Порядки дона Фабио

Telegram Дзен

ТОВАРИЩЕСКИЙ МАТЧ. Завтра РОССИЯ - ИСЛАНДИЯ

О некоторых правилах жизни сборной при Фабио Капелло - в материале спецкора "СЭ"

Дмитрий ЗЕЛЕНОВ
из Марбельи

Бывшего главного тренера сборной России Дика Адвоката называли Маленьким генералом - якобы за авторитарность и приверженность строгой дисциплине. Однако сказать, что порядки, установленные голландцем, были слишком уж военными, едва ли возможно. Достаточно вспомнить то, в какой обстановке наша команда жила во время чемпионата Европы в Варшаве: Адвокат же не видел в этом ничего плохого. Короче говоря, имея репутацию деспота, на деле голландец либеральничал не хуже своего соотечественника Гуса Хиддинка.

У Фабио Капелло тоже имеется несколько прозвищ, и одно из них - тоже Генерал, но без приставки "маленький". Уверен, что с этим его "званием" согласятся не только болельщики и журналисты, наблюдающие за всем со стороны, но и сами футболисты. Во всяком случае, в сборной России дисциплину итальянец установил практически военную.

В чем это проявляется? Игроки говорят, что ни в чем конкретном, но и во всем сразу одновременно. Когда Капелло в первый раз собрал команду, сказал, что требует уважения к себе и тем правилам, по которым привык работать. Сказал спокойно, но так, что ни у кого не возникло сомнений: это он всерьез.

Показательно то, в каком месте поселилась команда в Марбелье. Гостиница, а точнее, целый комплекс, стоит практически в чистом поле - вокруг холмы и частные виллы, территория огорожена, въезд через шлагбаум. Примерно в таких отдаленных крепостях-монастырях жили лучшие команды минувшего чемпионата Европы - Испания, Германия, Италия.

Разумеется, никакие посещения во время сборов не разрешены, внеплановые отлучки - тем более. Выезжать за пределы комплекса можно только с согласия тренера, но для этого, само собой, должны быть веские основания. Для персонала строгих ограничений нет, но поездки по магазинам в рабочее время тоже не приветствуются.

 Когда команда живет в московском Swissotel, порядки чуть помягче - допускаются, в частности, встречи с родными и близкими, но проходить они должны в специальной комнате на втором этаже. С посиделками в общем холле покончено.

Общего подъема как такового с утра нет, равно как и коллективного похода на завтрак, но все знают, что после 9:30 поесть уже не получится. Утром каждый волен прийти в любой момент до этого часа. В десять команда выезжает на утреннюю тренировку.

Дорога до футбольного центра занимает минут 15-20. Капелло ездит туда вместе с командой. В автобусе запрещены разговоры по мобильным телефонам и вообще какой-либо шум. Нет, правда, и гробовой тишины: тихим беседам никто не препятствует.

В отличие от завтрака обед - мероприятие общее. Игроки должны прийти на него вместе, вместе же и уйти. В расписании никакого промежутка нет - указано четкое время и опоздания не допускаются. Футболисты обедают за общим столом и одеты при этом должны быть одинаково - в экипировку сборной. Те же правила действуют и в отношении ужина, который проходит вскоре после вечерней тренировки.

Когда Игоря Акинфеева спросили о том, как команда проводит часы досуга, он возмутился: какой, дескать, досуг, это же сборы! И негодование вратаря понятно - при Капелло о ночных бдениях можно забыть. В 23:00 у команды отбой, и горе тому, кого после этого застукают в коридоре.

С ИКОНОЙ В РАЗДЕВАЛКЕ

Александр ФЕДОРОВ (фото)
из Марбельи

Муниципальный стадион Марбельи - небольшое, ветхое, но весьма колоритное сооружение, уместившееся в старой части города, совсем неподалеку от арабской крепостной стены и бульвара со скульптурами Сальвадора Дали. Арена была построена еще в начале 70-х и, кажется, с тех пор не проходила ни одного капитального ремонта. Потрескавшиеся своды, бетонные лавки на трибунах, архаичные указатели - не случайно у входа висит табличка "объект культуры и искусства".

Свои домашние матчи здесь обычно проводит "Марбелья" - команда из четвертого по силе дивизиона Испании, но каждую зиму арена открывает двери для птиц более широкого полета. Стадион принимает различные товарищеские турниры, и в разное время здесь играли обе "Боруссии", киевское "Динамо", "Стяуа", ЦСКА и "Рубин". Теперь вот сыграет и сборная России.

Пока жизнь на арене и вокруг нее течет своим чередом - греются на солнце испанские старички, по беговой дорожке нарезает круги молодая спортсменка, неспешно прохаживается по полю агроном. О том, что скоро здесь грядет довольно большое по местным меркам событие, говорят лишь некоторые детали - маляр с ведром синей краски на центральной трибуне, сложенные в кучу кресла, которые, по всей видимости, установят на бетонное основание, внушительного вида газонокосилка, готовая подровнять и без того ровное покрытие.

В подтрибунных же помещениях пока тишина, в раздевалках - ни души. Уже завтра эту небольшую прохладную комнатку заполнят российские футболисты, а со стены на них будут взирать керамические Дева Мария с младенцем и ангелами. Икона в раздевалке - совершенно естественная вещь. Футбол и религия ушли в Испании недалеко друг от друга. В некоторых случаях можно ставить знак равенства.

Мы пытались найти хоть какое-то объявление о предстоящем матче, но поиски оказались бесплодными. Зато в одном из коридоров висит старая афишка сезона-1991/92 - "Атлетико Марбелья" - "Эстремадура". Несмотря на скорое прибытие иностранных гостей, старый стадион сохраняет достоинство. Никакой суеты, никакого торопливого прихорашивания. Ему, заставшему времена Франко, незачем пускать пыль в глаза. Он давно перестал поспевать за ходом истории и, похоже, совершенно с этим смирился. Какой есть, таким и будет. Пока не снесут.

ФОТО: Кто оберегает сборную России по футболу // На кого кричит Капелло?