Арена "Спартака": сказка становится явью

Telegram Дзен

"СЭ Интернет" продолжает представлять будущие арены ЧМ-2018. На очереди - рассказ о стадионе "Спартака".

Артем АГАПОВ,
Вячеслав КОРОТКИН

из Тушина

ЧТО ЕСТЬ?

Свой стадион для "Спартака" - давняя и большая мечта. Народная команда за всю свою историю родного дома не имела. Вопрос о его приобретении не мог перманентно не возникать, вот только взяться всерьез за его решение никак не выходило. Красно-белые прописывались на разных аренах, среди других предпочитая главный стадион страны в Лужниках. В советские времена у клуба не было ведомственного крыла, потому и впрячься в большую стройку не представлялось возможным. В недавнем российском прошлом то финансового подспорья не имелось, то даже при страстном желании предпринимаемые попытки результата не давали. Не получилось с Ботаническим садом, не заладилось с парой других проектов.

Новый и, как оказалось, решительный заход был сделан в 2006 году. Владелец "Спартака" Леонид Федун выразил намерение построить клубный дом своими силами. Смелых мыслей о чемпионате мира в России тогда еще не возникало - по крайней мере, публично. А вот слова о том, что никогда не имевшая собственного стадиона одна самая популярная команда страны вскоре им все-таки обзаведется, как раз к таковым и относились. Штурмовать инстанции красно-белые по иронии судьбы отправились едва ли не параллельно с представителями ЦСКА, решившими перестраивать старую арену на Песчаной улице. Местом для будущего спартаковского стадиона был выбран район Тушинского аэродрома. 2 июня 2007 года там торжественно заложили первый камень. В планах значилось через два-три года презентовать новое сооружение.

Однако проволочек и трудностей локального и глобального характера возникло немало. Вносить коррективы пришлось по разным причинам. Болельщиков не устроила первоначально задуманная вместимость в 35 тысяч. Первоначальный выбор площадки оказался неудачным из-за расположенного рядом туннеля метро. Не обошлось без бюрократических проволочек. А тут еще мировой финансово-экономический кризис.

После оптимизации и перепланирования стадион стал больше и явно похорошел. От него был "отсоединен" манеж. Крытое помещение на десять тысяч зрителей будут строить, но во вторую очередь - после возведения основного сооружения. Оно само не уйдет "под землю", что вело к резкому удорожанию. Со всем этим в нынешнем году вместо сдачи арены по большому счету только удалось от проектировочного этапа перейти к работам на местности.

Очередной поворот произошел в декабре. После победы России в споре за ЧМ-2018 премьер-министр России Владимир Путин среди прочего сказал, как отрезал: "Стадион "Спартак" будет построен за счет "ЛУКОЙЛа". Сказал без всяких "если" и "может". С правительственным вниманием вести дело не только ответственнее, но и легче. Вскоре наконец-то было получено официальное разрешение на строительство: новый мэр Москвы Сергей Собянин сразу обозначил всестороннюю поддержку.

- Решение о возведении стадиона было принято еще в 2006 году - мы, не откладывая дело в долгий ящик, начали соответствующие мероприятия. Но решение ФИФА предоставить России право проведения ЧМ-2018 привело к тому, что у властей и прессы возник интерес к нашему объекту. И появились шансы решать многие вопросы попроще и побыстрее, - подтвердил генеральный директор ООО "Стадион "Спартак" Андрей Федун. - Мы начали свою деятельность еще при старой московской администрации, но сейчас поддержка более мощная - это несомненно. В то же время сказать, что прежние власти нам сильно мешали, тоже нельзя. Другое дело, что нас пытались заставить самим сделать дороги, переложить канализацию. В нынешних условиях подобные вопросы решим совместно с городскими структурами. Плюс премьер-министр Владимир Путин озвучил сумму предполагаемых затрат на организацию чемпионата мира: наш стадион входит в российскую заявку, его мы построим, но другие элементы инфраструктуры должны создаваться вкупе с московскими властями и федеральным правительством.

ЧТО БУДЕТ?

Пока стадион "Спартак" - строительная площадка на "нулевом" цикле. В центре будущего футбольного поля забита стойка со спартаковским флагом. Рядом работает спецтехника, которая заколачивает первые сваи под будущие трибуны. Причем и тут есть место игре. В эту среду один из бульдозеров лихо перекатывал огромные трубы с одного места на другое, быстро выбив своеобразный хет-трик. Все ради общей победы, а не личного развлечения. Уже сейчас первопроходцы трудятся в три смены. Людские и автоматизированные ресурсы будут и дальше подтягиваться, а интенсивность их деятельности возрастать.

Работа на грунтах - один из самых сложных этапов. Резкого роста не видно, но задачи решаются во всех смыслах фундаментальные. Проблем добавляет тот факт, что стадион расположится в пойме Москвы-реки. Но уже в марте от земли должен пойти рост вверх. Строители уверенно заверяют: все сложности преодолимы, а потому в заданный срок к концу 2013 года в любом случае сооружение будет сдано. И инвестора, мол, не разочаруем, и болельщиков порадуем, и страну-организатора ЧМ-2018 не подведем.

- Работать в условиях зимы для нас плюс. Вода, что залегает очень близко, замерзла. За счет свай длиной 26 - 30 метров фундамент стадиона вглубь не уйдет, оставшись, по сути, на поверхности. К примеру, поле расположим на уровне 180 сантиметров от земли, - раскрыл ряд технических деталей директор департамента строительства ООО "Стадион "Спартак" Андрей Козырев. - Больше всего беспокоят сжатые сроки возведения арены - и необходимость в них уложиться. Но мы справимся. Спартаковские болельщики в качестве добровольцев свои услуги предлагают. И часто! Огромное им спасибо, но сейчас здесь нужны профессионалы. А моральную поддержку фанатов ощущаем постоянно.

- Все этапы сложны. Но фундамент - основа основ. Учитывая характер здешних грунтов, достаточно трудны мероприятия по созданию свайного фундамента, - пояснил также старший инженер технадзора на строительстве стадиона  "Спартак" Сергей Дагин. - Параллельно с установкой новых свай ведем испытания уже сделанных - на основании полученных данных принимаются решения о дальнейшем формировании каркаса основания и возведения наземной части стадиона. В марте планируем завершить нынешний этап. Никаких пауз не предусмотрено, наоборот, предполагается, что темпы возрастут - в связи с победой России в борьбе за право принять чемпионат мира. Плюс стадион "Спартак" - знаковый объект для болельщиков красно-белых. Мы стараемся возвести его как можно быстрее, а наши графики внушают оптимизм.

В результате арена сможет разместить 42 тысячи зрителей. На каждой из трибун будет по два яруса, на центральных появятся различные ложи. Изящный козырек накроет все посадочные места. От безумных идей с раздвижной крышей, выдвижным полем или подземным городом в связи с высокой ценой реализации давно отказались. Но и без того все должно получиться красиво и надежно. Комфорт всем болельщикам гарантирован по высшему разряду.

Будут организованы подъезды, парковки и даже вертолетные площадки. Может быть расконсервирована станция метро на перегоне между "Щукинской" и "Тушинской". В свое время ее просто "зарыли" за абсолютной ненадобностью. Теперь могут "извлечь" на свет и наречь в честь "Спартака". Важный вопрос - застройка всего района, где раньше помимо клубов авиаторов и автомобилистов ничего не было. Ныне о них немногочисленные напоминания. А новый стадион не должны оставить в чистом поле.

- На встрече с мэром Москвы Сергеем Собяниным обсудили все этапы строительства. Руководитель города пообещал помочь тем, что стадион не будет стоять в чистом поле. Иными словами, арену включат в схему столицы в плане создания транспортных развязок и прочих элементов инфраструктуры. Все это еще подлежит дальнейшему обсуждению, финансирование же данных видов работ - уже следующий вопрос. Однако то, что в общий генплан объект войдет, - факт, - отметил Андрей Федун. - В настоящее время разрабатывается концепция развития всего Тушинского поля: не только стадиона самого по себе, а полноценной инфраструктуры - с учетом изменений, связанных с получением чемпионата мира. Тут и гостиницы, и спортивные базы - словом, проблем хватает. Но если у нас здесь появится полностью обустроенный в этом плане район, то будет и метро - с точки зрения загрузки одной только арены станция смысла не имеет.

Заинтересованность и активное участие первых лиц клуба, города и страны внушает оптимизм и уверенность в реализации проекта. Стадион "Спартак" со своей станцией метро - уже не розовая мечта поколений болельщиков красно-белых. Даже сказки при должном подходе становятся былью. Ведь в то, что чемпионат мира по футболу доберется до России, не так давно тоже мало кто верил.