ЧМ-2014. 1/4 финала. Сегодня. 20.00. ФРАНЦИЯ – ГЕРМАНИЯ
Интервью собкору "СЭ" дал один из лучших защитников в истории Германии, победитель Euro-1980, двукратный вице-чемпион мира, сражавшийся в легендарных немецко-французских полуфиналах 1982 и 1986 годов.
– Вопрос ребром. Кто будет в полуфинале: Германия или Франция?
– Надеюсь, что Германия. Это тот случай, когда мы играем не слишком впечатляюще, зато успешно. Надо признать, Алжир был хорош, а немецкая команда показала среднюю игру. Но, чувствую, к четвертьфиналу прибавим. Матч будет труднейшим, ведь французы сейчас явно лучше, чем 4 года назад. И все-таки верю в успех. В эти дни часто вспоминаю наши схватки 1982 и 1986 годов, в которых мы брали верх.
– А вот в 1958-м французы Германию разгромили – 6:3.
– Это было очень давно...
– Франция без Рибери играет лучше, чем с ним?
– Мне кажется, французы сейчас более сплоченные. И лучше выглядят как команда. Знают: с ними нет топ-игрока и стараются компенсировать его отсутствие коллективными действиями, взаимовыручкой.
– В обороне немецкой сборной четыре центральных защитника…
– Считаю, это проблема. Лично я поставил бы Лама на фланг обороны.
– На правый или левый?
– Он может играть на обоих краях. Но Хеведес слева действует не лучшим образом, и Лама я поставил бы на эту позицию. В любом случае он должен играть в обороне – тогда получим хотя бы одного обученного крайнего защитника.
– К тому же Лам на флангах хорош и при подключениях в атаку.
– Впереди у Германии немало сильных игроков. Важно стабилизировать оборону. Лам много лет играл левым или правым защитником. Нужно, чтобы он на краях вступал в единоборства и выигрывал их.
– Бросается в глаза, что Швайнштайгер, Хедира, да и Лам нынче не в самой боевой форме.
– Это так. Хедира и Швайни бывали в лучшем состоянии. Что поделаешь, травмы... Впрочем, с каждой игрой они действуют все лучше. И Лам в середине поля играл в Бразилии пока не так хорошо, как хотелось бы.
– Езил и Гетце с Алжиром тоже не блистали.
– Согласен, но алжирцы оказались сильнее, чем казалось. Если бы мы во втором тайме первыми пропустили, спасти матч было бы очень и очень трудно.
– Говорят, Алжир – это чуть ли не вторая сборная Франции...
– Многие их игроки учились во французских интернатах и технически в полном порядке. Алжирцам не хватило пробивной силы в атаке. Хорошо, что Мануэль Нойер играл почти как либеро. Главное – удачно. Конечно, он рисковал, но его действия против Алжира оказались для сборной Германии очень полезными.
– Прогноз на матч Германия – Франция дать рискнете?
– 2:1 в нашу пользу.
– А кто будет чемпионом мира?
– Германия пройдет в финал. При этом в полуфинале, видимо, придется сразиться с хозяевами. Но, знаете, я не считаю нынешнюю сборную Бразилии такой уж сильной. В общем, мой вариант финала: Германия – Голландия. Как в 1974-м. И победа Германии.
БИТВА С ФРАНЦУЗАМИ ЛИШИЛА НАС ЧЕМПИОНСТВА
– Вы сражались в легендарных полуфиналах с французами на мировых чемпионатах 1982 и 1986 годов. Что вспоминается?
– В 1982-м у Франции была сильнейшая сборная – с Платини, Жирессом, Тигана, Босси, Трезором, впереди – Рошто. В Севилье стояла жара, Германия проигрывала в дополнительное время 1:3, и многие думали, что нам уже не отыграться. Но мы не сдались и, мобилизовав все силы, сравняли счет, а потом выиграли по пенальти.
– Против кого вы тогда играли?
– У бундестренера Юппа Дерваля была идея: я должен противостоять Сиксу на правом фланге обороны. В первом тайме так и было, но после перерыва меня перевели в хавбеки оборонительного плана, и я играл против Платини. Думаю, после матча Мишель меня ненавидел (смеется). Я все время находился возле него и не давал никакого простора.
– Говорят, после финального свистка Платини заплакал...
– Я не видел, но вполне может быть.
– А столкновение Тони Шумахера с Баттистоном видели?
– Да, я был рядом. Мне было ясно: должен быть пенальти, а возможно, еще и Шумахера выгонят с поля. Но судья велел играть дальше.
– 1986-й, вновь полуфинал с французами. На этот раз вы победили – 2:0. Против кого тогда играли?
– Против Стопира. Но французы были чуть слабее, чем в 1982-м.
– Правда, что битва с французами в 1982 году стоила Германии чемпионства?
– Да. Как я уже сказал, играли в жуткий зной. Потом дополнительное время, серия пенальти… Все были полностью выжаты. Плюс сидели в аэропорту часа три – по какой-то причине задержали вылет из Севильи. В итоге прибыли в гостиницу только в 5 утра 9 июля. А 11-го – финал. У нас было чересчур мало времени для восстановления. При том что Италия играла за несколько часов до нас и в основное время обыграла Польшу – 2:0.
– Есть сегодня в сборной Франции игрок, напоминающий вам Платини?
– Нет. Он был типичным 10-м номером. А сейчас у французов вообще нет "десятки", ведущей игру.
– А есть ли в рядах бундестим защитник, который похож на Карла-Хайнца Ферстера?
– Нынешняя команда играет по-другому. Мы раньше действовали, как говорится, один в один, а сейчас команда предпочитает зонную защиту. Если уж совсем честно, то у нас сейчас нет ни одного футболиста, на которого можно на 100 процентов положиться в единоборствах, в умении полностью выключить соперника из игры.
– Получается, вы были сильнее, чем нынешние немецкие защитники?
– Об этом должны судить другие.
РУССКИЕ БЫЛИ ЧЕРЕСЧУР ОСТОРОЖНЫ
– Что думаете о российской сборной?
– Русские чересчур осторожно шли вперед и слишком много внимания уделяли защите. Причем создалось впечатление, что команда все 90 минут играла по одному плану. Поэтому и не удалось добиться с Алжиром нужного результата.
– Как и с другими соперниками в группе.
– Знаете, теперь вам нужно не о прошлом думать, а о будущем. Выстроить стройную систему подготовки молодых игроков. Обратить внимание на молодежь в сборных до 19 лет и готовить ее по-другому – чтобы команда могла играть в более агрессивной манере, чтобы раньше атаковала соперника, чтобы держала нить игры в своих руках. Да, бывает, что команда забивает один гол, и этого хватает. Но сегодня такая тактика работает далеко не всегда.
Россия – большая страна, в ней столько футболистов, способных игроков, что, уверен, в 2018-м вы можете добиться успеха. Только работу необходимо начинать уже с завтрашнего дня.