Как не надо устраивать фанзону

Telegram Дзен

ЧМ-2014

Все страхи, связанные с готовностью стадионов и тренировочных баз в Бразилии, как выяснилось, были напрасны: организаторы чемпионата потрудились на славу. Куда сложнее ситуация с фан-зонами. В чем на собственном опыте убедился спецкор "СЭ".

Фан-зоны ЧМ:
Копакабана вне конкуренции

Евгений ДЗИЧКОВСКИЙ
из Натала

После мощно организованной сочинской Олимпиады мы до такого, пожалуй, не додумаемся. Но предупредить не помешает. Чтобы не получилось, как у бразильцев, которые, наоборот, начали с чемпионата мира, а Олимпиада у них еще впереди.

Итак, в городе Натале, как и во всех остальных городах чемпионата мира, оборудована фанзона. Место это по разнарядке ФИФА строго обязательное, якобы позволяющее сплотиться вокруг футбола тем, кому не представилась такая возможность непосредственно на стадионе. Собирается народ, глядит в экран, дружно любит футбол, контролируемо веселится. Такая, значит, идея. Все довольны, все смеются.

В Бразилии, однако, свои стандарты веселья. Подразумевающие не то же самое, что ФИФА, а совсем другое. Зная это, Ресифи, например, попытался откосить от организации фанзоны. "Не желаем, – говорили градоправители, – тратить народные денежки на сомнительные проекты". Столь похвальную экономность, однако, ФИФА подверг остракизму, и Ресифи понуро "офанзонился".

***

В Натале пошли более осторожным путем. Спорить с верхами, в том числе футбольными, здесь не стали. Общественную фанзону организовали в полном соответствии с циркулярами из Цюриха. Как полагается, освоили средства и поставили где надо галочку. Только вот эта галочка никуда в итоге не делась. Она так и прописалась в наталской фанзоне, очень неудобной, на мой взгляд, для гостей чемпионата, а также для наталцев и наталок.

Главный казус – выбранное место. Город отдал под фанзону часть пляжа "Ду Форте", расположенного, мягко говоря, на окраине. Наверное, устроители исходили из своих удобств, но буквосочетание "фан" в названии объекта означает: в первую очередь стоило подумать об удобствах посетителей, то есть болельщиков.

Что есть фанзона, если разобраться? Шанс не только и не столько посмотреть футбол, сколько сделать это в большой компании. Поорать по-стадионному, завестись толпой, испытать в хорошем смысле слова стадное чувство. Но если фанзона расположена далеко, много ли там соберется народу?

В Натале – далеко. Самое гостиничное место города – район и пляж Понте Негру, – находится на юге Натала. Фанзона – на севере, километрах в семнадцати. Туда ведут две больших транспортных артерии: одна через центр города, другая вдоль океана. Как назло, дожди последней недели размыли грунт в одном из бедных районов по соседству с фанзоной. Весь Натал отстроен на песчаных дюнах, давших название огромному приморскому парку и футбольной арене "Дас Дунаш". Из-за этого прямо на океанскую дорогу вместе с тоннами песка вынесло несколько машин и 25 жилых построек системы "халабуда". После оползня трассу перекрыли сначала жители – в знак протеста, затем дорожные рабочие – для ремонта. Транспортная артерия в Натале осталась одна. И пробки на ней жуткие.

***

Дожди и дюны – не вина организаторов. Но даже если бы оползня не случилось, согнать народ на северный пляж было бы проблематично. Четыре года назад мне довелось побывать в фанзоне южноафриканского Дурбана. Город с наступлением темноты замирал и прятался, а футбольный экран на пляже, напротив, становился центром всеобщего притяжения. Несмотря на ежевечернее нашествие полутора-двух тысяч мозамбикских и зимбабвийских парубков, в фан-зоне Дурбана было безопасно. И очень многолюдно. Потому что находилась она в центре города, прямо на дурбанской "золотой миле". И потому что смотреть футбол в других публичных местах южноафриканцы не большие мастаки.

В Натале все ровно наоборот. Фанзона далеко, доехать туда трудно, а в городе полно ресторанов и кафе, в каждом из которых по пять-шесть телевизоров. Даже у иных продавцов кокосов с трубочкой в их тростниковых курятниках есть телеприемники. И все вокруг смотрят футбол. Вообще все.

Как говорилось в фильме "О чем говорят мужчины", зачем ехать к девушкам в Отрадное, если можно, в общем-то, и не ехать?

***

Формализм второго уровня – в организации самой фанзоны. Оборудована она богато. Большой экран, под ним сцена, где в день открытия чемпионата выступала местная поп-звезда. Внутри много пустого пространства, передвижные кафешки с хот-догами и пивом, официальный фан-магазин, пара аттракционов для детей. Полно власти всякой масти. Есть представители и представительства гражданской, военной и конной полиций, пожарных, медиков, обслуги. Есть палатка для прессы при отсутствии самой прессы, и полотняный шатер, на котором написано, не поверите, "Судебная власть". Все это обнесено высоким и непроницаемым для глаз жестяным забором.

И вот что странно. Погоды в Натале стоят такие, у которых только один плюс, – температурный. Матчи начинаются в 13, в 16 и в 19 часов по бразильскому времени. Почему, если жарит солнце, нельзя было развернуть одной стороной фан-зону, расположенную у океана, к океану? Посмотрел футбол – искупался. Еще посмотрел – еще искупался. Организм пребывает в балансе и сочетает приятное с приятным.

Сейчас же никакого баланса. Либо, стоя в пекле, смотри футбол, либо выходи за пределы фан-зоны и иди, куда глаза глядят. Кусок берега за пределами фан-зоны каменист и некупабелен, так что остыть не получиться. А другого участка в городе-пляже, каковым по сути является Натал, найти не смогли.

Помимо жары стоит отметить и сильный ветер, охотно доставляющий в рот песок. В этой ситуации знаменитые наталские дожди выглядят чуть ли не благом: они могут охладить перегретых. Но с неба начинает течь, как правило, после заката. А ливень в темноте, пусть даже теплый, – неважная замена океану в дневную жару.

***

Главная достопримечательность Натала – крепость, построенная португальцами для защиты от голландцев в начале XVII века, та самая "Ду Форте", – тоже скрыта за забором. Она совсем рядом, но из фанзоны не видна. Чтобы сфотографировать, мне пришлось вытягивать руку и вверх и отлавливать объект дисплеем фотокамеры. Если так, что еще организаторы предложили болельщикам, кроме как припереться по пробкам на край города, стоять по стойке смирно и смотреть футбол на большом экране?

Итог всего этого безобразия – 250 посетителей фанзоны о время пятничного дневного матча Швейцария – Франция. Игру смотрели человек тридцать. Десять из них были пожарными и полицейскими. Один парнишка в майке сборной Франции присоединился к смотрящим при счете 0:3 и исполнил по этому поводу оду радости. Остальные реагировали на футбол довольно безжизненно, а большинство в прямом смысле ждало у моря погоды и выгуливало детей на аттракционах. Чтобы не приехали и эти люди, требовалось, наверное, распылить дуст. Но директивы ФИФА по организации фанзон такого не предусматривают.

Несмотря на роскошный матч, я продержался в натальской фанзоне лишь один тайм. Вышел наружу, подошел к парапету. Передо мной простиралось огромное песчаное поле. С десяток босых людей играли на нем в футбол. Им это было интереснее, чем просмотр чемпионата мира в застенках официальной фанзоны.