюсь, по нашему пребыванию здесь. Все-таки состав участников менее ровный, и выходить из группы наша сборная обязана.

– Зато на стадии плей-офф могучих соперников гораздо больше, чем в Европе.

– Да, и речь не только о южноамериканцах, но и об африканских командах. Какая-то из них обязательно подходит к турниру в хорошей форме. А то и не одна.

***

– И кто же, по-вашему мнению, главный фаворит нынешнего чемпионата?

– А разве могут быть сомнения, если турнир проходит в Бразилии? Другое дело, что фаворит – не всегда победитель. Германия и Аргентина просто так титул не отдадут. Да и Испанию списывать рано.

– На этом список претендентов заканчивается?

– Выстрелить способны многие, но чемпиона искал бы среди этой четверки.

– Букмекеры тоже так считают. А знаете, кто в их коэффициентах перед чемпионатом шел пятым?

– Нет.

– Бельгия.

– Неудивительно. Сейчас у нее очень мощный состав, много футболистов из ведущих клубов Европы.

– А вам придется с ними бороться. Тревоги нет?

– Наоборот, чем сильнее соперник, тем интереснее с ним играть. Главное – самому быть готовым.

– Что для этого нужно? В подготовке есть какие-то секреты?

– Секрет один – полная самоотдача. Если понимаешь, для чего нужна тяжелая работа (а разве можно это не понимать?), справляешься с любыми трудностями. И, конечно, есть еще одно важнейшее условие – избежать травм.

– А вот вы, Юрий, изначально подошли к сбору не совсем здоровым...

– Да, на последней тренировке перед игрой со "Спартаком" получил микротравму, причем в совершенно безобидной ситуации: я даже не бежал, а шел. Первые дни сбора пришлось пропустить. Когда почувствовал боль, проскочила нехорошая мысль: неужели мимо чемпионата мира? Слава богу, обследование показало, что не все так плохо. Можете не сомневаться: на степени моей готовности вынужденный простой не скажется.

***

– Вы сказали, что подготовка к крупному турниру всегда одинакова. Но мне кажется, что к Euro-2008 и 2012 сборная России готовилась совсем по-разному и что нынешняя работа гораздо ближе к первому варианту.

– С тем, что совсем по-разному, не соглашусь, хотя у Хиддинка, конечно, было больше работы на "физику", а Адвокат все делал через упражнения с мячами. Что же касается стиля Капелло, то он, пожалуй, действительно ближе к стилю Гуса.

– Согласны ли вы с Романом Павлюченко, который заявил в интервью, что Адвокат отличался от Хиддинка еще и отношением к игрокам: мол, он выделял любимчиков? В Варшаве на самом деле был "беспредел", как сказал Роман?

– Мнение футболиста о тренере всегда зависит от того, насколько этот тренер ему доверяет и как часто выпускает на поле. Рома играл мало, вот и остался недоволен. Мне тоже Хиддинк гораздо ближе, но говорить о "беспределе" в 2012-м не стал бы точно.

– Если Хиддинк вам ближе, то и его футбол – атакующий, комбинационный – должен быть по душе...

– Естественно.

– Но сейчас сборная России действует совсем по-иному. Во главе угла надежность.

– Зато дает результат. Думаю, не открою секрета, если скажу вам, что настроение и оценки игроков зависят от результата в той же степени, что и от возможности выходить на поле (улыбается).

***

– Нынешние предчувствия перед стартом ближе к тем, что были в 2008-м или в 2012-м?

– Даже не знаю. Предчувствия-то, по большому счету, всегда похожи.

– А вот результаты отличаются. Что для вас лично станет успехом в Бразилии?

– Знаете, футбольная жизнь учит тому, что надо думать о каждом следующем матче, а не о каких-то общих целях. Сейчас задача одна – выйти из группы. Решим ее, поразмышляем о будущем.

– Этому вас Греция на последнем Euro научила?

– И Греция в том числе.

– Как расцениваете соперников, которые могут помешать вам попасть в плей-офф?

– С каждым из них придется непросто, но понятно, что самые опасные – бельгийцы.

– Нет опасения, что чем проще кажется группа, тем больше сборная России потом мучается и в итоге часто преподносит неприятные сюрпризы?

– Надеюсь, в этот раз сюрпризы окажутся исключительно приятными. С нашим главным тренером в это как-то особенно верится.

***

– Насколько важен первый матч?

– Его надо выигрывать. Это придаст и сил, и уверенности.

– Почему же в Польше не придало? А в Австрии даже дебютное поражение не помешало закончить чемпионат удачно?

– Все это не более чем стечение обстоятельств. В Польше мы чувствовали себя очень хорошо психологически, а вот свежесть к матчу с греками ушла. Но это уже не зависело от результата первой игры.

– Все решить могли еще с поляками?

– Наверное. Хотя для них, по-моему, тот матч был делом жизни и смерти, особенно если вспомнить, что творилось тогда в Варшаве.

– Чем нынешняя сборная отличается от предыдущих созывов?

– Мне трудно судить, поскольку большинство игр прошлого года в силу обстоятельств смотрел по телевизору. Но надежность в действиях, о которой говорят все без исключения, несомненно возросла.

– Можно ли сказать, что суть команды Капелло – дисциплина, дисциплина и еще раз дисциплина?

– Ну, эта команда еще и в футбол неплохо играет (улыбается). А дисциплина – и на поле, и в быту – действительно первостепенна. Каждый игровой эпизод обязательно должен быть доигран до конца, и каждое требование на сборе соблюдено. Это знают все.

– И хорошенько получают, если забывают?

– У нас страдающих склерозом вроде бы нет (улыбается).

***

– В команде осталось всего четыре бронзовых призера Euro-2008, один из которых – вы. Чувствуете, что являетесь ветераном сборной?

– Когда вокруг столько молодых лиц, куда от этого денешься? Даже костяк меняется: Кокорин стал одним из главных действующих лиц, Шатов успешно влился в основной состав, а уж в запасе и вовсе несколько дебютантов.

– Ответственность ветеранов при этом увеличивается? Или, наоборот, можно основную часть нагрузки переложить на плечи молодых?

– Ответственность в сборной, по-моему, для каждого одинаково высока.

– Но должны же быть при этом лидеры?

– Они есть. Акинфеев, Игнашевич, Березуцкий, Кержаков, Денисов.

– То есть, все-таки старая гвардия?

– Это естественно. Опыт – великая штука.

– Как вы передаете его новичкам? Что, к примеру, скажете перед матчем в Куябе или Куритибе условному Канунникову или Семенову, если кто-то из них попросит совета?

– Скажу, что самое главное – верить в свои силы. На противоположной половине поля такие же люди, они тоже волнуются. Поэтому никакого страха!

– Согласны с высказыванием чемпиона мира по шахматам Михаила Таля: лучше переоценивать свои силы, чем недооценивать их?

– В какой-то мере – да. Уверенность окрыляет, тогда как сомнения приводят к скованности и боязни ошибиться.

– В связи с этим: большое количество новых, не нюхавших пороху игроков в команде на таком турнире: плюс или минус?

– Все зависит от самих игроков. Если тренеры им доверяют, значит они того заслуживают. Да и в будущее тоже надо смотреть – где-то же они должны этот порох нюхать.

***

– Сбор нынче довольно длительный, проводите вы его в замкнутом пространстве. Как в такой ситуации психологически разгружаться и одновременно пополнять эмоции?

– Рецепты простые: телефон, скайп, фильмы, книги.

– В вашем случае – художественные?

– Скорее, специализированные. Вы же знаете, что меня очень интересует Вторая Мировая война.

– О вашей коллекции вещей того периода все наслышаны. И что сейчас читаете?

– Очерки о становлении российского и советского военно-воздушного флота, от начала двадцатого века до сегодняшних дней.

– Круто! И как, помогает отвлечься от футбола?

– Мне очень интересно. В какой-то степени действительно переключаюсь.

– А коллекцию свою здесь пополнить не собираетесь? В Бразилии ведь осело немало бежавших немцев?

– Больше все-таки в Аргентине. Но в любом случае сейчас не до того. Мы приехали сюда совсем с другими целями.

***

– Кто-то из родных или близких вас в Куябе или Рио-де-Жанейро поддержит?

– Нет. У жены были мысли поехать, но слишком уж Бразилия далеко, да и располагаться пришлось бы не близко от команды. Плюс еще на игры иначе, как на самолете, не попадешь.

– Сын уже понимает, куда уехал папа?

– Как всегда – играть в футбол. Если же вы спрашиваете о том, осознает ли он, что такое чемпионат мира, то пока нет.

– Что здесь, в Бразилии, вас привлекает, а чего вы, быть может, опасаетесь?

– Бразилия вообще очень интересная страна, здесь много любопытного, такого, что хотелось бы посмотреть. Но мы же не в турпоездку отправились. Что же касается опасений... Это, скорее, не опасения, а неприятные ощущения, связанные со всеми этими акциями протеста. Но нас напрямую они не касаются. Главное, чтобы обошлось без стычек болельщиков, как в Польше.

– Россиян ждете много?

– Думаю, на наших играх их будет порядком.

– Что хотели бы в преддверии первого матча передать им через нашу газету?

– Просто попрошу верить в команду и поддерживать нас. Это очень важно, особенно на таком турнире. Мы готовы отдать все силы, чтобы доставить радость как своим родным и близким, так и всем российским болельщикам.

И не хотим слышать с трибун поток негатива при любом неудачном действии, как это было в Польше, в матче с Грецией. Там, по-моему, большинство россиян нас не поддерживало, а, наоборот, ждало нашей неудачи.

Может, мы действовали не лучшим образом, но в таких ситуациях поклонники других сборных наоборот стараются подбодрить своих, погнать их вперед, добавить сил. А у нас слышишь только, какой ты чудак на букву "м"...

***

– Какой-то сборной, кроме собственной, симпатизируете? С кем, условно говоря, хотели бы встретиться в финале?

– В финале? Да какая разница с кем (смеется)! А симпатизировал всегда итальянцам.

– От кого-то персонально подвигов на этом турнире ждете? Кто может стать открытием чемпионата мира?

– Надеюсь, что кто-то из наших. Тот же Кокорин, например. Из остальных советую повнимательнее следить за Старриджем из сборной Англии. Видел его еще в "Челси" – игрок с потрясающим потенциалом.