Издание France Football предъявило обвинения футбольным чиновникам, написав, что Катар получил ЧМ-2022 за взятки.
О ЧЕМ РАССКАЗАЛ FRANCE FOOTBALL?
Огромные белые буквы Le Qatargate ("Катаргейт") на зловещем черном фоне в красной рамке. Такую броскую обложку придумали журналисты влиятельного издания France Football, на паре десятков страниц пытающиеся доказать, что Катар фактически купил право на проведение ЧМ-2022. Главный рефрен публикации заключен в вопросе "Нужно ли теперь отменить итоги голосования по чемпионату мира, состоявшегося в декабре 2010 года?"
Начинают коллеги с намеков, упоминая скандал с генеральным секретарем ФИФА Жеромом Вальке, чья личная внутренняя почта организации стала достоянием гласности. В переписке была такая фраза: "Они купили ЧМ-2022". Хотя сам Вальке уже дал объяснения, назвав послание "легкомысленным и несерьезным".
Далее приводятся слова Гвидо Тоньони – бывшего главы департамента ФИФА по маркетингу, исключенного оттуда 10 лет назад. Он рассказал журналистам, что оценил бы многие действия и соглашения организации Зеппа Блаттера как действия "petit mafia" – "маленькой мафии". И назвал сумму в 33 миллиона 750 тысяч евро. Якобы столько стоило Катару получение ЧМ-2022.
Люк Даян, президент футбольного клуба "Ланс", близкий к катарским бизнесменам, дал такой комментарий France Football: "Они сделали все так, как исторически принято у них на родине, в их среде, когда восточные люди умело используют недостатки в управлении тем или иным процессом".
Далее журналисты перешли к прямым обвинениям. Якобы некоторые члены исполкома ФИФА, участвовавшие в голосовании в декабре 2010 года в Цюрихе, получили от катарской стороны взятки. Упоминаются имена камерунца Иссы Хаяту и Жака Анума, которые увеличили свои банковские счета на полтора миллиона долларов каждый.
Французы утверждают, что два года назад Катар выступил "спонсором" конгресса Конфедерации африканского футбола, выделив на него 1 миллион 250 тысяч долларов. А взамен приобрел голоса четырех членов исполкома ФИФА, среди которых назван нигериец Амос Адаму, уже лишенный этой должности. Организатором того конгресса был сын Адаму.
Бывший вице-президент ФИФА Джек Уорнер утверждает в публикации, что за 20 миллионов долларов подкуплены были уже упоминавшийся Хаяту, а также парагваец Николас Леос, аргентинец Хулио Грондона и Рафаэль Сальгуэро из Гватемалы.
Одна из главных ролей в решении подковерных вопросов, по мнению издания, принадлежала экс-президенту Азиатской конфедерации футбола катарцу Мохаммеду бин Хаммаму. Он, кстати, был пожизненно отстранен ФИФА от любой деятельности, имеющей отношение к игре № 1 за дачу взятки во время кампании по избранию главы организации.
ПОЛИТИКА И КОРРУПЦИЯ
Самая соль журналистского расследования – описание встречи президента Франции Николя Саркози с принцем Катара Тамимом бен Хамадом аль-Тани, при личном присутствии президента УЕФА Мишеля Платини и представителя компании Colony Capital Себастьена Базена. Казалось бы, встреча и встреча. Мало ли таких обедов у сильных мира сего? Но есть нюансы. Беседа состоялась в Елисейском дворце 23 ноября 2010 года, за считанные дни до голосования в Цюрихе. Позже Colony Capital продала футбольный клуб "ПСЖ" именно Qatar Investment Authority, которая также вложила деньги в гандбольную команду парижан и предложила финансировать социальные программы в пригородах столицы. Где, как известно, в большом количестве проживают выходцы из Африки и Ближнего Востока. Кроме того, на встрече обсуждался рост доли катарских фондов в группе Lagardère (одном из крупнейших издательств в мире, владеющем также магазинами, спортивными сооружениями, акциями аэрокосмических предприятий). Был решен вопрос о создании канала beIN Sport, который ныне владеет в республике правами на трансляции всего и вся, за исключением английской премьер-лиги. beIN Sport – подразделение знаменитой и мощной "Аль Джазиры". СМИ было создано в противовес Canal+, что ослабило бы конкурента, занимавшегося критикой Саркози. Все это, как считает France Football, чистой воды коррупция, закончившаяся тем, что Платини отдал свой голос Катару, а не США, по просьбе президента.
Кроме того, журналисты пишут, что катарцы пообещали вложить свои нефтяные миллионы в аргентинский футбол, чтобы заполучить голос Хулио Грондоны. Рассказали о связях людей с Ближнего Востока с опальным боссом бразильской федерации Рикардо Тейшейрой. Поведали, мол, ушлые катарцы купили "молчание" испанца Анхеля Марии Вильяра, который отдал голос за Катар в обмен на поддержку совместной заявки Испании и Португалии на ЧМ-2018. Его обманули, поддержали заявку России, а с помощью денег заткнули рот.
Упоминается также катарское спортивное агентство Aspire, чьи миллионы текут рекой на развитие молодежных видов спорта в те страны, где есть члены исполнительного комитета ФИФА.
В заключение France Football задается вопросом, а не отменить ли итоги голосования 2010 года? По данным издания, американцы, проигравшие тогда борьбу за ЧМ-2022 со счетом голосов 8:14, готовы провести первенство у себя.
ПЛАТИНИ ГОВОРИТ, БЛАТТЕР МОЛЧИТ
Президент УЕФА Мишель Платини после выхода скандальной публикации дал такой комментарий прессе: "Саркози никогда бы не позволил себе предложить мне голосовать за Катар, потому что он знал и знает: я - свободный человек. Я сделал свой выбор самостоятельно, следуя простой логике: чемпионаты мира нужны там, где они никогда не проводились. Это делается для развития футбола".
ФИФА, куда журналисты France Football пообещали направить материалы расследования, пока молчит. Но это не значит, что Зеппу Блаттеру все безразлично. Отнюдь. Еще летом 2012 года в ФИФА был создан особый, независимый от футбольных чиновников комитет, призванный тщательно расследовать голосование за ЧМ-2022 и ЧМ-2018. Последний, как известно, достался России. Группу из 15 человек возглавил бывший прокурор Южного округа Нью-Йорка американец Майкл Гарсия, экс-претендент на пост главы ФБР, бывший сотрудник администрации Джорджа Буша-младшего.
АТАКА НА КАТАР?
Интересен тот факт, что в четверг организация "Хьюман Райтс Вотч" (HRW), чья штаб-квартира находится в США, собирается опубликовать доклад о положении рабочих как раз... в Катаре. А английская пресса написала о некоторых пунктах документа ровно в день выхода публикации коллег с континента. HRW подвергает резкой критике власти Катара, пишет о бесправном, практически рабском положении трудовых мигрантов из Индии, Пакистана, Непала и стран Южной Азии, которые начнут строить арены для чемпионата мира. Организация прямо указывает, что турнир будет проводиться летом в 50-градусную жару (за что не раз критиковали заявку этой страны) и многие рабочие пострадают.
И ДРУГИЕ СКАНДАЛЫ
Впрочем, оставим пока права мигрантов в покое и вспомним пару коррупционных скандалов в высших футбольных сферах.
В ноябре 2011 года ФИФА обвинила представителей Карибского футбольного союза в получении взяток в обмен на голоса в пользу кандидатуры ныне экс-президента Азиатской конфедерации футбола катарца Мохаммеда бин Хаммама на выборах президента ФИФА. Представитель Доминиканской Республики Патрик Джон был на два года отстранен от деятельности, еще пять чиновников отделались различными штрафами, несколько человек оправдали.
Летом 2012 года стало известно, что с 1992 по 1997 год экс-президент ФИФА Жоао Авеланж и бывший президент Конфедерации бразильского футбола Рикардо Тейшейра разбогатели на 14,5 миллиона долларов. Их они получили в виде взяток от маркетинговой компании ISL в обмен на весомые контракты на телетрансляции матчей чемпионатов мира. В 2001 году ISL обанкротилась, и наружу всплыли финансовые нестыковки в документах. Удивительно, но эта бразильская пара никакого наказания не понесла, поскольку в те годы в Швейцарии коммерческий подкуп не числился в преступлениях. Авеланж, пришедший в ФИФА в 1974 году, за несколько лет коммерциализировал футбол всеми возможными способами. Организация стала заниматься лицензированием, таможенными пошлинами, маркетингом и не гнушалась лезть в политику, несмотря на свой официальный статус благотворительной организации.