Борис Игнатьев: "В ноябре футболист, как колхозник: урожай собрал, эмоций нет"

Telegram Дзен

ЧМ-2022

Главный тренер сборной России с 1996 по 1998 год, имеющий опыт работы в Ираке, ОАЭ и Саудовской Аравии, – о неоднозначном решении ФИФА
ЧМ-2022 в Катаре: футбол вверх тормашками

– 64 матча ЧМ-2022 предстоит провести в 28 дней. В истории был только один более короткий турнир – в 1978-м, но тогда за 25 дней проводили всего 38 встреч. Как в Катаре уложатся в такие сроки?

– Провести-то турнир можно, но важно, что качество будет страдать. Если футболист выходит не в кондиции, если на фоне усталости проводит игры, то страдает футбол, страдает зритель. Поэтому для галочки-то можно что угодно провести, но не уверен, что это правильно.

– Сомневаетесь, что будет мало времени между матчами? Если взять пример сборной Германии на ЧМ-2014, то речь идет о семи играх в период с 16 июня по 13 июля. Первые 10 дней – на три матча в группе, остальные – на четыре встречи плей-офф.

– Вообще самый хороший тренировочный цикл – это когда игра на четвертый день. Cамый оптимальный срок. 72 часа хватает, чтобы полностью восстановиться. А здесь межигровые циклы могут пострадать. Я тоже задаюсь вопросом, я пока не знаю, сколько будет дней и как это будет выглядеть. Вот если сроки будут выдерживаться и все будут в равных условиях, тогда я не вижу никаких проблем.

– Как по дням правильно строится работа в этом четырехдневном микроцикле?

– В зависимости от проделанной работы, от того, что "переварили" накануне, на следующий день идет работа восстановительного характера. Группа, которая не играла, работает в полном объеме. Игравшая – проводит восстановительную тренировку: аэробная работа и стречинг. Дальше – сауна, бассейн, массаж. Это все в первой половине дня. Вторую половину игроки отдыхают. Во второй день небольшая работа над тактикой. Командные упражнения или работа над ошибками в предыдущей игре. Говорим, что будем делать в предстоящем матче. И в третий день – короткая работа, направленная на подъем мышечного тонуса. Если есть усталость – о чем доложат научная группа и медики – тогда маленькие квадраты или игры на одной половинке поля. Если игра вечером, то нужно провести днем, как хоккеисты говорят, "раскатку": выйти, чуть потянуться, пробежаться. Это отрицательная индукция, процесс наведения так называемый.

Вячеслав Колосков: "Перенос чемпионата мира на декабрь – величайшая глупость"

– Что это?

– Вот для чего по законам физиологии дается пауза после разминки? 10 – 15 минут нужно отдыхать. Сначала у футболистов центры нервного возбуждения работают, и тут перерыв, они идут в раздевалку. Раньше этого не было, в старые годы. Команда оставалась на поле. А потом определили, что нужна пауза. Она позволяет выйти на положительный эффект в игре. Так же и в день матча: днем чуть поработали, вечером – эффект от этой работы уже в игре.

– В какой форме вообще футболисты в ноябре-декабре? Может, будут даже посвежее, чем в июне, когда обычно играются чемпионаты мира?

– Не лучший это вариант. Как у хорошего колхозника, который в это время уже собрал урожай, и у него не хватает эмоций. К ноябрю накапливается фон физической и нервной усталости.

– Но к июню она тоже накапливается, в конце-то сезона.

– Но там пауза большая. В июне перед чемпионатом мира больше недели отдыхаем.

– В ФИФА говорят, что нужно будет на три недели раньше начать клубный сезон и на три недели позже закончить.

– Такой вариант тоже возможен. Я тут сел бы с карандашом и прикинул, но пока мне кажется, что ноябрь – не лучший вариант для проведения таких мероприятий.

Что такое Катар в декабре

– У вас есть опыт работы на Ближнем Востоке. Как там дышится в эти сроки – ноябрь-декабрь?

– Нормально. Градусов 25 – 28. Дышать можно, жить можно, это не катастрофическая ситуация. В Арабских Эмиратах, например, в это время вообще вполне приемлемо. Правда, высокая влажность. Здесь важен питьевой режим. Нужно как можно больше пить минеральной воды с солевыми добавками.

– Африканцам будет проще адаптироваться к условиям, чем европейцам?

– В Африке климат сухой, так что тяжело будет всем. Нормально – только тем, кто живет и работает в этих условиях постоянно. Нужно будет тщательно готовиться к такому турниру. Потребуется хорошее медицинское обеспечение, научные группы должны будут собирать материал и моделировать подготовку. Много будет работы, не связанной с конкретной деятельностью на футбольном поле. Помню, как раз в эти сроки работал в Саудовской Аравии, у меня в команде были Татарчук и Сергеев, и много для них было непривычного. Но все решаемо. Люди не вслепую поедут, а подготовленные, со знанием дела.