У полицейских на стадионе оружия нет

Telegram Дзен

ЧМ-2010

Насколько сложно провести чемпионат мира? Во что обошлось строительство стадионов в ЮАР? Что дало первенство планеты южноафриканской стране? Ответы на эти и другие вопросы корреспондент "СЭ" попытался найти у представителей различных властных структур Нельсон Мандела Бэй, в который помимо других городов входит и Порт-Элизабет. Этот разговор с офицером полиции, бригадиром Мариндой МИЛЛС состоялся во вторник, за сутки до матча Словения - Англия.

Александр БОБРОВ
из Порт-Элизабета

- По званию вы бригадир или старший суперинтендант?

- Второе звание старое, относительно недавно мы перешли на звания близкие к военным. Бригадир предшествует генералу. Служу в полиции уже 27 лет.

- Понятно. По-нашему полковник милиции. У вас на погонах те же три звезды треугольником. Вы отвечаете только за Порт-Элизабет?

- За всю провинцию Восточный Кейп.

- Сколько всего полицейских в вашем районе задействованы для обеспечения безопасности во время чемпионата мира?

- Любой полицейский скажет вам, что в нашей работе мы никогда не называем точные цифры. Не хотим, чтобы людям было известно, сколько сотрудников работают в тот или иной момент над обеспечением безопасности. Некоторую статистику сообщаем, но не до последнего человека. Например, только на арене "Нельсон Мандела Бэй" для поддержания порядка в ходе матча сборных Чили и Швейцарии мы собрали свыше 2 тысяч полицейских. Кроме того, наши подразделения находятся на стадионе "Сент-Джордж Парк", где организована фан-зона, в постоянной готовности другие части.

- Вам наверняка пришлось использовать резервистов. В противном случае элементарно не хватило бы людских ресурсов.

- Конечно. В ЮАР резервистом считается доброволец, вступивший в ряды SAPS (полиция Южной Африки), носит форму, но не получает зарплату. Мы призываем их в определенное время для выполнения каких-либо необходимых функций. В этих случаях они получают суточные, но в целом же, повторюсь, они служат бесплатно.

- Помимо обычных полицейских подразделений вы, как я заметил, применяете и аналог российского СОБР.

- Да. В нескольких местах города. Непосредственно на стадионе у нас работают стюарды, обеспечивающие безопасность на трибунах и прилегающих территориях. Их вы можете определить по желтым жилеткам. Это курсанты, еще не завершившие обучение. В разных местах стадиона мы также расположили подразделения полиции, обученные по французским методам управления толпой. Именно методика французов, приезжавших к нам делиться опытом и обучать местных полицейских, показалась наиболее эффективной. Обычному глазу такие сотрудники незаметны, но они в любой момент готовы приступить к выполнению своих обязанностей. Если стюарды поймут, что не в состоянии справиться с ситуацией, они призовут на помощь коллег.

Вокруг территории стадиона также расположены подразделения полиции. Обычные полицейские, не специализирующиеся на чем-то конкретном. Естественно, как и положено по правилам, за некоторое время до матча мы полностью закрываем всю территорию вокруг "Нельсон Мандела Бэй", проверяем ее на наличие взрывчатых и других опасных веществ, используем специалистов - саперов и кинологов с собаками.

Кроме того, в нашем распоряжении отряды быстрого реагирования, тактические подразделения. Они размещены в другом месте города. Это как раз спецы разного рода, в том числе уже упомянутые мной саперы, кинологи, а также переговорщики, работающие при захвате заложников, оперативники, вертолетчики.

- И бойцы невидимого, подводного фронта, те, которых в США называют "морскими котиками"?

- И они тоже. Как я уже сказала, они находятся в постоянной готовности, располагаясь в другом районе города. Полиция используется также в фан-зоне - там создан оперативный центр. Ну и в других частях Порт-Элизабета полицейских хватает. Безусловно, число сотрудников очень велико. Ведь нам по-прежнему необходимо бороться с обычными преступниками. О них ни на минуту забывать нельзя - они это сразу почувствуют. Естественно, на время чемпионата мира собраны силы со всей провинции. В самом Порт-Элизабете полицейских недостаточно. Созданы городской и провинциальный совместные оперативные центры, куда стекается вся информация и где принимаются решения. Там представлены помимо полиции и армия, и флот, и военно-воздушные силы, и местный оргкомитет чемпионата мира, и департамент здравоохранения. То есть все структуры, так или иначе участвующие в обеспечении нормальной жизни города и проведении первенства планеты.

- Где ваш офис или вы постоянно в движении, перемещаетесь с места на место?

- Офис в Кинг Уильямс. Это примерно в трех часах езды от Порт-Элизабета. На время пришлось перебраться сюда - примерно на 40 дней. Конечно, это обходится недешево.

- Вам известно, сколько средств затрачено на обеспечение работы полиции в ходе чемпионата мира?

- Нет, это вне моей компетенции. Понятно, что готовились к турниру давно, необходимые деньги выделялись. На закупку нового оборудования, новой техники, на найм новых сотрудников.

- Вам платят сверхурочные?

- Да. Заключены соответствующие соглашения с двумя профсоюзами, объединяющими разные подразделения полиции. В соответствии с этими договорами за работу сверх положенного времени обязательно платятся деньги - 700 рандов за каждый рабочий день. Плюс средства на питание для иногородних. Местные этих денег не получают - они могут питаться дома. Кроме того, пришлось создать места проживания для полицейских из других районов Восточного Кейпа: в общежитиях университета, колледжей и школ. Там нашим сотрудникам предоставляют завтрак. То есть остается выдать деньги на обед и ужин. Хотя сначала предложили кормить обедом и ужином без выделения финансовых средств. Но полицейские попросили вместо еды выдавать наличные.

Люди работают в четыре смены.

- У вас в штате есть переводчики?

- Нет. Они работают в судах. Я же договорилась с добровольцами, знающими немецкий, испанский и французский языки. При необходимости могу обратиться к ним в любой момент. Они работают бесплатно.

Кроме того, в Порт-Элизабете находятся представители Международной полиции, Интерпола. Каждая команда приезжает со своими полицейскими - от четырех до восьми человек.

- Некоторые сборные прибегли также к услугам частных охранных структур. Как вы с ними ладите?

- При необходимости они связываются с нашими оперативными подразделениями. Но пока необходимости не возникало.

- Действительно, пока в Порт-Элизабете спокойно, и мне тут все больше нравится. По рассказам о ЮАР ожидал худшего.

- Что вы имеете в виду, говоря о спокойствии? И чего вы ожидали, отправляясь к нам?

- Что тебя могут ограбить, "подрезать". Послушайте, что говорят про Йоханнесбург, почитайте, что пишут ваши газеты. В сравнении с этим городом тут достаточно спокойно. Это обычная обстановка для Порт-Элизабета?

- Да. Уровень преступности поддерживается в разумных пределах. Хотя в идеале ее совсем не должно быть. Я получаю все доклады о совершенных в городе преступлениях. Каждое утро. Ситуация нисколько не изменилась. Может быть, даже несколько улучшилась из-за того, что в Порт-Элизабете столько полиции. Ничего необычного - происходит то, чего ожидали. Мы контролируем ситуацию. Несмотря на то, что о нас в других странах говорят иначе. Сравните с другими развивающимися странами. У нас, возможно, дела обстоят лучше. Надеюсь, после чемпионата мира мнение о ЮАР изменится.

- У меня точно. Говорят, что полиция или милиция на период больших мероприятий договаривается с лидерами преступных группировок, чтобы они на время ушли в тень. Вы делали то же самое?

- (Смеется.) Мы не вели переговоров ни с какими группировками. Таких серьезных проблем тут нет. Читала, что действительно в других странах что-то подобное делается. Равно как у нас нет и организованных сообществ футбольных болельщиков. В среду мы объявим повышенную готовность, когда в Порт-Элизабет съедутся английские фанаты, имеющие соответствующую репутацию. Все, кто только мог, предупреждали, что необходимо смотреть в оба. На улицы выйдут все имеющиеся в нашем распоряжении силы. Для нас ситуация совершенно новая, у нас нет опыта, мы никогда ни с чем подобным не сталкивались. У нас в Порт-Элизабете нет организованных футбольных хулиганов, криминальных группировок или мафии.

- Вашим полицейским разрешено применять дубинки или огнестрельное оружие?

- У полицейских на стадионе нет оружия. Им оснащены подразделения быстрого реагирования. В зависимости от ситуации они могут его применять. Есть и другое оборудование - например, водометы. И многое другое. Но, надеюсь, ничего из этого использовать не придется. По крайней мере я не предвижу такой необходимости.

- Были сообщения, что перед чемпионатом мира города ЮАР очищали от бездомных, попрошаек и проституток, вывозя их куда подальше. Так было и в Порт-Элизабете?

- У нас нет. Город выглядит так, как всегда. Вернетесь через полгода - обстановка на улицах останется прежней. Про другие города говорить не могу, слышала только разговоры о Кейптауне и Йоханнесбурге.

- Что произошло на "Подсолнухе" во время матча сборных Германии и Сербии?

- К сожалению, бутылка с пивом, брошенная немецким болельщиком, угодила в лицо местной жительнице, пришедшей на футбол. Попробовали найти хулигана с помощью записей, сделанных камерами слежения. Но очень трудно определить нарушителя в прыгающей толпе, из которой и вылетела бутылка. Мы предупредили наших стюардов, чтобы они ни на секунду не теряли контроля.

- А разве на трибуну можно проносить бутылки?

- Да - пластиковые. Хотя, конечно, полной бутылкой можно нанести травму.

- Какие преступления происходят обычно в городе?

- В основном они в разной степени связаны со злоупотреблением алкоголем. В пьяном состоянии преступники нападают на людей, совершают попытки убийства или убийства. Это наша самая большая проблема.

- Ночью можно купить алкоголь?

- Да. Каких-то особых запретов или ограничений на время чемпионата мира, насколько мне известно, не вводилось.

- А вот, например, в Шотландии, если матч начинается в час дня, все бары могут открываться только в это же время. Тем самым болельщиков лишают возможности накачаться пивом в пабе перед игрой.

- Хорошая идея. Возможно, нужно над ней подумать. Впрочем, думать придется вам, если вы получите право проводить чемпионат мира в России.

- Часты случаи преступлений, связанных с продажей или употреблением наркотиков?

- Нет. В последнее время был задержан только один человек, у которого обнаружили марихуану. Случилось это не в фан-парке, а уже на выходе из него. Но наркотики - проблема всего мира, и мы не исключение. Особенно распространено употребление марихуаны. В Восточном Кейпе есть места, где ее пытаются выращивать. Целые плантации. Их регулярно уничтожают специальными химикатами с вертолетов. Однако каждый год они появляются снова. Тяжелые накротики - не такая серьезная проблема. По крайней мере в нашей провинции.

- В дни матчей на улицах много дорожной полиции. В другое же время ее почти не видно.

- Мне сложно говорить об этой полиции. Она не входит в SAPS.

- Безопасно ли находиться в центральной части города, где, как я слышал, много приезжих из Нигерии?

- В дневное время безопасно. Но любой человек решает сам за себя. Каждый может делать, что угодно. Однако свобода сопровождается определенной ответственностью. Не советовала бы никому находиться в центральном районе в 2-3 часа ночи. Тем более, что и делать там в это время нечего. Будешь в нетрезвом состоянии, окажутся на тебе ювелирные изделия, будет через плечо висеть фотокамера или ноутбук, конечно, возникнет риск подвергнуться ограблению. Где бы то ни было: и у нас, и в Кейптауне, и в любом другом городе - и ЮАР, и мира.

- Ваши полицейские работают в тауншипах?

- Конечно.

- Белые?

- И белые в том числе. Мы говорим, что полицейская служба, как радуга. Присутствуют все цвета. Нет отделений белых, цветных или черных.

- Вы любите футбол?

- Обожаю. Кроме того, люблю регби. Смотрю матчи еврокубков, чемпионатов европейских стран. Современное телевидение позволяет. Болею за голландскую сборную. Надеюсь, ей удастся чего-то добиться на чемпионате мира. Часть моих предков - выходцы из Нидерландов.

- Как семья мирится с тем, что вы так долго находитесь вне дома?

- Муж - тоже полицейский, детектив. А дети сейчас на каникулах. Виделась недавно с ними, они приезжали ко мне в Порт-Элизабет. Все понимают, что такое событие бывает раз в жизни. Приходится жертвовать. Иногородние полицейские живут не в самых лучших условиях, не так, как дома. Еда другая, часы работы другие. Но нужно потерпеть всего месяц.