ЧМ-2018
Во вторник в Казани состоялось заседание совета Оргкомитета "Россия-2018", на котором были подведены промежуточные итоги подготовки к чемпионату мира. О том же самом шла речь и в интервью, которое генеральный директор Оргкомитета дал корреспонденту "СЭ".
Андрей АНФИНОГЕНТОВ
из Казани
– Давайте начнем с темы, которая вам, готов предположить, уже надоела, но по-прежнему волнует очень многих болельщиков. Краснодар – это место, где на футбол приятно ходить. Это, что немаловажно, один из самых футбольных городов страны. Только вот в списке для ЧМ-2018 он отсутствует.
– Список утвержден давно, в нем никаких сенсаций. Нет и новостей. Все по-прежнему: Россия намерена провести чемпионат мира в 11 городах, на 12 аренах.
– Тем не менее Краснодар демонстрирует активное желание догнать уже уехавший поезд. К 2016 году там намерены построить сразу две новые арены. Мэр Краснодара в недавнем интервью региональному выпуску "Ведомостей" заявил: регион сделает все возможное и невозможное ради мизерного шанса. Но есть ли он, этот шанс?
– Мне порой кажется, что даже в 2017 году, когда будут построены все стадионы, когда станет окончательно понятна логистика турнира и его предварительный календарь, разговоры о Краснодаре все равно не стихнут, и все по-прежнему будут надеяться, что список можно изменить.
Откровенно говоря, и ФИФА, и нас этот искусственно подогреваемый накал страстей начинает утомлять. Давайте не забывать, что Краснодарский край представлен в российской заявке чемпионата мира. Город Сочи примет не только групповой раунд чемпионата, но и матчи Кубка конфедераций.
* * *
– До старта турнира – меньше 5 лет. До начала Кубка конфедераций – 3 года и 7 месяцев. Уже пора строить, согласны?
– Хотел бы заметить, что первый стадион чемпионата мира построен. Это "Казань Арена". Уже в ноябре она сможет впервые принять у себя футбол и прошла проверку большим событием во время универсиады, как и сам город Казань. Итоги в этом смысле получены позитивные и обнадеживающие.
– В каких вопросах Оргкомитет продвинулся дальше всего и почему?
– В работе по созданию тренировочных баз и площадок для команд-участниц чемпионата мира. Мы проехали все возможные места базирования сборных. Есть полная картина того, что мы сегодня имеем. Есть понимание того, что именно нужно сделать. Кроме того, вместе с аккредитованным агентством ФИФА мы осмотрели все гостиницы в городах, где состоятся матчи ЧМ-2018. Какие-то варианты отпали, что-то нужно улучшить и обязательно построить. Это хорошая работа, которая очень важна.
– Сколько тренировочных баз нужно будет построить городам и кто оплатит эту работу?
– Нам нужно 36 тренировочных площадок (по три на каждый стадион) для предматчевых тренировок сборных за день до игры и 64 базы для проживания и ежедневной работы команд во время турнира. Тут расчет такой: два варианта проживания на одну команду-участницу.
– Готовы ли российские клубы, располагающие современными тренировочными базами, предоставить их в аренду на время ЧМ? Будет ли Оргкомитет вести соответствующие переговоры с "Краснодаром", "Рубином", "Уралом", "Крыльями Советов", "Спартаком", "Динамо", "Локомотивом"?
– Именно с переговоров с нашими клубами мы и начали свою работу в этом вопросе. Помощь от них, безусловно, будет, и кого-то из участников турнира мы обязательно поселим на базах российских клубов. Одна беда: подобных баз – нужного уровня комфорта и обеспечения проживания – у нас сейчас мало.
– А как обстоят дела на других направлениях?
– За последний год мы существенно продвинулись во многих вопросах. Например, если говорить о правовой и юридической базе проведения турнира, то в начале июня президент подписал закон о подготовке чемпионата мира. Этот документ стал краеугольным камнем в нашей работе.
Тогда же, в июне, была запущена федеральная программа по подготовке инфраструктуры ЧМ-2018. В ней прописаны суммы затрат и механизмы работы при строительстве арен и развития необходимой инфраструктуры в регионах проведения соревнований. Учрежденная Оргкомитетом компания по мониторингу проектирования и строительства стадионов – "Арена-2018" – разработала необходимые стандарты требований к этим стадионам и будет жестко отслеживать их соблюдение.
– В Екатеринбурге сложилась непростая ситуация с реконструкцией стадиона "Центральный". Что там происходит?
– Скажу так: в Екатеринбурге есть недавно построенный стадион, который требует очень серьезной доработки с учетом требований ФИФА. Работы там, не стану скрывать, много.
– Зато в Казани стадион уже построен. Смета расходов "Казань Арены" – 15 миллиардов рублей, или около 7 тысяч евро за одно место. Будет ли использован опыт Казани при строительстве других арен ЧМ-2018 и как именно?
– Казань на сегодняшний день – отправная точка в нашем проекте. Ее опыт и созданная там база, достижения города по созданию городской среды и строительству спортивных объектов являются тем трамплином, от которого мы должны отталкиваться в своей работе.
– Насколько далеко продвинулись оргкомитеты ЧМ-2018 в других городах-организаторах?
– На самом деле достаточно далеко. Завершена вся подготовительная работа. Есть все необходимые документы. Все готово, чтобы начинать стройки, меняясь к ЧМ-2018.
– Какой из городов проделал самую большую подготовительную работу и почему?
– Нет, выделять кого-то не будем, даже не надейтесь.
– Многие регионы заявляют о том, что построят арены на 20 – 25 тысяч мест, а на время ЧМ-2018 смонтируют временные конструкции, которые позволят увеличить вместимость стадионов на 15 – 25 тысяч. Насколько это соответствует действительности и кто именно будет строить именно так?
– Вы немного неточны в формулировках. Регионы под контролем федерального центра будут строить так, чтобы после завершения турнира демонтировать съемные конструкции на 15 и более тысяч мест.
– Это допустимо?
– Да, это нормальная практика. Мы запросили у всех регионов, которые будут принимать матчи чемпионата, их мнение о том, каким должен быть стадион по вместимости с учетом его эксплуатации после завершения ЧМ-2018. Эти данные у нас есть, и они будут учтены при строительстве. Использование сборно-разборных конструкций в дальнейшем существенно повысит рентабельность арен.
* * *
– Нижний Новгород, Самара и Калининград долгое время не могли определиться с площадками для строительства, меняли концепции и планы.
– Теперь все ясно и понятно. Никаких изменений в этих вопросах больше не будет.
– Где именно будут строить арены в этих городах и насколько нынешний выбор отличается от того, что мы анонсировали в заявочной книге при подаче заявки в ФИФА?
– Оба волжских города анонсировали проекты на реке, в историческом центре. Теперь арены построят там, где есть значительное пространство. Для ФИФА это важный момент. В Калининграде же стадион будет построен на намывном острове в центре города. Это яркое решение, одно из самых красивых.
– Где еще не определились с тем, что именно и где будут строить к ЧМ, если говорить не только о стадионах?
– Таких городов нет. Есть база для работы и есть понимание, что именно нужно сделать.
– Будет ли у сборных во время турнира возможность жить в нужного класса городских отелях, тренируясь при этом на обновленных небольших стадионах, что уже сегодня реально в Казани, Самаре, Краснодаре или Екатеринбурге?
– Да, будут. Место базирования во время турнира – это выбор сборной, точнее – ее главного тренера. Мы не можем предугадать этот выбор, но обязаны предоставить участникам чемпионата такую возможность – выбирать.
* * *
– Когда строительство стадионов должно быть завершено?
– Если мы говорим о стадионах Кубка конфедераций – а это "Спартак" в Москве, арены в Санкт-Петербурге, Сочи и Казани, – то стройки должны быть завершены к 2016 году. Для всех остальных арен срок сдачи в эксплуатацию – лето 2017 года. Мы должны провести на новых аренах полноценный чемпионат России, если говорить об его нынешней структуре "осень – весна".
– У России в заявке анонсировано 12 арен в 11 городах. И не одного типового проекта. Это решение остается в силе – или появится некий единый вариант для 45-тысячников?
– Мировой опыт показывает, что какого-то единого, удобного для всех проекта нет. Национальные, культурные, географические и климатические особенности диктуют разные решения. Кроме того, не забывайте о местных условиях, технических возможностях инженерных сетей в каждом из городов и о многом другом, что делает каждый стадион ЧМ-2018 индивидуальным и эксклюзивным.