Россия, хватит быть чемпионами мира по квадратам!

Telegram Дзен

ЧМ-2014. Отборочный турнир. Группа F. РОССИЯ – ИЗРАИЛЬ – 3:1

Обозреватель "СЭ" делает ряд любопытных выводов по итогам победы команды Фабио Капелло над израильтянами.

Евгений ДЗИЧКОВСКИЙ

В одном из трактатов, присланном как-то в редакцию "СЭ" зарубежными газетчиками, рекомендовалось начинать рассказ о матче, когда позволяет время, с конца, то есть с пресс-конференции. Вот, дескать, как это увидели тренеры, а вот авторская точка зрения.

Рекомендация ценная: сопоставить игру и послесловие иной раз весьма увлекательно. Если, конечно, тренер делится мыслями, а не эмоциями, общими фразами, нападками на судью и так далее. Капелло в этом смысле – субъект правильный. Говорит не всю, но правду, без чрезмерной детализации, но по делу.

Не изменил себе итальянец и в Санкт-Петербурге. Сообщил то, что почти совпало с увиденным и прочувствованным.

– Почему таймы получились такими разными? Какую цель вы преследовали двойной заменой? – спросили тренера.

– Я сделал эти две замены, поскольку хотел увеличить скорость игры в центре поля, – был ответ. – В первом тайме мы контролировали мяч, но не получалось делать это достаточно быстро, чтобы создавать остроту.

Послушать вполуха – вроде бы общее место. Но именно то, что сказал Капелло о первом тайме, заставляло многих видевших его если и не плеваться, то поплевываться. И таких таймов в последних матчах сборной было более одного. На Белфаст, Казань и Питер в сумме пришлось едва ли не четыре из шести. А некоторые считают, что и больше.

Вряд ли это случайное совпадение. Скорее, тенденция. В полной мере подмеченная, подхваченная израильтянами. И подтверждаемая тем, что Капелло сказал не о скорости мяча или бега – о скорости игры.

Коллега Александр Просветов уподобил нашу команду до перерыва "сборной этаких "кариок", имея в виду избыточную очевидность футбольных действий. Точная передача – прием подошвой или "щечкой" – подъем головы – поиск продолжения – еще одна точная передача. Хрестоматийно, надежно, скучно. Расположение сугубо по квадрату, тотальный контроль мяча, никакой эволюции атак. Соперник, ясно, не оставлял свободных зон и позволял открываться лишь под короткий пас на малых участках поля. Но значит ли это, что такая тактика ставит крест на любых попытках вскрыть оборонительную консервную банку? И все ли в атакующем футболе определяется исключительно закрытостью соперника?

Нет, не все. Опровержение поступило от самого Капелло, встряхнувшего сборную в перерыве заменами и, скорее всего, словами. Думаю, обошлось без "агиток" и накачек. Скорость игры – вот что стремился повысить тренер. Кадрово и технически.

Далее совсем несложно перепутать причину со следствием. Наши заиграли быстрее потому, что на поле появились Дзагоев и Глушаков? Или эти двое вошли в изменившуюся российскую игру, потому что больше ей соответствуют? Пусть акценты расставляет Капелло. Для нас важнее другое.

Первый гол родили два действия в одно касание – пас Широкова, удар Березуцкого. Второй мяч и есть одно кокоринское касание во всей его сумасшедшей красе. Существует соблазн втиснуть сюда же голевой удар Глушакова, но это было бы чересчур: и мы с вами, полагаю, на его месте пробили бы без обработки. А вот возросшую быстроту действий за счет усекновения фазы "прием – подъем головы" отметить стоит.

Касание, касание, касание! Не три, не два – одно. Мир стонет от основанного на нем футбола "Барселоны". А отдельным командам и игрокам нужна искусственная встряска, чтобы заставить себя быстрее расставаться с мячом. У России нет Хави, Иньесты и Месси, производящих на свет кружевные росчерки в промышленных масштабах. Но мы ведь чемпионы мира по "квадратам", разве нет? И если не играем в одно касание, то вряд ли потому, что не можем. Чаще – не хотим. Или попросту забываем об том.

Капелло напомнил. Он видел то же, что и мы: на поле избыток семенящих, нехватка проникающих. Дзагоев отблагодарил его за свой выход пенальти, заработанным после острой передачи из центра поля, и усилением именно этого вектора нападения. Глушаков – голом и разумным сплавом созидания с разрушением, всегда облагораживающим игру "опорника".

Не знаю, далеко ли идущие выводы последуют в отношении наших центральных хавов после мачта с Израилем. Но в том, что их креатива в последних трех матчах сборной явно недоставало, усомниться сложно. Тройка Денисов – Широков – Файзулин профессиональна и крепка, ее объединяют зенитовские корни. С малым уточнением: в "Зените" есть Данни, фронтмен и закоперщик. Подыгрывать ему, так же как и позволять ему подыгрывать себе, одно удовольствие. Играть вовсе без него – немного другое. Выше процент прозы. Меньше доля поэзии.

Поиск рифм, полагаю, и сподвиг Капелло на очередной сеанс доверия Дзагоеву.

– В этом году он плавно меняет свою позицию на поле, – скажет потом итальянец про армейца. – Думаю, что правильная позиция для Дзагоева – та, на которой он действовал сегодня. И я доволен его игрой.

Долговременный ли это пересмотр взглядов или ситуативный вердикт, узнаем в оставшихся матчах цикла. А пока констатируем: потерпев в Белфасте тренерское поражение, Капелло одержал в Питере тренерскую победу. Облегчающую дыхание, но, кажется, не решающую вопрос системно.

Кто помнит матч Польша – СССР на ЧМ-1982? Один в один – первый тайм с израильтянами. Общее давление, аннексия чужих территорий – и минимум ударов, тугой перепас, скрипучий футбол. Такое же послевкусие вызывали некоторые международные матчи клубов и сборной в 80-х и 90-х годах. Нам атаковать – мы катаем. Повели в счете – опять футбол поперек.

Не знаю, сколько во всем этом исторического, но что-то из своего прошлого мы, безусловно, переняли. Результата добивались, когда избавлялись от лишних тактов в футбольной музыке. Случалось это реже, чем хотелось бы. И случается по сей день. Одно из проявлений подметил читатель Da Lyrikas, написавший в моей конференции на сайте "СЭ", причем еще до матча с Израилем: "Мы совершенно не умеем отыгрываться". Пропуская, тужим и тужимся. Утыкаясь в разрушение, скучнеем и грустим. Ноктюрны на флейте водосточных труб даются нам с трудом.

Вот статистика. С осени 2006 года, когда сборная начала отбор к ЧЕ-2008, она провела 54 официальных матча, не считая товарищеских. В этих встречах мы 11 раз пропускали первыми. После чего победили лишь дважды – Англию и Армению, не вырвав ни единой ничьей.

Во власти ли Капелло вывернуть эту ситуацию наизнанку или речь идет о ментальной проблеме, застарелом комплексе? Судя по второму питерскому тайму и пресс-конференции, он попытается. Во всяком случае, нам бы этого хотелось.