Известный специалист в проектировании спортивных сооружений Джон Барроу рассказывает о строительстве новых арен в России
Среди гостей прошедшего 23-24 июня в Москве форума Insideworldfootball, посвященного развитию футбольной индустрии, был Джон Барроу, глава лондонского бюро компании Populous, которая специализируется на проектировании спортивных сооружений и планировании крупных соревнований. Одна из ведущих в мире архитектурных фирм со штаб-квартирой в Канзас-Сити, она разрабатывала по всей планете многие известные объекты, в том числе такие футбольные арены, как новый "Уэмбли" и "Эмирэйтс" в Лондоне, "Соккер Сити" в Йоханнесбурге, "Миллениум" в Кардиффе, "Да Луж" в Лиссабоне. Компания участвовала в создании Олимпийского стадиона для лондонских Игр 2012 года, строительство которого завершилось около двух месяцев назад, а сейчас занята на сооружении арен в олимпийском Сочи и универсиадской Казани.
СЛУГА ЧЕТЫРЕХ ФУТБОЛЬНЫХ ЗАЯВОК
- Что побудило вас приехать на форум в Москву? Профессиональный интерес?
- Прежде всего я должен был выступить с докладом об опыте подготовки к Олимпиаде в Лондоне.
- Узнал, что ваша компания вовлечена в подготовку к зимней Олимпиаде-2014 в Сочи и Универсиаде-2013 в Казани. В чем заключается роль Populous?
- Мы участвовали в проектировании стадионов в этих городах. Кроме того, в Сочи наши специалисты разработали в сотрудничестве с российскими коллегами общую концепцию Олимпийского парка, который включает шесть основных спортивных объектов. Помимо 40-тысячного стадиона это две хоккейные арены, конькобежный центр, а также дворцы спорта для фигурного катания и керлинга. Там же будет расположена олимпийская деревня. Все это составляет то, что мы называем прибрежным кластером (зоной. - Прим. А.П.). Прочие соревнования пройдут в горной местности. Но состязания по зимним видам спорта на берегу моря в условиях средиземноморского климата - уникальное явление.
- В Лондоне Populous была ответственна только за проект стадиона или что-то еще?
- Вместе с командой экспертов мы готовили всю документацию по лондонской олимпийской заявке, разрабатывали генеральный план. Потом выиграли тендер на проект 80-тысячного Олимпийского стадиона и гандбольной арены (в этом семитысячном дворце пройдут матчи группового этапа и четвертьфиналы турнира, полуфиналы и финал состоятся на 12-тысячной баскетбольной арене. - Прим. А.П.).
- Правда ли, что Populous причастна к подготовке всех Олимпийских игр, начиная с Атланты-96, кроме Нагано-98 (до 2009 года компания действовала как часть HOK Group. - Прим. А.П.)?
- Мы были так или иначе задействованы в десяти случаях (г-н Барроу, видимо, учитывает и проигравшую заявку Чикаго на Игры-2016. - Прим. А.П.). В Сиднее строили основной стадион, в Торино - конькобежную арену, готовили документацию для Пекина. Вот в Афинах, если честно, почти ничего не делали. Однако впервые компании пришлось работать параллельно для двух Олимпиад - в Лондоне и Сочи. Кроме того, мы готовили документацию по заявке Англии на проведение чемпионата мира по футболу, заявкам Глазго и Шри-Ланки на Игры Содружества-2014 и -2018 соответственно (место проведения Игр 2018 года станет известно в ноябре. - Прим. А.П.).
Участие в заявке означает, что компания представляет четкие схемы развития, включая генеральный план, а также проекты касательно отдельных арен. Какие-то объекты могут уже существовать, какие-то только предусматривается построить с нуля. МОК, ФИФА или Федерация Игр Содружества должны видеть намерения, которые имеются у страны либо города, претендующих на организацию крупных соревнований, а также пути и способы решения существующих в них проблем.
- Вы работали на заявку Англии для футбольного ЧМ-2018 и в то же время оказались задействованы в реализации российских проектов, которые включены в план проведения того же турнира. Не парадокс ли?
- Смешно, но так уж получилось. Наша компания еще готовила документацию по заявкам Австралии и США. Но вообще-то мы ожидали победы России. А стадион в Сочи - это действительно большое наследие для футбольного первенства. Для зимней Олимпиады он и нужен постольку-поскольку. На нем ведь пройдут только церемонии открытия и закрытия Игр.
- Ожидаете еще какие-то предложения из России?
- Мы очень заинтересованы в сотрудничестве с вашей страной. Ведем переговоры с несколькими городами и надеемся получить и другие проекты. С другой стороны, России, полагаю, было бы полезно использовать опыт, который мы накопили в строительстве лучших в мире спортивных объектов. Так, в Южной Африке Populous доверили проектирование "Соккер Сити", главной арены прошедшего чемпионата мира.
ЗРИТЕЛЬ В ПОСЛЕДНЕМ РЯДУ ТОЖЕ ВПРАВЕ ВИДЕТЬ ВСЕ
- Арена в Йоханнесбурге преподносилась как калебас, то есть посудина из выскобленной бутылочной тыквы, символ гостеприимства в Африке. А какие особенности у будущих стадионов в Сочи и Казани?
- Каждый стадион должен быть привязанным к местной культуре и традициям - это наша позиция. "Соккер Сити" был замыслен как чан, в котором смешиваются все нации, что особенно актуально для Южной Африки. В Сочи же создается легкая конструкция, которая как бы плывет рядом с морем и в то же время вписывается в панораму гор. В случае Казани мы были озабочены тем, как включить стадион в ландшафт. Ведь он расположится напротив Кремля на берегу реки (Казанки. - Прим. А.П.), а это такое место, где строить надо очень осторожно, чтобы объект не стал чужеродным. Вместе с тем нам хотелось бы соорудить стадион на долгие годы, создать будущую достопримечательность города, которая дополняла бы общую картину в районе казанского Кремля.
- Не проще ли было бы перестроить имеющийся Центральный стадион?
- Всегда проще строить на новом месте, чем переделывать уже существующий объект со всеми подведенными к нему коммуникациями. А в Казани подкупает энтузиазм, желание работать. Стадион за два с половиной года - это очень хороший темп. Уверен, что Универсиада в этом городе станет фантастическим форумом молодежи.
- Складывается впечатление, что вы отлично знакомы с российской спортивной инфраструктурой. Что думаете о "Лужниках"? Может, этот стадион надо полностью перестроить?
- Это замечательное сооружение, которое надо просто модифицировать и привести в соответствие со всеми требованиями ФИФА. Важно, чтобы и стадион, и прилегающие к нему объекты сохранили свой исторический облик. Мы очень хотели бы участвовать в проекте реконструкции "Лужников", подготовили идеи насчет того, как ее можно осуществить, и сейчас находимся в стадии активных переговоров с российской стороной.
- Но в "Лужниках" расходящиеся покатые трибуны и поле расположено далеко от зрительских мест.
- Сама чаша стадиона в порядке. Надо серьезно переделывать нижние ярусы, обрезать легкоатлетические сектора. Но в принципе это стандартная практика, применявшаяся в других случаях. А наверху по кругу можно было бы установить большие экраны.
- Каковы основные современные тенденции при строительстве стадионов? Больше VIP-лож? Шире коммерческая составляющая? Ваша компания, в частности, разработала проект для нового стадиона в Лионе. Как мне там рассказывали, предусмотрено проход на зрительские места проложить через магазин клубной атрибутики, не так ли?
- Есть такие уловки, которые мы используем. При строительстве стадионов будущего задействуют легкие, экологически чистые материалы. Арены станут более компактными, чтобы зритель из последнего ряда все хорошо видел. Лондонский Олимпийский стадион по объему вдвое меньше пекинского "Птичьего гнезда" (при сопоставимой вместимости: во время Игр в Пекине стадион вмещал 91 тысячу человек, сейчас 80 тысяч. - Прим. А.П.). Компактные стадионы проще содержать, они поэтому дешевле. Наконец, на них лучше восприятие событий, поскольку устанавливается некая связь между спортсменами и трибунами. Кроме того, не менее важно создавать хорошее настроение зрителям и до соревнований, и после них. Если люди получают удовольствие не только непосредственно во время, допустим, футбольного матча, но и в течение двух часов до его начала и после финального свистка, то им наверняка захочется снова прийти на стадион. А обеспечивают настроение и хорошие рестораны с качественной едой, и чистые туалеты. Все это не ядерная физика и не требует каких-то невообразимых усилий.
ДАМАМ - МАГАЗИНЫ, ДЕТЯМ - МОРОЖЕНОЕ
- Что надо сделать, чтобы обеспечить прибыльность арены?
- Доход такого стадиона, как "Эмирэйтс", со времени его открытия шесть лет назад увеличился на 300 процентов. С одной стороны, это достигнуто, безусловно, благодаря заполняемости трибун, с другой - за счет продажи VIP-лож для корпоративных посетителей. Доходность можно также увеличивать за счет освоения прилегающей к стадиону территории, открытия на ней магазинов, ресторанов, офисов, гостиниц и прочих коммерческих объектов. При этом возможно перекрестное финансирование, при котором часть средств вкладывают владельцы этих предприятий. Отличный пример - лондонская "О2 Aрена" (в прошлом Millenium Dome. - Прим. А.П.), где во время Олимпийских игр 2012 года состоятся соревнования по гимнастике и баскетбольные финалы. Из ничего мы за три года сделали одну из самых популярных в мире площадок, на которой проходят как спортивные состязания, так и различные концерты. Вообще есть идеальная формула коммерческого успеха: надо обеспечить занятия и развлечения для всех членов семьи. Пусть утром дети играют, а родители посещают магазины, днем же они все вместе пойдут на спортивное событие, а после ужинают.
- Какой проект вы считаете своим главным профессиональным достижением?
- Как раз лондонскую "О2 Арену". Это был самый сложный проект. Изначально был огромный павильон для проведения выставки, посвященной началу третьего тысячелетия. Экспозиция действовала в течение всего 2000 года. А потом объект оказался заброшенным. Мы его перестроили, и теперь 23-тысячная арена используется 200 дней в году. В 2010-м ее посетили 7,2 миллиона человек.
- Симпатичный стадион в португальском Фару, который проектировала ваша компания к Euro-2004, насколько известно, убыточен. Это потому, что он расположен за городом?
- Мы разработали генеральный план для целого района, но, к сожалению, его не удалось претворить в жизнь из-за неблагоприятной экономической ситуации в Португалии. Однако стадион "Алгарве" используется достаточно часто для проведения не только спортивных событий, но и концертов. Там проходил специальный этап чемпионата мира по ралли. Словом, менеджмент ищет способы для достижения рентабельности, и это только вопрос времени, когда объект выйдет на уровень показателей, определенных генпланом. В принципе считается, что на реальное осуществление того, что задумано генпланом, уходит 10-15 лет.
- Ваша компания участвовала в реконструкции "Уэмбли"?
- Да, вместе с компанией Foster and Partners. Это 90-тысячный стадион, одна из достопримечательностей Лондона, эдакая архитектурная икона.
- Новый "Уэмбли" рентабелен?
- Национальному стадиону трудно извлечь коммерческую выгоду, хотя на нем и проходит примерно 60 крупных мероприятий в год. Там играют сборные по футболу и регби, устраиваются всевозможные гонки, концерты и театрализованные представления. Кроме того, под трибунами есть 2 тысячи квадратных метров помещений для проведения собраний или семинаров, располагаются офисы, в том числе штаб-квартира Английской футбольной ассоциации. А еще на стадионе работают предприятия общественного питания на 10 тысяч в общей сложности посадочных мест. Не могу сказать, что "Уэмбли" приносит прибыль, но близко к тому.
- Для чемпионата мира требуются стадионы вместимостью 40 тысяч. Вам не кажется, что для окупаемости такой арены необходима крепкая футбольная команда с серьезной поддержкой болельщиков?
- Вообще-то арена мирового футбольного первенства должна вмещать 45 тысяч человек, потому что часть мест отходит журналистам и охране. Для Олимпийских игр в Сочи, если следовать классической схеме, хватило бы и 30 тысяч. А для будней, когда сочинский стадион будет использоваться для матчей местного футбольного клуба и сборов национальной команды, вполне достаточно и 25 тысяч. Поэтому мы применили гибкий подход: по мере надобности вместимость стадиона можно увеличивать или сокращать.
- Вы находите какие-то особенности у сотрудничества с Россией?
- Мне нравится, что у вашей страны большой потенциал. В России с ее суровым климатом приходится решать непростые задачи, но придумывать интересные решения увлекательно в профессиональном плане. Мы только что построили трассу для "Формулы-1" в Сильверстоуне и теперь хотели бы осуществить аналогичный проект в России. Знаю, что в Сочи собираются провести в 2014 году этап "Гран-при". Но на долгосрочной основе трассу надо сделать в Москве или Калуге, где базируются ведущие автопроизводители. Создание такого национального актива России еще предстоит, однако это обещает очень интересное будущее.
Александр ПРОСВЕТОВ