До мирового чемпионата в России меньше трех лет. Турниру уже нужна главная игрушка. Ее ждут дети, рекламщики и производители сувениров. Оргкомитет чемпионата мира-2018 запускает самый важный этап в разработке талисмана: студенты 57 художественных вузов России 15 сентября смогут зарегистрироваться на специальном сайте, получить техническое задание и в течение двух месяцев нарисовать эскизы. Для этого они должны выбрать одного из десяти персонажей, определенных майским интернет-голосованием, в котором приняли участие более 50 тысяч болельщиков. В список вошли инопланетянин, богатырь, космонавт, волк, кот, дальневосточный леопард, медведь, жар-птица, робот и амурский тигр. Кстати, именно за тигра тогда проголосовал герой недели Артем Дзюба.
Первым талисманом в истории был лев Вилли на чемпионате мира-1966 в Англии. Сейчас важную художественную задачу впервые задали непрофессионалам. Эскизы могут разрабатывать только действующие студенты, для которых в Москве был организован круглый стол с представителем ФИФА и ведущими дизайнерами России.
"Профессиональное сообщество набросилось бы на эту работу и разорвало ее в своей конкурентной среде, как акулы, – заметил, обращаясь к студентам, преподаватель британской высшей школы дизайна Дмитрий Карпов. – А вот кто вы? Акулы, пираньи или, может быть, планктон? Мы вас не знаем, но уверены, что страна богата талантами. Будьте Марадоной в дизайне! Если надо – забейте рукой, сделайте не так, как принято, но пусть многомиллионная аудитория скажет, что вы достойны. Нарисуйте счастье!"
Дэвид Фаулер из маркетингового департамента ФИФА несколько раз повторил, что целевая аудитория в работе над талисманом – дети от 6 до 16 лет, но персонаж должен нравиться и их родителям. Он должен быть мужского пола, выражать благородство, веселье, целеустремленность и честность, соблюдать дресс-код, то есть носить шорты и футболку, и быть выдержан в цветах официального логотипа чемпионата мира-2018.
Студентам-художникам предстоит придумать таких персонажей, которые могут быть анимированы, помещены на носители разных масштабов – от значка до целого здания, были бы удобны для использования в рекламе и соцсетях. Талисман должен "жить" не только на белом холсте, но и в городской среде, а также внутри стадиона в виде ростовой куклы.
Студентов предостерегли от стремления придумать героев с идеальными пропорциями, как у талисманов Олимпиады в Сочи. Лучше ориентироваться на Мишку Олимпиады-80 с его длинноватыми ушами и лишним весом или Чебурашку, который стал символом российских олимпийцев в Турине.
"Чебурашка по большому счету уродец, – заявил знаменитый дизайнер Игорь Лутц. – По параметрам 90-60-90 он никуда не проходит, но с ним хочется дружить". Талисману требуется харизма, за ним должна быть видна история.
"Если это космонавт, то будет интересно узнать, как он оказался на футбольном поле", – сказал графический дизайнер Михаил Губергриц, а его коллега, культовый художник-график Игорь Гурович заметил:
– Дело не в персонажах. Космонавтом вполне может быть у вас и кот. Это история не про зверюшку и даже не про футбол. Ценность талисмана должна быть многоуровневой, он должен рассказывать про нашу страну: весела она или нет, симпатична ли, двигается или стоит на месте. Пока вы не придумаете его характер – даже не садитесь работать.
Дизайнеры-профессионалы посоветовали студентам-художникам, среди которых в абсолютном большинстве, судя по круглому столу, – девушки, сразу придумать талисману имя, наградить его большими глазами и улыбкой. Для вдохновения разработчикам рекомендовали смотреть хорошие мультфильмы и читать сказки.
Прием эскизов завершится 15 ноября, а к сентябрю 2016 года жюри составит короткий список из трех талисманов. Авторов пригласят в Москву для участия в брифинге профессиональных дизайнерских агентств, которые будут дорабатывать студенческие проекты.
Талисман чемпионата мира, как ожидается, будет выбран путем смс-голосования, как перед Олимпиадой, а победитель творческого конкурса получит приз, о котором обещают рассказать через неделю. Но уже сейчас понятно, что главной наградой для него станет прямая путевка в профессию.