Гус Хиддинк: "Гордился Аршавиным и счастлив за Россию!"

Telegram Дзен

Игорь РАБИНЕР
из Цюриха

После оглашения результатов голосования бывший главный тренер сборной России дал интервью спецкору "СЭ" и нескольким зарубежным коллегам.

- Собираетесь приехать в Россию на ЧМ-2018?

- Конечно! И даже до того. И не раз.

- Успели поздравить членов российской делегации?

- Да. Я увидел своих старых друзей - и Виталия Мутко, и Романа Абрамовича, и Валерия Гергиева, и многих других. Андрея Аршавина, естественно. Поздравил их от всего сердца.

- Казалась ли вам Россия фаворитом до сегодняшнего дня?

- (Улыбается.) Я считал фаворитом Бельгию и Голландию. Моя страна, очень маленькая по территории, смогла в последние десятилетия добиться в футболе очень многого, стать второй на ЧМ-2010 и постоянно занимать место на самом верху рейтинга ФИФА. Первенство Европы в 2000 году голландцы с бельгийцами тоже провели достойно. Поэтому, конечно, я был разочарован, что они не получили турнир. Но нужно преодолевать разочарование. И я счастлив, что Россия - совсем не чужая для меня страна - получила чемпионат!

- Тот факт, что Англия вылетела в первом же раунде, вас удивляет?

- На мой взгляд, не так важно, когда ты проиграл - в первом раунде или в третьем. Важно одно: победила Россия.

- Видели ли вы презентацию ее заявки?

- Видел. На мой взгляд, Аршавин сыграл свою роль очень хорошо. С другой стороны, не думаю, что выбор членов исполкома ФИФА определяется настолько поздно и что роль этих выступлений является ключевой. У тех же Голландии с Бельгией презентация была тоже очень хорошей. Тем не менее, повторяю, Аршавин прекрасно выступил на идеальном английском. И я им, своим бывшим игроком, гордился. Другие люди, выступавшие от России, тоже держались молодцами.

- Удивил ли вас Виталий Мутко, произнесший речь по-английски?

- Я поздравляю Мутко! С его стороны это было очень смелым шагом - выйти на сцену, за которой наблюдает весь мир, и обратиться к планете и к ФИФА на английском. Очень хорошо то, что он в своем выступлении подшутил над собой по поводу своего знания языка. Иногда человек не должен ощущать себя слишком уж важным, ему неплохо подтрунивать по поводу тех или иных своих качеств. Что он и сделал. Мне это очень понравилось.

- Вы тоже отличились, в голландско-бельгийском видеоролике при переезде из Голландии в Корею одним махом сорвали с себя усы.

- (Улыбается.) Это было очень больно. На самом деле это была идея некоторых творческих людей в Голландии и Бельгии. Думаю, это произвело очень хорошее впечатление. Но ключевую роль сыграть не могло.

- Что принесет победа России для самой этой страны?

- Все четыре года своей работы в России я говорил об одном. Конечно, очень важно выступать удачно сегодня, показывать с национальной сборной хорошие результаты. Мы построили современную команду, которая существует и ныне. Но в то же время я говорил ответственным людям в федерации: "Мы должны улучшать инфраструктуру!" В этом смысле выигрыш борьбы за ЧМ-2018 для России очень хорош. Потому что теперь на ней лежит обязанность над этой самой инфраструктурой работать.

А как следствие, думаю, в России всерьез озаботятся и технической стороной - качественным обучением тренеров, юных футболистов и т.д. Невозможно сохранить один и тот же состав, каким бы хорошим он ни был, на десять или даже на восемь лет. Воспитание молодежи - порой даже более важная задача, чем победа или поражение в полуфинале текущего первенства мира.

В России я все четыре года работал с большим удовольствием. В то же время у меня было много дискуссий по вышеупомянутым поводам. Очень рад, более того, счастлив, что Россия получила первенство мира. Теперь там не смогут только обещать - надо будет делать. Я немного узнал русскую душу, которая мне очень нравится. Но в России многие любят говорить. А теперь надо сделать и шаг номер два. Иного выхода не будет, и это замечательно! Потому что в России работают на полную катушку, когда знают, что обязаны работать.

В России есть стадионы, но они слишком стары. Великолепный стадион будет построен скоро в Санкт-Петербурге, а Лужники в Москве нужно обновить.

- А что думаете по поводу победы Катара в борьбе за ЧМ-2022?

- Я от этой темы далек. Разные люди могут думать о победе катарцев по-разному, но я не слишком хорошо проинформирован, чтобы делать какие-то выводы. Пока мне не совсем понятно, как играть в стране, где летом температура воздуха 45-50 градусов. Это создаст немало сложностей. Может быть, хозяева окажутся способны построить стадионы с кондиционированием воздуха для игроков. Но как быть с болельщиками?

- Можно ли после победы Катара говорить о том, что деньги в вопросах выбора хозяев чемпионата мира отныне решают все?

- Я не финансист и не могу рассуждать на такие темы. Но прекрасно отдаю себе отчет в том, что Россия - это совсем другая история. Там очень любят футбол, и теперь у российского футбола есть шанс резко прибавить во всех отношениях.

- Нет желания тренировать сборную России на ЧМ-2018?

- (С улыбкой). Я буду для этого уже слишком стар.