За Швайни и Клозе болели даже в яслях

Telegram Дзен

ЧМ-2014. Финал. ГЕРМАНИЯ – АРГЕНТИНА – 1:0

Собственный корреспондент "СЭ" в Германии – о народных гуляниях, буйном праздновании в глуши и украшениях фасадов на родине чемпионов мира-2014

Даешь
чемпионаты мира чаще!

Ефим ШАИНСКИЙ
из Висбадена

"Чисто, как в операционной", – нередко говорят о вылизанных, чуть ли не стерильных улицах немецких городов – особенно не очень больших. Но рано утречком в понедельник, когда я вышел из корпункта в Висбадене в ближайший киоск за свежими газетами, то попал, казалось, в другую страну. На асфальте – битое стекло, пивные бутылки, обрывки плакатов, флажков, раздавленные хлопушки и даже левый женский туфель на высоком каблуке – следы ночного буйства, охватившего всю Германию. В воскресенье в 23.25 по среднеевропейскому времени, когда на "Маракане" раздалась восхитительная для бундестим трель финального свистка, на улицы страны высыпали огромные толпы купающихся в счастье, поющих и обнимающихся немцев. В Висбадене, например, пальба и салют были как в новогоднюю ночь. Победно сигналя, по улицам с развевающимися флагами мчались кавалькады машин. Водители орали, явно превышали скорость, но никто и не думал их останавливать. Шумный футбольный карнавал, не дававший заснуть, продолжался до 4 утра.

В понедельник мне позвонил приятель из небольшого городка в центральной части Германии. Пару месяцев назад, когда я был у него в гостях, мы поздно вечером вышли с ним подышать воздухом. Он тогда предложил пари: за каждого встречного прохожего даст мне по евро. Если никого не увидим, то наутро я веду его в кафе. Я проиграл... Так вот, в понедельник утром приятель, который футболом вовсе не интересуется, пожаловался, что из-за гульбы под окнами не сомкнул ночью глаз. Жаль, не поспорил с ним перед финалом...

10 лучших кадров финала Германия - Аргентина

Но, конечно, самый крутой болельщицкий фестиваль развернулся в Берлине. На знаменитой фанмиле у Бранденбургских ворот финал из Бразилии на огромных экранах смотрело около 300 тысяч человек. Желающих же было значительно больше, однако из соображений безопасности организаторы закрыли все входы на грандиозную тусовку уже в 18.00. После финального свистка народ, отмечая славную футбольную победу, не расходился как минимум часа два. Сотни тысяч немцев торжествовали поздним вечером и у экранов на улицах Гамбурга, Мюнхена, Франкфурта, Майнца – да везде!

А как к празднику готовились! В пятницу почти на всю первую полосу Bild вынесла слова: "Еще два дня!" В субботу: "Еще один день!" В победе над аргентинцами не сомневалось, по разным опросам, 90 процентов немцев. Мой висбаденский друг рассказал, что в яслях, куда отводит внучку, в шкафчик каждого ребенка загодя положили по раскрашенному в цвета германского флага барабану и свистку – быть шумными футбольными болельщиками тут приучают с детства. А знакомый из Гамбурга поведал, что на прошлой неделе в школе его сына объявили: в понедельник первого урока не будет – специально, чтобы ученики могли допоздна сидеть с родителями у телевизоров и всласть болеть за Лама, Клозе, Швайни и компанию. И ребята болели. Ни одну передачу в Германии за всю историю здешнего телевидения не смотрело еще столько народу, сколько трансляцию финала с "Мараканы" – за ней наблюдало 86,3 процента жителей страны, у которых был включен телевизор. К экрану прильнули не только немцы: за бундестим болели проживающие в Германии турки, итальянцы, русские, португальцы, сербы, хорваты...

Разумеется, пиво текло рекой. Говорят, прибыль производителей янтарного напитка в дни чемпионата существенно выросла. Не случайно в Германии твердят, что немецкое пиво – это кровь футбола... Потирают руки и в Adidas, как никогда бойко продававшем футболки бундестим. Характерный штришок: говорят, экипировка сборной в последнее время кое-где была даже в дефиците. Сейчас же пойдет новая крутая волна продаж, ведь ранее на немецкой футболке были 3 звезды (по числу побед на мировых чемпионатах), а будет 4. Между прочим, одним из первых, кто уже покрасовался в новой майке бундестим, стал находящийся нынче на околоземной орбите Александр Герст. Правда, немецкий космонавт четвертую звезду пририсовал на груди сам.

"Германия кланяется малышам Йоги"

Если уж говорить о моде, то нельзя не сказать, что среди молодежи самый писк сейчас – лицо а-ля Бастиан Швайнштайгер. Главная фишка тут – ссадина под правым глазом, которую ему оставил в единоборстве аргентинский форвард Агуэро. Так вот, немало болельщиков пририсовывают себе подобную отметину.

Понятно, увеличили доход и производители телевизоров – по информации Bild в начале прошлого лета голубых экранов было продано на 41 процент меньше. Футбольные телекомментаторы, трудившиеся в Бразилии, стали в последние недели у немцев членами семьи. В концовке завершающей по ARD трансляции с чемпионата бывший хавбек "Баварии" и бундестим Мехмет Шолль, рассказывавший о перипетиях ЧМ-2014, посылал со слезами на глазах с экрана сроднившимся с ним миллионам зрителей воздушные поцелуи. В понедельник в главной утренней новостной программе многие известные немецкие телеведущие носились с копией Кубка мира по студии, чуть ли не вырывая ее друг у друга из рук.

СМИ, конечно, знакомили не только с тем, как в Бразилии били по мячу. Сразу после финала, например, везде публикуют болельщицкие перлы. Один из фанов клянется, что ничего за всю свою жизнь не любил больше, чем офсайд, из которого Игуаин послал мяч в сетку Нойера. Другой, явно из Дортмунда, после удара в концовке первого тайма гельзенкирхенца Хеведеса в штангу заявляет: футбольный бог – все-таки не за "Шальке". Пестрят и фотоколлажи: бразильский флаг в черно-красно-золотистых немецких цветах, статуя Христа в Рио-де-Жанейро с головой бундестренера Йоахима Лева. СМИ публикуют и снимок Ангелы Меркель с сумочкой в виде футбольного мяча – разумеется, в цветах немецкого флага. В Bild появилась фотография трех младенцев, которых отец из Гамбурга, уложив рядом, одел в черную, красную и золотистую одежду. Праздник не кончается!

Германия - чемпион.
Месси - с "мячом"

Во многих городах Германии в дни мировых чемпионатов на домах вывешивали плакат: "Берн-1954, Мюнхен-1974, Рим-1990". Понятно, это было напоминание о главных немецких футбольных триумфах. В зависимости от того, где проходили финалы, к плакатам приписывали очередной город и год, правда, со знаком вопроса – например, "Берлин-2006?" Подразумевалось, что вопросительный знак по окончании турнира быстро сотрут. Но он, подлец, упорно держался 24 года – до тех пор, пока не появилась надпись "Рио-де-Жанейро-2014". Впрочем, вопросительный знак все равно не исчез. Теперь он на новом месте: "Москва-2018?"