Ростислав Хаит: "Был бы рад отставке Капелло"

Telegram Дзен

ЧМ-2014

КАПЕЛЛО: ЗА И ПРОТИВ

Один из основателей комического театра "Квартет И" считает, что итальянский специалист не подходит по стилю сборной России

– Наш общий друг Михаил Ефремов, вспоминая о своих врагах, теперь говорит: "Пусть они живут так, как наши футболисты играли в Бразилии". Не хотите позаимствовать лингвистическую находку коллеги?

– Представьте, нет. И прежде всего потому, что ни к кому из российских игроков у меня претензий нет.

– Неожиданное заявление. А как же результат сборной?

– Это не вина футболистов. Они действовали по сценарию, предложенному Капелло, изо всех сил старались претворить его задумки в жизнь. А в результате оказались непохожими на самих себя. Обратите внимание: самые чувствительные промахи на турнире допустил Акинфеев – обычно один из самых надежных и проверенных в составе. На чемпионате он стал олицетворением того, что сделал дон Фабио со сборной в Бразилии, закрепостив ее, заставив взять на вооружение футбол, в который она никогда не играла. Тактический вариант своеобразного "пакта о не нападении" превратил игроков в неуверенных в себе роботов. Особенно это было видно по нашему голкиперу. Таким зажатым, скованным, боявшимся ошибок, мы Игоря прежде никогда не видели.

Капелло отчитался
за ЧМ-2014. Перед испанцами

– Ожидали столь оглушительного провала сборной России?

– Конечно, нет. Думаю, это стало бомбой и для самого Капелло. Понимаете, когда футболисты месяц живут пусть в роскошной, но казарме, их мозги не настроены даже на элементарное творчество. Они просто автоматически выполняют задания тренера. И все. Рискну предположить, что попади в такую ситуацию бразильцы, они все равно забивали бы свои голы, поскольку каждый из них индивидуально сильней. Нашим же, чтобы побеждать, нужна раскованность, возможность импровизировать. Именно так было при Хиддинке в 2008-м. Тогда напрочь отсутствовал комплекс неполноценности по отношении к любому сопернику. При Капелло же наши боялись не только Бельгии, с которой, кстати, они провели лучший матч, но и корейцев. А это уже, извините, похоже на театр абсурда.

– В светлые советские времена ЦК ВЛКСМ организовывал группы поддержки из артистов, которые ездили поднимать дух наших олимпийцев. Быть может, стоит их возродить?

– И заодно, ЦК ВЛКСМ (Смеется.) Сомневаюсь, что и на это Капелло дал бы добро.

– А Хиддинк?

– Не думаю, что голландцу бы понадобилось что-то подобное. Он сумел создать команду, которая горела, рисковала и срывала банк. Вспомните два отборочных матча с немцами, с которыми до Гуса мы так хорошо не играли никогда. И не страшно, что уступили. Зато это была сборная, дарившая надежду. А до этого, на Euro, прошли Голландию не за счет везения или удачи, а потому, что вели игру первым номером. Для нашей сборной это большая редкость.

Валерий Газзаев,
Олег Романцев,
Георгий Ярцев:
"Капелло допускал ошибки"

– Сейчас стали говорить, что главной причиной бразильского фиаско стало то, что в распоряжении Капелло не было игроков высокого уровня?

– Глупости. Да, был прежде уникальным талантом выделялся Аршавин. Но все остальные футболисты примерно того же уровня, что и сегодня. Не думаю, что Павлюченко был выше классом того же Кокорина. Так что в данном случае все упирается не в подбор исполнителей, а в вопросы психологии, настроя, стиля игры.

– Не насторожило то, что и на пути в Бразилию сборная Капелло не показала яркой, обнадеживающей игры?

– Признаюсь, моментами такое чувство возникало. К примеру, победа в Израиле произвела впечатление, порадовала, а вот поражение в Белфасте заставило призадуматься. Но тогда мы понимали: Капелло только выстраивает команду, решает локальную задачу выхода в финал. С Хиддинком по дороге на Euro-2008 тоже случались разные матчи: выигрыш у англичан и поражение в Тель-Авиве. Но потом голландец за три недели сумел фантастически подготовить команду – быструю, легкую, кусачую. Мне казалось, что за месяц то же самое удастся и Капелло. Увы, вышло наоборот. В итоге мы получили то, что получили. И по всем футбольным законам виноват в этом тренер. Даже если он выдающийся специалист.

– Каков же вывод?

– Капелло просто не подходит российской сборной.

Капелло и РФС:
вопросы на 30 миллионов

– Просчеты с составом у итальянца были?

– Думаю, не столь важно был в команде Дзюба или не был, решал бы что-нибудь выход с первых минут Дзагоева или нет – это вторично. Футболисты просто терялись в замкнутом тактическом построении, главная цель которого – не пропустить любой ценой! До этого Капелло делал ставку на игру вторым номером, надеясь на контратаку и мастерство Широкова. Так мы действовали дома с Португалией и моментами в Бразилии против Бельгии. Во всех остальных матчах на чемпионате мы просто не знали, как одолеть невзрачную Корею или вполне проходимый Алжир.

– Кто в нашей команде оправдал ожидания, а кто огорчил?

– Огорчили все. Хотя, повторюсь, игроки в этом не виноваты.

– А как же Василий Березуцкий и Игнашевич?

– Им удалось остаться такими, какими мы их знали. Но согласитесь, что при оборонительном футболе защитникам это сделать легче, чем игрокам других линий.

А кто заплатит
неустойку Капелло?

– То, что контракт с Капелло заключен до 2018 года, логично?

– Ситуация сама по себе нелепая. То РФС ругали за то, что вовремя не было продлено соглашение с Адвокатом и это повлияло на выступление сборной в Польше. Теперь же, когда договор с Капелло авансом подписан еще на два турнирных цикла, поднялась новая волна недовольства. Хотя после бразильской катастрофы следовало ждать подобной реакции. Теперь остается лишь смириться и ждать. Это по-нашему.

– После того, как подал в отставку тренер итальянцев Пранделли, не было мысли, что на такой же шаг решится и дон Фабио?

– Я был бы этому только рад. Хотя, повторяю, Капелло – специалист высокого класса. Просто, выражаясь театральным языком, сборная России – не его труппа.

– Тогда не подскажите, кто бы из российских тренеров мог бы возглавить нашу сборную?

– Вряд ли буду оригинален, если назову фамилию Слуцкого. Мало того, что Леонид Викторович – профессионал своего дела, но еще порядочный и адекватный человек. А последнее в наше время выходит на первый план.