Давайте сразу определимся, что Карпин и футболисты — молодцы. У Кипра в гостях выиграли, очки набрали, мячи красивые забили, сочетания разные опробовали — тут нет места ни критике, ни огорчениям, ни скепсису.
Но рабочая и уверенная победа над откровенно слабым соперником настолько явно вскрыла одну проблему, что о ней нельзя молчать.
Мой любимый эпизод, представляющий эту проблему, произошел примерно на 72-й минуте. Было так: бодренький киприот фолит на половине сборной России, мяч катится к ногам Дмитрия Баринова, а где-то там, метрах в тридцати по диагонали, на низком старте готовится к рывку Зелимхан Бакаев. Спартаковец только вышел на замену: он свеж, он понимает, что вокруг никого нет, он требует эту передачу, он кричит и машет так, чтобы капитан его заметил. И Баринов замечает — ему нужно сделать лишь простенький забросик, и будет предразгромная голевая, но вместо паса Дмитрий поднимает руку вверх, будто извиняясь перед Бакаевым, а затем добавляет движение вниз второй рукой: «Надо отдышаться!»
И в этот момент, когда камера берет крупно лицо Баринова, становится понятно: все, свет у сборной России погас. С той минуты игроки Карпина толком не забегают на половину поля киприотов — что при 2:0, впрочем, не такая уж и беда, особенно когда ты благородно, на расслабоне и чиле, катаешь мячик на своей половине и мучаешь оппонента, — только вот сил у наших не оказывается и на короткие передачи. Еще страшнее наблюдать за игроками: тот же Баринов хватается за икры и заднюю поверхность бедра чуть ли ни при каждом рывковом движении, Головин признается, что, похоже, заработал травму, а команда в целом после финального свистка напоминает если не тюленей, то страдальцев, отлеживающихся после ультрамарафона в 100 километров — хотя это максимум десятка против 99-й команды мира, которая упорно борется за место в сотне с Мавританией.
Так что вроде и выиграли, получается, но победа выходит такая, тошнотная.
И тут уже надо разбираться, что вообще происходит.
Вариант 1. «Жара замучила». Но в семь вечера на Кипре нет и + 30 — экстремальными, особенно летом, такие условия для профессиональных атлетов из России не назвать. Так что эту версию отметаем. Остаются две.
Вариант 2. Ошибки в тренировочном процессе. Именно в тренировочном, потому что закислились даже те, кто с Хорватией не играл. И здесь вопрос к Луису Касайсу Мартинесу: как он восстанавливал, чем кормил (уже ясно, что не сахаром) и как подводил к матчу команду, которую довел до страданий вполне себе ленивый, ничем не примечательный Кипр.
Вариант 3. Наш клубный футбол настолько деградировал за три года со времен ЧМ, что сегодня Россия не может выдерживать интенсивности чемпионата Кипра.
И если верен третий вариант, то это такие вилы, что обречен не только Карпин, но и немец, итальянец, голландец, англичанин и представитель любой другой страны, за которого Россия заплатит очень много денег в случае, если Валера, чего бы не хотелось, провалится.
В этом и есть главный интерес наблюдений за нынешней сборной. Ведь непонятно, куда мы движемся: то ли на чемпионат мира в Катар, то ли к осознанию, кто мы есть на самом деле. То, и другое — одинаково приятно.