Гол в раздевалку

Telegram Дзен

ЧМ-2010.
Ответный стыковой матч
СЛОВЕНИЯ - РОССИЯ - 1:0 (1:0)

Гол: Дедич, 44.

Словения: С.Ханданович, Бречко, Шулер, Цесар, Йокич, Бирса (Печник, 79), Радосавлевич, Корен, Кирм, Дедич (Стеванович, 90+5), Новакович.

Россия: Акинфеев, Анюков, В.Березуцкий, Игнашевич, Янбаев (Семак, 46), Аршавин, Денисов, Зырянов, Билялетдинов (Погребняк, 77), Жирков, Павлюченко (Кержаков, 46).

Наказания: Жирков, 7. Билялетдинов, 22. Бирса, 55. С.Ханданович, 67. Денисов, 73. Корен, 76 (предупреждения). Кержаков, 66. Жирков, 90+2 (удаления).

Судья: Хауге (Норвегия).

18 ноября. Марибор. Стадион "Людски врт". 12 435 зрителей.

Первый матч - 1:2.

Первый, кто встретился мне у служебного входа на стадион "Людски врт", был, разумеется, Златко Захович. Умение этого человека быть всегда на виду потрясает. Показалось, что накануне матча спортивный директор ФК "Марибор" организовал собственное круглосуточное дежурство на стадионе, побывал в гостинице с российскими журналистами, а также в центре города и во все остальных публичных местах, оставаясь одновременно еще и в телефонной доступности. Местный футбольный герой никому не отказал в интервью, к чему российские журналисты, честно сказать, не совсем привычны.

Только вот открытостью своей Златко довел ситуацию до такого предела, когда спрашивать его было, в общем-то не о чем. А непосредственно перед игрой - еще и незачем. Он - за Словению, мы - за Россию, через два часа разойдемся в разные стороны, каждый со своим настроением, и поминай, как звали. Хотя за общительность от российской прессы, конечно, спасибо.

Кстати, о прессе. О словенской. Есть страны, которые гордятся своей большой территорией и численностью населения. А есть такие, которым во сто крат милее их миниатюрность. Если судить по вчерашней первой полосе люблянской Ekipa, балующей нас второй день подряд своими художествами, Словения как раз из последних. Накануне местные коллеги сбацали фотовымысел: представили Матьяжа Кека зулусским вождем в окружении африканских генералов, вступающим долгожданным гостем на землю страны - хозяйки ЧМ-2010. В день матча та же газета разыграла новый сюжет. "Соотношение площадей двух государств - 1:842. Соотношение числа жителей - 1:69. Но вот что по-настоящему имеет значение - 1:0".

О каких двух странах идет речь, объяснять не надо. А цифры и впрямь подобраны умело. Глядишь на них - и вырисовывается картина: смелый карлик мужественно сражается со спящим гигантом.

Правда, увлекшись художественной стороной вопроса, словенские газетчики прокололись с ориентировочным составом сборной России. Они сочли, что по сравнению с московским матчем Хиддинк заменит Семака на Быстрова, которого зачем-то поставит в центр. А Денисова с Зыряновым, напротив, распределит по флангам полузащиты. На самом же деле голландец придумал нечто другое. Семака он действительно заменил - на Янбаева. Билялетдинов, таким образом, сместился в центр, Жирков получил больше атакующего простора на левой бровке, а Аршавину, надо думать, была предоставлена возможность чаще использовать при атаках правый фланг.

Дописал предыдущий абзац и поймал себя на мысли: Захович, газеты, да и состав тоже - все это здорово, все это обязательные для любого спецкора наблюдения и заметки. Но пока излагал их, все время что-то мешало. Что?

Дикая трясучка. Пусть мы в 842 раза больше Словении, но души-то у нас одинаковые! Мы обязаны добыть этот далекий чемпионат - и они, уверен, тоже так думают. И драться нам с ними за это лютой дракой. Которая, еще не начавшись, вымотала все нервы - по крайней мере у нас, находившихся эти дни в милейшем и спокойнейшем с виду Мариборе. И вот теперь она начинается.

БЕСПОМОЩНОЕ СОЗИДАЮЩЕЕ ПЛЕЧО

Первые минуты оказались страшными. Не знаю, чего мы ждали от словенцев и вообще от ответной игры, но, выйдя на поле, сборная России не сумела сделать главное - обеспечить контроль мяча. Хозяева с ходу сделали нас "вторым номером", не спросив на то нашего изволения.

Постепенно становились понятными и причины такого положения вещей. Словенцы выглядели абсолютными орлами, это верно. Они смотрелись так, словно были мощнее, габаритнее нас. Они прессинговали россиян на всех участках поля. Они выжигали траву на флангах, особенно на своем левом. Они точнее пасовали, наконец.

Но в этом месте требуется серьезная оговорка. Словенцы играли лучше главным образом потому, что мы позволяли им это делать.

У россиян не получалось ничего. Убрав Семака и разгрузив центр (что было вполне объяснимо, ибо в первой игре наши действительно чересчур мельчили в середине с мячом), Хиддинк получил мощнейший побочный эффект: российские центральные полузащитники перестали быть грозной силой. Мало того, что Зырянов и Билялетдинов не организовывали своих атак - они не успевали разрушать чужие. Не справлялись с этой задачей и Денисов с защитниками. Янбаев смотрелся лучше остальных, но и фланг его, однако, словенцы нагружали реже.

Параллельно развивался другой душещипательный сценарий: друг к другу привыкали Аршавин и правый фланг. Развивались их отношения довольно натужно. Большой любви не случилось и назад наш лучший игрок почти не отходил. Страховать его в разрушении, надо думать, должен был Анюков, да куда там - защитник пахал у своей штрафной без продыху! Вкупе со всем остальным, происходящим на поле, это превратило наше созидающее плечо в нечто беспомощное и аморфное.

А словенцы, тем временем, терзали нас, как ошпаренные. Йокич, их правый защитник, сидящий в плотном запасе французского "Сошо" - и тот совершил две подачи в российскую штрафную. Обе - наудачу, но ведь совершил же! Во втором случае прямо перед Акинфеевым разыгралась гоголевская немая сцена: человек пять в форме кирпичного цвета и ни одного - в белой, мяч попадает в ногу Игнашевичу и летит в штангу. Затем его кто-то выносит, и все начинают друг на друга кричать. Бр-р-р...

Проходили у хозяев и передачи вразрез, по центру. Да не одна. Новакович долго не мог понять, кто ж его выпустил один на один с Акинфеевым, да еще и дал время прицелиться. Если бы понял - пробил бы опаснее, а так угодил прямо в руки нашему вратарю. Сыпались в российскую штрафную и навесы. И снова не самый высокий Дедич исхитрялся нанести пусть корявенький, но все же удар.

Огрызнулись мы лишь однажды, на 19-й минуте. Прошла неплохая комбинация, под конец которой Жирков - самый активный у гостей - отправил мяч Павлюченко. Форвард развернулся, пробил. Теоретически мог попасть - не попал.

А потом мы получили гол "в раздевалку". Диагональный дальний пас показался вполне удобным Дедичу, но страшно смутил при этом Василия Березуцкого с Анюковым. Форвард переиграл наших защитников так, словно между ними бездна различий в классе. В этот момент мы перестали числиться в числе участников ЧМ-2010.

На время или нет - на это должен был ответить второй тайм. Про который ясно было лишь одно: сборной России срочно нужно что-то менять. И чем радикальнее, тем лучше.

ДОЖДАЛИСЬ ЛИШЬ НЕНУЖНЫХ ЭМОЦИЙ

Понимал это, естественно, и Хиддинк. Это вообще сложно было не понять, потому что такой разобранной сборной России мы не видели очень давно. И уж тем более не ожидали увидеть в самом главном для нас матче двухлетия. Голландец решился сразу на две замены: вернул в наш беззубый центр Семака и выпустил Кержакова. Не имею права безапелляционно утверждать, поскольку все мы крепки задним умом, но после первого тайма показалось почти аксиомой: по такой игре нам нужен более цепкий, более подвижный, нежели Павлюченко, нападающий.

Итак, изменения внесены, оставалось понять, что они изменят. Кое-что изменили. У нас стал хоть немного больше держаться мяч, появились признаки робкого прессинга в центре поля и у чужих ворот. У сборной России возник даже полуголевой момент, что для вчерашнего мариборского сюжета можно считать почти достижением. Это Жирков, как и в субботу в Лужниках, продрался по центру, поправ законы устойчивости человеческого тела. Но слишком далеко отпустил при этом мяч - и Ханданович вышел из ситуации победителем.

Вместе с тем наша оборона продолжала сбоить. То Новакович, то Дедич, то Бирса нет-нет, да и организовывали какую-нибудь пакость на российской половине поля. Сильно опасными эти потуги назвать было нельзя, неприятными - вполне. Несмотря на это впервые в матче с грехом пополам через словенский асфальт стал пробиваться робкий зеленый росток российской надежды. Как вдруг по нему проехали дорожным катком.

На 66-й минуте Кержаков в ходе одной из наших атак выступил в роли замыкающего. Отличиться хотел сильно, это чувствовалось. Пошел в Хандановича двумя ногами жестко, до конца. Пытаясь выбить у него мяч. Своего не добился, но получил от судьи Хауге красную карточку.

Мы ждали от сборной России в Мариборе игры и победы. А дождались после двух третей матча лишь ненужных эмоций...

После того, как нас осталось десять, возникла надежда лишь на одно: что взбрыкнем. Как словенцы в Москве. Что разбудим в себе какой-нибудь вулканчик. Все уже, отзапрягались, ехать надо! Поедем? Сдюжим?

На поле вышел Погребняк. Вулканом он не стал, но немного перцу на словенские редуты сыпанул. И надежду хоть какую-то реанимировал. Уже не на закономерность - на случай. И этот случай едва не пролился на нас с небес долгожданной манной. Опять Жирков, опять проход после паса Аршавина... И опять Ханданович.

Все пошло прахом. К тому же под занавес за второе предупреждение был удален и Жирков. Сыграв очень плохо, намного слабее своего футбольного рейтинга, мы пролетели мимо чемпионата мира. Мы сами убили свою надежду.

Марибор