Третья столица

Telegram Дзен

"СЭ Интернет" продолжает знакомить читателей с городами, претендующими на проведение ЧМ-2018. Казань будет готова принять у себя чемпионат мира уже летом 2013 года.

ЧТО ЕСТЬ?

Летом 2007 года в Казани приняли решение пересмотреть схему и принципы работы автобусов в городе. Новый мэр столицы Татарии Ильсур Метшин сделал это в предельно жесткой форме – заставил перевозчиков отказаться от "Газелей" и "пазиков", старых "Икарусов" и прочего автохлама, который не добавлял городу шарма, а его жителям – удобств. Понятие "маршрутка" исчезло вовсе, а попутно городская администрация стала гарантом кредита, который был взят ее автопредприятием на закупку машин российской сборки завода НефАЗ, что в Башкирии, в городе Нефтекамске. Еще была изменена схема маршрутов, поднята, и существенно, с 10 до 15 рублей, плата за проезд. Тогда эти меры вызвали даже не ропот, а публичное возмущение. Для Казани с ее ментальностью и укладом жизни – факт невиданный.

Зато сегодня татарская столица выглядит городом, который уже похож на европейский аналог. Транспорт, по крайней мере, в Казани работает хорошо, а внешне выглядит пристойно. В городе 90 автобусных маршрутов суммарной протяженностью 1872 километра, на которых работают 1154 автобуса. В массе своей это красного цвета НефАЗы с так называемым "низким днищем", позволяющим людям с ограниченными физическими возможностями чувствовать себя при посадке как минимум уверенно. Кроме того, по улицам города ездят белорусские МАЗы, украинские Isuzu "Богдан" и китайцы Dragon и Higer. Расцветка у всех единая – красная. Или даже, если хотите, рубиновая. Даже в часы пик проблем у горожан с проездом к месту работы или домой не возникает.

Отелей с пятью и четырьмя звездами в паспорте в городе тоже достаточно – "Мираж", "Шаляпин", "Корстон", "Ривьера", "Гранд Казань", "Сулейман Палас", "Амакс Сафар". К чемпионату мира планируют запустить еще парочку. Вроде бы ждут "Хайят" с "Рэдиссоном". Пристойно выглядит и городское предложение по более скромным отелям. В Казани имеются даже хостелы, не говоря уже о более приличных вариантах вроде сети небольших уютных гостиниц с ценником в 1800 – 2500 рублей за уютный и комфортабельный номер. Для желающих гостиницы Казани готовы даже предоставлять такую услугу, как отель-дом – со своей кухней, отдельным входом, но при этом сохранив прелести гостиницы вроде завтрака, тренажерного зала и уборки в номере. Номерной фонд в Казани постоянно растет и к 2018 году будет одним из самых больших в стране. Более того, две трети номеров – это современные гостиницы европейского качества.

Перечислять лишний раз долго и нудно достоинства татарской столицы как одного из туристических центров страны уже моветон. Они общеизвестны, а спектр поездок – самый различный. Казань уже сегодня принимает гостей со всей страны, которые едут и на футбол, и на хоккей, и в местный кремль, и ради горных лыж, и на охоту, и в православный монастырь, и в мусульманскую мечеть, не забывая об аквапарках (их два). Да и просто так - увидеть своими глазами самый динамично развивающийся город нашей страны, настоящую столицу. Статус третьей столицы России в Казани закрепили законодательно, сделав это во многом ради туризма. На деле Казань не третий город России по размерам и численности населения. Больше даже соседние Нижний Новгород и Самара. Зато качество жизни тут, на берегах Казанки и Волги, резко отличается в лучшую сторону от того, к чему привыкли остальные россияне, не живущие постоянно в Москве и Питере. Исключение тут, наверное, Новосибирск, но этот город в нашу заявку не попал – слишком уж далека сибирская столица от Москвы и даже Екатеринбурга.

Казань растет и строится, причем бурно, меняясь к лучшему постоянно. Об этом и многом другом – спецвыпуск "СЭ", посвященный Универсиаде-2013. Помимо прочего там сегодня можно найти интервью с человеком, который принимал участие в проектировании новой казанской футбольной арены. Внешне она напоминает лилию, хотя, собственно, и старый "Центральный" вполне бы сгодился для мундиаля – нужно было лишь немного увеличить вместимость трибун. Но новая арена – требование даже не ФИФА, а ФИСУ, отдавшей Казани летнюю Универсиаду.

ЧТО БУДЕТ?

При этом в 2012 году, накануне спортивных игр студентов, город еще раз поменяет схему движения общественного транспорта. К этому сроку в Казани планируют запустить скоростной трамвай – родного брата того, что курсирует по виа Диагональ в Барселоне. Появятся и три новые станции метро: "Авиастроительная" или "Заводская" (точное название выберут позже), "Московская" и "Декабристов". Все они расположены на правом берегу Казанки и станут продолжением нынешней и пока единственной линии казанского метро. На сегодня все шесть ее станций находятся на левом берегу главной казанской реки (это против бытующего в России мнения не Волга, а ее приток).

Казанский метрополитен был открыт 27 августа 2005 года к тысячелетию Казани и стал первым метрополитеном в России, построенным после распада Советского Союза – спустя 14 лет после пуска метро в Екатеринбурге. Казанский метрополитен - седьмой по счету в России (Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Самара, Нижний Новгород, Екатеринбург) и шестнадцатый в СНГ (Киев, Харьков, Ташкент, Тбилиси, Баку, Ереван, Алма-Ата, Минск, Днепропетровск). Еще он - единственный подземный скоростной транспорт в российских регионах, который к ЧМ-2018 получит предельно бурное развитие. За восемь лет, если ничего не случится, откроют в общей сложности девять станций. "Козья Слобода" должна открыть двери посетителям в следующем году, а к 2016 году запланирован пуск двух станций ("Волгоградская" и "Парк Победы") уже на второй линии казанского метро. К 2018 году ее протянут до нового стадиона на 45 тысяч мест. Собственно, одна из четырех запланированных станций на этой ветке, которая начнется от "Московской" и пройдет вдоль Казанки, так и называется – "Стадион". Она помимо утилитарной задачи - доставки зрителей к арене - соединит густонаселенный и бурно растущий спальный район Казани "Квартал" с ее историческим центром и другим "спальником" города - "Горками". Решить задачу поможет станция пересадки, а строить эту линию – Савиновскую - будут до 2026 года, еще раз пройдя туннелем под руслом Казанки и сомкнувшись с первой или Центральной линией на станции "Дубровная". Ее пуск ожидается к 2018 году.

Благо, к этому сроку Казань все, что нужно для проведения крупных турниров, построит или реконструирует. Аэропорт, например. Он пока самое слабое звено казанской заявки. Да и железнодорожные вокзалы – главный и "Восстания" - не блещут простором и комфортом. Но к Универсиаде там запланирован масштабный ремонт, который совпадает по срокам со строительством железнодорожной скоростной ветки. Ее поезда доставят гостей древнего города в его центр из аэровокзала, который пока не выглядит современным. Будут реконструировать, меняя его облик к лучшему. Вопрос уже решен, и к ЧМ-2018 эта история не имеет никакого отношения.

Минимальная загвоздка может возникнуть с тренировочными базами, которые нужны командам для работы. Дом "Рубина" прекрасен и не имеет слабых мест, но эта тренировочная база расположена в городе, пусть и в парке на окраине. К Всемирным играм студентов в пригороде, поселке Юдино, реконструируют стадион "Локомотив". Рядом – база УНИКСа "Васильево" и дачные места Казани. Волга, лес, тишина. Красота! Проблему команды № 2 запросто можно решить при помощи горнолыжного комплекса, расположенного рядом со стрелковым центром в живописнейшем месте близ Казани. Отели там и сегодня пристойные, а будут еще лучше, если возникнет в том нужда. Футбольное поле – это единственная проблема в тамошних местах, но Казань решит ее оперативно и с присущим качеством. Еще один вариант – это проживание сборной на базе "Ак Барса". От посторонних она огорожена высоченным забором, есть КПП, а территория расположена на берегу Казанки, в парке и самом сердце Казани, близ отеля "Корстон" и того куска города, который помнит Льва Толстого и Лобачевского…

А теперь Казань знакомится с теми, кто оставит след в мировом футболе. Месси, скажем, тут был уже дважды. Хави – тоже. Будут и другие гости. В столице Татарии пройдут не только матчи группового раунда, но и плей-офф. Как минимум полуфинал Казань, видимо, получит. А сколько матчей ЧМ-2018 примет этот город – вопрос пока открытый. И это, пожалуй, самая большая загадка в будущем Казани как одного из центров российского ЧМ. С остальным все намного проще. Все будет. Многое уже есть.

Столица, что хотите?! Пусть и третья.

Андрей АНФИНОГЕНТОВ